Слайд 1
Управление интеграционными трансформациями в промышленности
Тема 2. Трансформация промышленности в условиях
смены технологических укладов
Лектор: д.э.н., профессор Морозова Вера Данииловна
morozovaspb@yandex.ru
8 (921) 9064848
Кафедра
экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
Канал Грибоедова, ауд. 2074
Слайд 2Тема 2. Трансформация промышленности в условиях смены технологических укладов
Вопросы:
1. Объективные предпосылки трансформации промышленности в
условиях смены технологических укладов
2. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Слайд 31. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Технологическое обновление («модернизация», «неоиндустриализация») промышленного комплекса России закономерно
рассматривается как одно из основных условий достижения национальной конкурентоспособности и, как следствие, обеспечения национальной безопасности.
Начиная с 2000г. на высшем государственном уровне неоднократно ставилась задача технологического обновления экономики. Вначале она формулировалась как «модернизация», затем как «новая индустриализация» («неоиндустриализация», «реиндустриализация»), в 2014г. она трансформировалась в «импортозамещение».
Слайд 41.Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Несмотря на различие в формулировках, решение всех
этих задач возможно только через переход промышленности России к производству продукции более высоких технологий.
«Модернизация» предусматривает переход к более высоким технологиям.
«Новая индустриализация» – становление новых, то есть более развитых с технологической точки зрения, производств.
«Импортозамещение» – переход к производству продукции, которая закупается в других странах как продукция более высоких технологий.
Слайд 51. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
В современной экономике России преобладают технологии 3 и 4
технологических укладов, поэтому «высокими» для нее являются технологии 5 и 6 технологических укладов (ТУ).
В этой связи решение задач «модернизации», «новой индустриализации» или «импортозамещения» возможно только посредством замены технологий и производств 3-4 ТУ технологиями и производствами 5-6 ТУ, что предусматривает трансформацию состава, структуры и системы связей промышленного комплекса, в рамках которого производится продукция 3-4 ТУ, в состав, структуру и систему связей промышленного комплекса, в рамках которого будет производиться продукция 5-6 ТУ.
Слайд 61. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Справка: технологический уклад (синонимы: waves of innovation, techno-economic paradigm, Techniksysteme) — совокупность сопряжённых
производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. Ведущими исследователями данной темы являются Сергей Глазьев и Карлота Перес.
Слайд 71. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Согласно
определению С. Ю. Глазьева, технологический уклад представляет собой целостное и
устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, начинающийся с добычи и получения первичных ресурсов и заканчивающийся выпуском набора конечных продуктов, соответствующих типу общественного потребления.
Комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, определяющие формирование ядра технологического уклада, называются ключевым фактором. Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями.
Слайд 81. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Более простое определение дал Ю. В. Яковец: технологический
уклад это несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип.
В понимании К. Перес технико-экономическая парадигма это сфера производства и экономических отношений со всеми присущими ей явлениями (распределением доходов, технологиями, организационными и управленческими методами).
При этом под ключевыми факторами Перес понимает то же самое, что и Глазьев
Слайд 91. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Ключевые факторы III техноуклада — неорганическая химия (конвертер, динамит),
Ядро уклада — чёрная металлургия, железные дороги, кораблестроение, производство взрывчатых веществ. Страны-лидеры: Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды.
Начало фазы роста – 1883г.
Пик – 1931г.
Дно- 1945г.
Слайд 101. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Ключевые факторы IV техноуклада — двигатель внутреннего сгорания, реактивный и
турбореактивный двигатели; ракеты; атомное топливо; компьютер; лазер; конвейерное производство, радиосвязь.
Ядро уклада — автомобилестроение, самолётостроение, нефтехимия. Объединенные энергосистемы. Атомная энергетика. Электронная промышленность. Космические спутники.
Страны-лидеры: США, Западная Европа, СССР.
начало фазы роста — 1946 год, пик 1968 год, дно 1990 год.
Слайд 111. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Пятый уклад опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии,
генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.
Ядро технологического уклада:
электронная промышленность
вычислительная техника
оптико-волоконная техника
Слайд 121. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
программное
обеспечение
телекоммуникации
роботостроение
производство и переработка газа
информационные технологии
Ключевой фактор — микроэлектронные
компоненты.
Преимущество технологического уклада, по сравнению с предыдущим, заключалось в индивидуализации производства и потребления, в повышении гибкости производства.
начало фазы роста — 1991 год, пик 2010 год; с 2010 года — конец фазы быстрого роста (мировой финансово-экономический кризис).
Слайд 131. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Шестой технологический уклад
Ядро технологического уклада:
наноэлектроника
нанохимия
молекулярная и нанофотоника
наноматериалы и наноструктурированные покрытия
наносистемная
техника
нанобиотехнологии
информационные технологии
когнитивные науки
социогуманитарные технологии
конвергенция нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий.
Слайд 141. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Ключевой
фактор (прогноз Глазьева): нанотехнологии, клеточные технологии.
Преимущество технологического уклада, по
сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.
2010г. начало развития технологий; с 2018 года — период широкого распространения; с 2040 года — конец фазы быстрого роста.
Зарождение шестого уклада датируется началом 90-х гг. в рамках пятого технологического уклада.
