Слайд 2Дисциплина
«Основы управления персоналом»
Преподаватель
Александрова Надежда Анатольевна,
доцент кафедры управления персоналом и
социологии (Б4-99, Б4-96),
кандидат философских наук.
ana1856@mail.ru
Слайд 3Структура дисциплины
Общая трудоемкость – 108 часов
в
том числе:
Аудиторных занятий – 54 часа
Самостоятельной работы – 54 часа
Аудиторные занятия:
Лекции – 18 часа
Семинары – 36 часов
Формы отчетности:
Зачет
Промежуточное тестирование
Реферат (презентация).
Слайд 5Лекция 1. Введение в дисциплину «Основы управления персоналом»
ПЛАН
Современные тенденции в
управлении персоналом
Основные понятия дисциплины: «трудовые ресурсы», «персонал», «трудовой потенциал» и
др.
Персонал-технологии.
Слайд 6Современные тенденции в управлении персоналом
Компьютеризация деятельности СУП, использование информационных технологий
в УП
Подход к УП как к бизнес-процессу
Регламентация, инструментализация, технологизация кадровых
процессов
Перевод кадровых функций на аутсорсинг
Компетентностный подход
Профессионализация управления персоналом, появление направления подготовки
Повышение требований к личности и подготовке УП-специалиста
Повышение статуса менеджера по УП, изменение уровня влияния на предприятии
Включение УП-специалистов в глобальное взаимодействие
Слайд 7Бизнес-процессы, которые передаются на аутсорсинг
Слайд 9Компетенции –
это характеристики личности, которые важны для эффективного
выполнения работы на соответствующей позиции и которые могут быть измерены
через наблюдаемое поведение.
Слайд 10Виды компетенций
>
Способности
Умения, навыки, опыт
Слайд 11Модель компетенций –
полный набор характеристик, позволяющий человеку успешно
выполнять функции, соответствующие его должности.
Слайд 1220 компетенций успешных менеджеров
Слайд 13Использование моделей компетенций в УП
Слайд 14
2. Значения термина «Управление персоналом» в современном кадровом
менеджменте
УП – учебная дисциплина
УП – особый вид деятельности,
профессия
3. УП – система решений руководителей организации, направленных на:
а. привлечение
б. использование
в. развитие профессионального и личност-ного потенциала сотрудников и направленных на согласование интересов и потребностей организации и ее персонала.
Слайд 16 Трудовые ресурсы – трудоспособная часть
населения страны,
которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные
блага или услуги.
Слайд 17Численность трудовых ресурсов определяется по формуле:
Т
= Р тр – Ринв+ Рпсн + Рмол, где
Т –
численность трудовых ресурсов
Р тр – численность населения в трудоспособном возрасте
Р инв – численность населения трудоспособного возраста, но
считающегося нетрудоспособным
Р пнс – работающие лица пенсионного возраста
Р мол – работающие подростки до 16 лет.
Слайд 18
В России из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48
млн человек работают в легитимном секторе: вице-премьер РФ Ольга Голодец.
«Наш
рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. 48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем, остающиеся вне поля зрения государства люди создают проблему для всего общества: из-за большого «серого» сектора в стране происходит недофинансирование всех социальных расходов.
платят все необходимые взносы только 48 млн трудоспособных граждан, а все остальные — нет».
уровень квалификации в большинстве специальностей в нашей стране отстает от мирового на 20 лет. По ее словам, эту проблему должен решить закон о профессиональных стандартах.
Между тем россиян, согласных на «серую» зарплату, год от года становится меньше. К таким выводам пришли социологи исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru по результатам своего недавнего опроса. Работать за неофициальную зарплату сейчас готовы 47% опрошенных — в феврале 2009 года таковых было 60%, в 2011-м — 51%. Мужчины намного чаще женщин готовы нарушать трудовое законодательство и отказываться от белых заработков (54% против 39% соответственно). Не слишком требовательна и молодежь до 24 лет (52%).
Слайд 19Эволюция понятий, отражающих понимание роли и значения работника на производстве
Слайд 20Персонал (от лат. personalis - личный) -
это личный состав организации,
включающий всех наёмных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Слайд 21 Основные признаки персонала
Наличие его трудовых
взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором.
Обладание определёнными качественными
характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.).
Целевая направленность деятельности персонала.
Слайд 22персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации)
рабочую силу или трудовые ресурсы
отрасли, территории, региона, страны в целом.
Человеческие ресурсы – термин,
характеризующий с качественной, содержательной стороны
Слайд 23Человеческие ресурсы –
профессиональные знания, умения, способности работников,
эффективное формирование, использование и развитие которых обеспечивает организации экономический успех
и конкурентные преимущества в рыночной среде.
Слайд 24В состав Академии входят::
Институт
дополнительного
профессионального
образования (ИДПО)
Институт
заочного
образования (ИЗО)
Отделы и учебные
центры
Академия корпоративного образования
образована в феврале 2008 г.
Слайд 26Трудовой потенциал работника –
это совокупность физических и духовных качеств человека,
определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность
достигать в заданных условиях определённых результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Слайд 27Компоненты трудового потенциала работника
Слайд 28Виды российских организаций в зависимости от отношения к персоналу:
Слайд 30Технология
совокупность методов, способов и приемов преобразования материалов в
полезную вещь, услугу, информацию
Слайд 32Признаки технологий
Разграничение, разделение, расчленение единого процесса на внутренне связанные между
собой этапы, фазы, операции.
Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение
запланированного результата.
Однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций.
Слайд 33Социальная технология -
алгоритм, процедура осуществления действий в различных
областях социальной практики, и прежде всего в управлении, образовании, исследовательской
деятельности, художественном творчестве.
Слайд 34Кадровые технологии - это совокупность последовательно произведенных действий, приемов, операций,
которые позволяют:
получить информацию о возможностях человека (способностях,
профессиональных знаниях, умениях, навыках)
сформировать требуемые для организации качества работника
изменить условия в организации, чтобы компетенции работника смогли реализоваться.
Слайд 35В практике управления персоналом «технологический» эффект достигается за счет:
расчленения
деятельности на определенное число операций, необходимых и достаточных для ее
эффективного осуществления, исключения тем самым пустых и бесполезных действий
четкого распределения операций между исполнителями и исключения «необеспеченных» операций, функций
координации действий исполнителей и исключения или минимизации возможных сбоев
алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов за счет сокращения времени на поиск и выбор вариантов.
Слайд 36Технологии привлечения:
Технология кадрового планирования
Технология профессиональной ориентации
Технология набора персонала
Технология отбора и
найма персонала
Слайд 37Технологии использования персонала:
Технология оценки персонала
Технология мотивации и стимулирования труда персонала
Технология
высвобождения
персонала
Слайд 38Технологии развития персонала:
Технология адаптации в организации
Технология обучения персонала
Управление служебно-профессиональным продвижением
и карьерой
Управления кадровым резервом