Слайд 1Управление производством медицинских услуг
Доц. Калинкин Д.Е.
Сибирский государственный медицинский университет
Кафедра организации
здравоохранения и общественного здоровья
Слайд 2Управление - это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических,
технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание их режима
деятельности, реализацию их программ и целей.
Слайд 3Производство медицинских услуг — это процесс превращения ресурсов в услуги
определенного объема и качества
Слайд 4Системный подход к управлению производством медицинских услуг предполагает рассмотрение производственной
деятельности как производственной системы, выполняющей операционные функции, то есть действия,
в результате которых производят услуги.
Слайд 5Система - упорядоченная совокупность взаимодействующих элементов (объектов, процессов, явлений, подсистем)
с установленными между ними отношениями, которые путем совместной деятельности стараются
достичь цели системы
Слайд 6Операционная система любого лечебного учреждения включает:
перерабатывающую подсистему — подразделения, выполняющие
производственную работу (лечебно-диагностические отделения);
подсистему обеспечения — подразделения, выполняющие функции, необходимые
для работы перерабатывающей системы (хозяйственная служба);
подсистема планирования и контроля — подразделения, принимающие решения по целям и функциям перерабатывающей системы (административные подразделения).
Слайд 7Операционная функция включает:
анализ производственных операций (сбор анамнеза, осмотр больного, клиническое
обследование, медицинские манипуляции, оформление документации, постановка диагноза, назначение лечения и
др.);
анализ факторов, влияющих на производственные операции (ресурсы, методы, технологии, квалификация специалистов, система управления);
Слайд 8оценку операционного времени, необходимого для выполнения операций по отношению к
одной услуге;
составление карты анализа операции, включающей факторы, влияющие на ее
эффективность;
разработку пооперационной карты производственного процесса — графическое изображение поступления материалов в процесс производства медицинской услуги и последовательность контрольных и технологических операций.
Слайд 9Для эффективного управления необходимо сформировать производственную структуру, отвечающую требованиям производства
медицинских услуг
Слайд 10Особенности производства медицинских услуг определяются характером самой медицинской услуги как
правовой категории:
Суть медицинских услуг состоит в деятельности медицинского персонала по
обследованию и лечению больного в целях улучшения его здоровья.
Достижение поставленной цели: положительный исход не может быть гарантирован.
Оказание медицинской услуги имеет имущественный характер, так как создает определенный экономический эффект в виде удовлетворения потребности человека по получению квалифицированной медицинской помощи и потребности государства в поддержании здоровья населения.
Слайд 11Медицинская услуга неразрывно связана с личностью исполнителя, и качество ее
оказания во многом зависит уровня знаний медицинского работника, его умений
и квалификации.
При оказании медицинских услуг в большинстве случаев отсутствует вещественный результат, но даже и при его создании он не может быть передан другому лицу.
Слайд 12Современное регулирование медицинских услуг в РФ осуществляется на следующих уровнях:
Конституция
РФ — определяет социальную значимость и необходимость регулирования отношений, складывающихся
при реализации человеком прав на жизнь и охрану здоровья.
Гражданский кодекс РФ — содержит общее регулирование договора оказания медицинских услуг и защищает неотъемлемые блага человека (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна, неприкосновенность частной жизни).
Слайд 13Специальные законы регулируют отношения в некоторых областях здравоохранения.
Закон «О защите
прав потребителей» регулирует отношения между потребителем и исполнителем медицинских услуг.
Постановление
Правительства РФ от 13.01.96 г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» регламентирует порядок и условия оказания медицинских услуг.
С учетом этих нормативных актов осуществляется проектирование, планирование и организация производства медицинских услуг.
Слайд 14Проектирование производственной системы включает:
Проектирование услуг с учетом их стоимости, качества,
надежности, безопасности.
Проектирование процесса производства услуг, включая нормирование труда.
Проектирование производственных
мощностей включает выбор местонахождения учреждения производственно площадки с учетом внешнего вида, расстояния до жилых
массивов, транспортной доступности, наличия и стоимости энергоснабжения и других услуг.
Слайд 15При проектировании производственной системы следует прогнозировать ее эффективность, которую оценивают
по следующим показателям:
расходы на производство медицинских услуг;
качество медицинских услуг;
темп производства
услуг и производственная мощность;
гибкость системы и возможность ее адаптации к изменившимся условиям.
Слайд 16Организация производства медицинских услуг включает:
использование зданий и сооружений;
планирование подразделений, кабинетов,
служб;
расстановку персонала;
установление режимов и методов ведения производственных операций;
планирование, нормирование и
оплату труда персонала;
оценку издержек производства;
систему контроля качества и количества произведенных услуг.
