Слайд 1Управление проектами
Разработал к.т.н., доцент Скачкова И.А.
Слайд 2Оценивания по модульно-рейтинговой системе оценки знаний
в рамках дисциплины «Управление проектами"
Форма
контроля - «экзамен»:
Получение студентами баллов:
- Модуль 1 - 20 баллов;
-
Модуль 2 - 20 баллов;
- РГР - 10 баллов;
Лабораторные работы - 50 баллов.
Слайд 3ТЕМА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
Слайд 41.1 Характеристика управления проектами
В наиболее широком понимании этого термина проект
− это то, что изменяет мир: научно исследовательская деятельность, создание
новой технологии и техники, новых зданий и сооружений, кинофильма или проведение предвыборной компании и т.д.
Проект − это комплекс взаимозависимых мероприятий, направленных на осуществление поставленных целей на протяжении ограниченного времени в условиях ограничения различных ресурсов.
Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Слайд 51.1 Характеристика управления проектами
Основные характеристики проекта:
Направленность на достижение конкретной цели,
что требует четкого формулирования и достижения поставленных целей, начиная с
целей наиболее высокого уровня, заканчивая целями низкого порядка.
Координированное выполнение взаимозависимых действий, т.к. некоторые действия необходимо выполнять параллельно, некоторые − последовательно и нарушение такого порядка может поставить под угрозу выполнение всего проекта в целом.
Слайд 61.1 Характристика управления проектами
Ограниченность во времени, определенность даты начала и
окончания проекта. Залогом успешной реализации проекта является оптимальное распределение усилий
и ресурсов во времени, что обеспечивается упорядочением последовательности выполнения работ и мероприятий в рамках проектной деятельности.
Наличие бюджета, который выделяется на финансирование проекта в зависимости от его масштаба, содержания и сроков исполнения.
Уникальность, т.к. проекты − это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия. Не существует идентичных проектов, даже если они предусматривают выполнение одинаковых действий.
Слайд 71.1 Характристика управления проектами
С точки зрения системного подхода, проект может
рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное при
участии ряда ограничений и механизмов
Проект
Вход
Выход
Ограничения
Финансовые,
Нормативно-правовые,
этические,
Ограничения
Логистические,
время,
Окружение,
уров. качества.
Обеспечение
Люди, Знание, опыт, техника
инструменты,
технология
Потребности
Удовлетворенные
потребности
Слайд 81.1 Характристика управления проектами
В «Кодексе знаний об управлении проектами» проект
— некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами
(целями), обуславливающими способ ее решения.
Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.
Основные элементы проекта
Замысел
(проблема, задача)
Средства реализации
(решения)
Цели
реализации
(результаты, решения)
Слайд 91.2. Функции и подсистемы управления проектами
Функции управления проектом осуществляются на
всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование, контроль
проекта, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг , оценку, отчетность, экспертизу , проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта.
Слайд 101.2. Функции и подсистемы управления проектами
Предметные области и управляемые элементы
в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые
ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и пр.
Слайд 111.2. Функции и подсистемы управления проектами
Подсистемы системы управления проектом по
основным предметным областям подразделяются на: управление содержанием проекта, объемами работ,
управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление, управление информацией и коммуникациями.
Слайд 121.3. Методы управления проектами
Методы управления проектами позволяют:
определить цели проекта
и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы
работы, которые предстоит выполнить);
определить необходимые объемы и источники финансирования;
подобрать исполнителей — в частности, через процедуры торгов и конкурсов, — подготовить и заключить контракты;
определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;
обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.
Слайд 131.4. Виды проектов и их характеристика
По характеру изменений
По масштабам в
международной практике
По продолжительности (срокам реализации)
По отраслевой принадлежности
По специфике конечного продукта
-
оперативные
- стратегические
Слайд 141.4. Виды проектов и их характеристика
По характеру изменений
По масштабам в
международной практике
По продолжительности (срокам реализации)
По отраслевой принадлежности
По специфике конечного
продукта
- малые
- средние
- большие
- грандиозные
Слайд 151.4. Виды проектов и их характеристика
По характеру изменений
По масштабам в
международной практике
По продолжительности (срокам реализации)
По отраслевой принадлежности
По специфике конечного
продукта
Краткосрочные
(до 1 года)
Среднесрочные
(от 1 до 3 лет)
Долгосрочные
(свыше 3 лет)
Слайд 161.4. Виды проектов и их характеристика
По характеру изменений
По масштабам в
международной практике
По продолжительности (срокам реализации)
По отраслевой принадлежности
По специфике конечного
продукта
- промышленные
- строительные
- транспортные
- образовательные и т.д.