Слайд 151. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
Технологически развитые страны перешли от четвертого к пятому
технологическому укладу, вступив на путь деиндустриализации производства.
Доля техноукладов в экономике некоторых стран (оценка):
Слайд 161. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
В
то же время по продукции четвертого технологического уклада проводится модификация
выпускаемых моделей, что достаточно для обеспечения платежеспособного спроса в своих странах для удержания рыночных ниш за рубежом.
В отечественной экономике по ряду объективных причин еще не полностью использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов. Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического уклада.
Слайд 171. Объективные предпосылки трансформации промышленности в условиях смены технологических укладов
На
доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние
государственная поддержка новых технологий в сочетании с инновационной деятельностью организаций. Нововведения-процессы улучшают качество продукции, способствуют снижению затрат на производство и обеспечивают устойчивый потребительский спрос на рынке товаров.
Слайд 182. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Начиная с 2000-го года
высказывались идеи о необходимости проведения в России промышленной политики как
условия модернизации экономики, предусматривающей смену технологических укладов:
«…переход к пятому, а тем более к шестому укладу невозможен без проведения активной государственной промышленной политики в инновационно-инвестиционной и институциональной областях. Для российской экономики в сложившихся условиях это требование становится безусловным императивом» (Бодрунов С.Д. и др.);
«только политика промышленного развития, действующая над пресловутым «рыночным механизмом», способна обеспечить цивилизационные рывки» (Батуева Т.Б.); и др.
Слайд 192. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Таким образом, в научном
сообществе с одной стороны, практическое единогласное мнение о необходимости проведения
промышленной политики, с другой стороны, сама промышленная политика в России отсутствовала вплоть до 2014г.
Лишь в 2014г. принят Госдумой и одобрен Советом Федерации ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» с последующими поправками от 13.07.2015г. и 3.07.2016г.
В ФЗ используются следующие основные понятия:
1) промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции;
Слайд 202. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
2) промышленное производство (промышленность)
- определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность
видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений;
3) субъекты деятельности в сфере промышленности - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
Слайд 212. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
4) меры стимулирования деятельности
в сфере промышленности - действия правового, экономического и организационного характера,
которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, и направлены на достижение целей промышленной политики;
5) отрасль промышленности - совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
Слайд 221. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
6) промышленная продукция -
товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности;
7) промышленная
продукция, не имеющая произведенных в Российской Федерации аналогов, - промышленная продукция, которая отвечает критериям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и не может быть заменена на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации и имеющую схожие технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой;
8) промышленная инфраструктура - совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности;
Слайд 231. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
9) освоение производства
промышленной продукции - мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере
промышленности к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции;
10) государственная информационная система промышленности - федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития;
Слайд 241. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
11) индустриальный (промышленный)
парк - совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного
производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
Слайд 252. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Целями промышленной политики являются:
1)
формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого
типа развития к инновационному типу развития;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
Задачами промышленной политики являются:
создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
Слайд 262. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
3) стимулирование субъектов деятельности
в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые
и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
4) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
5) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
6) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
7) обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Слайд 272. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Основными принципами промышленной политики
являются:
1) программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;
2)
измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;
3) мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;
4) применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
Слайд 282. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
5) координация мер стимулирования
деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
7) обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;
Слайд 292. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
8) информационная открытость при
разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере
промышленности с учетом интересов безопасности государства;
9) равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
10) интеграция науки, образования и промышленности;
11) учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при условии соблюдения приоритета федеральных интересов.
Слайд 302. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Правительство РФ в соответствии
с настоящим ФЗ:
1) утверждает документы стратегического планирования в сфере
промышленности в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
2) утверждает критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации;
3) утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, включая требования к инвестиционным проектам, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот
Слайд 312. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Правительство РФ в соответствии
с настоящим ФЗ:
1) утверждает документы стратегического планирования в сфере
промышленности в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
2) утверждает критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации;
3) утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, включая требования к инвестиционным проектам, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также порядок формирования и ведения перечня этих инвестиционных проектов;
Слайд 322. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
4) устанавливает требования к
индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам,
специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования;
5) утверждает перечень показателей, используемых для сопоставления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, порядок расчета и ежегодно достигаемые значения;
6) определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации промышленной политики, в том числе по разработке проектов документов стратегического планирования в сфере промышленности; и др.
Слайд 332. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Территориальное развитие промышленности на
основе создания новых и развития существующих индустриальных (промышленных) парков, а
также промышленных кластеров осуществляется с учетом:
стратегии пространственного развития РФ,
схем территориального планирования РФ
и схем территориального планирования субъектов РФ.
Слайд 342. Промышленная политика как инструмент трансформации промышленности
Итак, целью промышленности всегда является производство промышленных продуктов
по технологиям определенного, конкретного технологического уклада, а необходимым условием производства промышленных продуктов конкретного технологического уклада является наличие промышленного комплекса этого технологического уклада как совокупности экономических субъектов, образующих замкнутый цикл производства промышленных продуктов этого уклада.
А промышленная политика – это система государственных мер по организации производства промышленных продуктов заданного технологического уклада посредством формирования соответствующего этому укладу промышленного комплекса.
То есть, промышленная политика – есть функция технологического уклада.