Слайд 171.4. Виды проектов и их характеристика
По характеру изменений
По масштабам в
международной практике
По продолжительности (срокам реализации)
По отраслевой принадлежности
По специфике конечного продукта
-
экономические;
- организационные;
- технические;
- социальные;
- смешанные.
Слайд 181.4. Виды проектов и их характеристика
По видам
По функциональным направлениям
По характеру
привлеченных сторон
По степени сложности
По составу и структуре привлеченных организаций
- коммерческие
-
некоммерческие
Слайд 191.4. Виды проектов и их характеристика
По видам
По функциональным направлениям
По характеру
привлеченных сторон
По степени сложности
По составу и структуре привлеченных организаций
- производственные
-
технологические
- финансовые
- исследовательские
- маркетинговые
- управление персоналом
- смешанные
Слайд 201.4. Виды проектов и их характеристика
По видам
По функциональным направлениям
По характеру
привлеченных сторон
По степени сложности
По составу и структуре привлеченных организаций
- международные;
-
национальные;
- территориальные;
- местные.
Слайд 211.4. Виды проектов и их характеристика
По видам
По функциональным направлениям
По характеру
привлеченных сторон
По степени сложности
По составу и структуре привлеченных организаций
- простые
или монопроекты
- сложные или мультипроекты
- очень сложные или мегапроекты
Слайд 221.4. Виды проектов и их характеристика
По видам
По функциональным направлениям
По характеру
привлеченных сторон
По степени сложности
По составу и структуре привлеченных организаций
однофункциональные
многофункциональные
Слайд 231.5 Системы и элементы проектных деятельностей
Динамика — одна из основных
характеристик процесса развития проекта, которая наряду с разбиением функций позволяет
рассматривать проект как систему взаимосвязанных целенаправленных видов деятельности субъектов-исполнителей, выполняющих функции.
Каждая работа этой системы характеризуется следующими элементами: субъект, цель, материалы и ресурсы, средства и инструменты, методы и результат
Слайд 241.5 Системы и элементы проектных деятельностей
,
Цель:
Решение проблем пользователя путем автоматизации
его деятельности
Материалы и ресурсы:
Требования к программной системе,
Оборудование, вспом. ресурсы
Средства и
инструменты
Системы программирования, библиотеки,
CASE-средства
Методы:
Стратегии развития,
Методологии,
Регламенты и соглашения
Результат:
Программная система
Документация к ней
Методика работы
Тесты учебные материалы
Субъект:
Команда программистов,
выполняющих проект,
инициаторы работы
Слайд 251.5 Системы и элементы проектных деятельностей
Субъект — исполнитель деятельности, обладающий
определенными качествами и возможностями, позволяющими заниматься ее выполнением. Субъекты, исполнители
программных проектов, могут быть индивидуумами либо группами индивидуумов.
Слайд 261.5 Системы и элементы проектных деятельностей
Цель — назначение деятельности, явно
выделяющее направление ее развития. Цель деятельности всегда соотносится с другими
составляющими системы деятельностей: какое место данная деятельность занимает в системе, как и в каком качестве используются результаты деятельности в других проектных и внешних деятельностях.
Материалы и ресурсы — то, что используется и перерабатывается при выполнении деятельности. Термин «материалы» чаще используется, когда аспект расходования не представляет интереса для рассмотрения или отсутствует вовсе. Пример — спецификации программного изделия используются, но, естественно, не расходуются в разных видах деятельности по производству программ: как задание на разработку, как эталон для проверки готовой программы, как основа составления документации.
Слайд 271.5 Системы и элементы проектных деятельностей
Средства и инструменты. Обычная деятельность
предполагает применение вспомогательных средств, которые поддерживают ее выполнение либо являются
необходимыми для получения осмысленных результатов.
Средства — общее понятие, отражающее возможность применения объекта в различных деятельностях. Инструменты, как правило, специализируются для конкретных видов деятельности.
Однако и микроскоп пригоден для забивания гвоздей! Данный пример показывает условность разграничения между средствами и инструментами, хотя это и удобно с определенной точки зрения.
Слайд 281.5 Системы и элементы проектных деятельностей
Методы — совокупность приемов для
деятельности данного типа, которые целесообразно применять при ее выполнении, предписаний,
соглашений и рекомендаций, принимаемых для проекта, организации и т.д., регламентов, запрещающих или ограничивающих возможность применения средств, инструментов, других методов, а также задающих ограничения доступа к общим ресурсам.
Результат. Совокупность всех продуктов, полученных в ходе выполнения деятельности, называется ее результатом. Результат может содержать продукты, полезные с точки зрения целей проекта и целей деятельности, и бесполезные продукты, не способствующие продвижению проекта к его глобальным целям.
Слайд 291.6 Треугольник менеджмента проектов
Менеджмент проекта рассматривается как обеспечение поставок продукта,
разработка которого требует выполнения определенного объема работ (область действия) с
привлечением затрат, не выходящих за определенные пределы, укладывающаяся в заданные рамки времени и удовлетворяющая приемлемому уровню качества. Это широко известный «треугольник менеджмента проектов».
Он интерпретируется как задача менеджера, формулируемая следующим образом: Нужно уравновешивать выполнение работ проекта (область действия), время (план-график поставок) и расход ресурсов (затраты), удовлетворяя требованиям качества.
Слайд 301.6 Треугольник менеджмента проектов
Область охвата - цели и задачи проекта,
а также трудозатраты, необходимые для их выполнения.
Затраты - бюджет проекта,
основанный на затратах на ресурсы, т.е. на персонал, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задач.
План-график - время выполнения проекта, отражающееся в календарном плане проекта.
Качество - это результат того, как вы управляете временем, деньгами и объемом работ.
Слайд 311.6 Треугольник менеджмента проектов
Область охвата - цели и задачи проекта,
а также трудозатраты, необходимые для их выполнения.
Затраты - бюджет проекта,
основанный на затратах на ресурсы, т.е. на персонал, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задач.
План-график - время выполнения проекта, отражающееся в календарном плане проекта.
Качество - это результат того, как вы управляете временем, деньгами и объемом работ.
Слайд 321.6 Треугольник менеджмента проектов
Треугольник менеджмента проектов
Слайд 331.6 Пирамида проектного менеджмента
Идея третьего измерения
Слайд 341.7 Заинтересованные стороны проекта
Заинтересованные стороны проекта – это лица или
организации (например, заказчики, спонсоры, исполняющая организация или общественность), которые активно
участвуют в проекте или интересы которых могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно в ходе исполнения или в результате завершения проекта.
Слайд 351.7 Заинтересованные стороны проекта
Заинтересованные стороны проекта:
заказчики/пользователи. Заказчики/пользователи – это лица
или организации, которые будут пользоваться продуктом, услугой или результатом проекта.
спонсор.
Спонсор – это лицо или группа лиц, которые предоставляют финансовые ресурсы (деньгами или в любом другом виде) для проекта.
менеджер портфеля/комиссия по рассмотрению портфеля. Менеджеры портфеля отвечают за управление на высоком уровне набором проектов или программ, которые могут как зависеть, так и не зависеть друг от друга.
Слайд 361.7 Заинтересованные стороны проекта
менеджеры программ. Менеджеры программ отвечают за управление
связанными друг с другом проектами, координируя действия для достижения преимуществ
и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности. Менеджеры программ взаимодействуют со всеми менеджерами проектов для предоставления поддержки и выдачи распоряжений по отдельным проектам.
офис управления проектами. Офис управления проектами (Project Management Office, PMO) – это подразделение организации или орган, осуществляющий различные функции, относящиеся к централизации и координации управления проектами, входящими в его компетенцию.
менеджеры проектов. Менеджеры проектов назначаются исполняющей организацией для достижения целей проекта.
Слайд 371.7 Заинтересованные стороны проекта
команда проекта. Команда проекта состоит из
менеджера проекта, команды управления проектом и остальных членов команды, которые
выполняют работу, но не обязательно участвуют в управлении проектом.
Функциональные руководители. Функциональные руководители являются ключевыми лицами, играющими руководящую роль в рамках административной или функциональной области предприятия, такой как отдел кадров, финансовый отдел, бухгалтерия или отдел поставок.
управление операционной деятельностью. Менеджеры по операциям – это лица, выполняющие управляющую роль в основной области деятельности предприятия, например в области исследований и разработок, проектирования, производства, подготовки к работе, испытаний или технического обслуживания.
Слайд 381.7 Заинтересованные стороны проекта
продавцы/деловые партнеры. Продавцы, также называемые агентами, поставщиками
или подрядчиками, – это сторонние компании, заключившие договор на предоставление
компонентов или услуг, необходимых для проекта.
Слайд 391.8 Жизненный цикл проекта
Все проекты могут быть представлены в
виде жизненного цикла со следующей структурой:
• начало проекта;
• организация и
подготовка;
• выполнение работ проекта;
• завершение проекта.
Жизненный цикл проекта – это набор, как правило, последовательных и иногда перекрывающихся фаз проекта, названия и количество которых определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью.
Слайд 401.8 Жизненный цикл проекта
Обычная последовательность фаз в жизненном
цикле проекта
Слайд 411.8 Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:
Какие
технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в
какой фазе должно быть проведено проектирование?)
В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки
Кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании)
Как контролировать и подтверждать каждую фазу.
Слайд 421.8 Жизненный цикл проекта
Обобщенная структура жизненного цикла отображает следующие
характеристики:
• Стоимость и вовлечение персонала в проект невелики в начале,
достигают пикового значения по мере выполнения работ и стремительно падают на этапе завершения проекта.
• Влияние заинтересованных сторон проекта, риск и неопределенность имеют наибольшие значения в начале проекта. Эти факторы уменьшаются по ходу проекта.
• Способность влиять на конечные характеристики продукта проекта без существенного влияния на стоимость имеет наивысшее значение в начале проекта и уменьшается по мере продвижения проекта к завершению.
Слайд 431.8 Жизненный цикл проекта
• Как правило, работы фазы имеют
свойства, которые отличают ее от других фаз. При этом могут
привлекаться разные организации и использоваться разные наборы навыков.
• Для успешного достижения главного результата или цели фазы требуется дополнительная степень контроля.
Фазы проекта – это отдельные части в рамках проекта, требующие дополнительного контроля для эффективного управления достижением основного результата проекта. Фазы проекта обычно выполняются последовательно, но в некоторых случаях могут перекрываться.
Слайд 441.8 Жизненный цикл проекта
Существует три основных типа взаимосвязей между
фазами:
Последовательная связь, когда фаза может начинаться только после завершения
предыдущей фазы.
Перекрывающаяся связь, когда фаза начинается до завершения предыдущей фазы .
Итерационная связь, когда на любое заданное время планируется только одна фаза, а планирование следующей осуществляется по мере выполнения работ в рамках текущей фазы и получения результатов.
Слайд 451.9. Процессы управления проектами
Процесс – это ряд взаимосвязанных действий и
операций, выполняемых для достижения заранее определенных продуктов, результатов или услуг.
Процессы управления проектом выполняются командой проекта и обычно бывают двух типов:
Процессы управления проектом, общие для большинства проектов, связаны между собой тем, что они нацелены на выполнение общей задачи.
Процессы, ориентированные на продукт, определяют и создают продукт проекта.
Слайд 461.9. Процессы управления проектами
Пять групп процессов таковы:
Группа процессов инициации.
Определяет и авторизует проект или фазу проекта.
Группа процессов планирования.
Определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект.
Группа процессов исполнения. Объединяет человеческие и другие ресурсы для выполнения плана управления проектом данного проекта.
Слайд 471.9. Процессы управления проектами
Пять групп процессов таковы:
Группа процессов мониторинга
и управления. Регулярно оценивает прогресс проекта и осуществляет мониторинг, чтобы
обнаружить отклонения от плана управления проектом, и, в случае необходимости, провести корректирующие действия для достижения целей проекта.
Группа завершающих процессов. Формализует приемку продукта, услуги или результата и подводит проект или фазу проекта к правильному завершению.
Слайд 481.9. Процессы управления проектами
Взаимодействие групп процессов в проекте
Слайд 491.9. Процессы управления проектами
В каждой группе процессов, индивидуальные процессы связаны
своими входными и выходными характеристиками.
Можно описать каждый процесс с
точки зрения его:
Входных данных - документов или документированных предметов, на основе которых будут предприниматься действия.
Инструментов и методов - механизмов, позволяющих перевести входные данные в выходные.
Выходных данных - документов или документированных предметов, являющихся результатом процесса
Слайд 501.9. Процессы управления проектами
В каждой группе процессов, индивидуальные процессы связаны
своими входными и выходными характеристиками.
Можно описать каждый процесс с
точки зрения его:
Входных данных - документов или документированных предметов, на основе которых будут предприниматься действия.
Инструментов и методов - механизмов, позволяющих перевести входные данные в выходные.
Выходных данных - документов или документированных предметов, являющихся результатом процесса
Слайд 511.9. Процессы управления проектами
"A Guide to the Project Management
Body of Knowledge" (PMBOK ® Guide) – Национальный (США) и
международно признанный стандарт управления проектами.
PMBOK распределяет по девяти областям знаний 44 процесса управления проектами
Слайд 521.9. Процессы управления проектами
Области знаний управления проектами:
Управление интеграцией проекта;
Управление содержанием
проекта;
Управление сроками проекта;
Управление стоимостью проекта;
Управление качеством проекта;
Управление человеческими ресурсами проекта;
Управление
коммуникациями проекта;
Управление рисками проекта;
Управление закупками проекта.