Слайд 17Организация осуществляется через две системы управления:
Административно-организационное — предполагает разработку структуры
организации.
Оперативное управление – непрерывное сравнении фактически полученных результатов с плановыми
и
последующей их корректировке с помощью приказов и распоряжений.
Слайд 18Наиболее важный инструмент организации производства — исследование операций. Оно дает
возможность определить технологию амбулаторного приема и стационарного ведения пациентов. Главная
цель исследования операций - оптимизация информационного обеспечения управления для принятия управленческих решений.
Слайд 19Исследование операций при оказании медицинских услуг показало, что существуют услуги
следующих видов:
простые — это неделимые медицинские услуги, имеющие законченное, самостоятельное
лечебное или диагностическое значение (услуги параклиники, оперативные вмешательства,
посещения врача);
сложные — услуги, которые включают несколько простых медицинских услуг (амбулаторный прием одного больного, один койко-день в стационаре);
комбинированные — включают несколько сложных услуг (амбулаторное лечение одного больного, стационарное лечение одного больного).
Слайд 20Услуга - это процесс взаимодействия медицинского работника (субъекта) и пациента
(объекта), поэтому основным содержанием каждой медицинской услуги является труд ее
производителя (медицинского работника).
Стоимость услуги определяется трудозатратами, а качество услуги - качеством труда.
Слайд 22Таким образом, в ЛПУ можно выделить две системы управления:
управление
административное
управление клиническим процессом, или производством медицинских услуг для конкретных
больных.
Слайд 23Административный уровень управления производством медицинских услуг включает:
Назначение заведующих подразделениями (ответственны
за осуществление мониторинга качества медицинской помощи).
Установление пределов профессиональной деятельности подразделений
— каждое отделение ведет журнал, отражают объем оказываемой помощи.
Слайд 24Определение наиболее ответственных моментов производства медицинских услуг (сопряженных с риском,
значительными финансовыми затратами, большим объемом мероприятий, новыми способами лечения и
диагностики).
Слайд 25Управление клиническим процессом обладает специфическими, отличными от административного управления признаками,
которые определяются тем, что клиника имеет дело с человеком —
сложным объектом живой природы, свойства и характеристики которого непрерывно меняются под внешними воздействиями.
Слайд 26Управление клиническим процессом требует:
непрерывной коррекции начальных планов лечения.
наблюдения за целым
комплексом сложных патологических процессов, влияющих друг на друга.
Наличия базовых знаний
и клинического опыта как единственного инструмента управления.
Большого количества альтернатив при принятии решения.
Слайд 27построения научно обоснованной последовательности диагностических скрининговых тестов с учетом современных
представлений о природе заболеваний.
стандартизации медицинских технологических процессов.
Слайд 28Методология проектирования и управления проектами в клинической практике — метод
критического пути.
Критический путь — это оптимальный по времени и
последовательности план выполнения элементов медицинской помощи, разработанный в целях наилучшего использования ресурсов клиники, достижения максимально возможного качества медицинской услуги, минимизации издержек и отклонений.
Слайд 30Для внедрения метода критического пути следует проектировать лечебно-диагностический процесс по
следующим категориям:
Области для развития метода –
со значительным объемом мероприятий,
большинство из которых поддаются стандартизации по критериям их воспроизводимости и идентичности исходов (тяжелая сердечная недостаточность, сахарный диабет),
существенными финансовыми затратами,
высоким риском для пациента,
возможным возникновением ходе лечения проблем (сопутствующие заболевания, интоксикации, низкие доходы, отсутствие жилищных условий для амбулаторного лечения);
Слайд 31границы критического пути (отдельные этапы оказания медицинской помощи, полная программа
лечения, специальные медицинские программы — диализ);
вид медицинской помощи (сложные манипуляции,
диагностика определенных синдромов);
структура критического пути: место проведения лечения, клиническое обследование, инструментальные диагностические исследования, консультации специалистов, ведение больного, уход, подготовка к процедурам), медикаментозное лечение и т.д.
Слайд 32Организация работы по методу критического пути требует использования формализованной документации,
содержащей виды и динамику клинических воздействий на больного
Слайд 34Выявление отклонений от критического пути возможно и условии формализации ожидаемых
результатов и наличия адекватной формы, позволяющей собирать и анализировать иные.
Слайд 35Выделяют три основные категории отклонений, которые нуждаются в регулировании:
связанные
с поведением пациента (отказ от исследования, лечения);
ситуационно обусловленные (не работает
оборудование, отсутствует медикамент);
системные (неправильная организация клинического процесса).
Слайд 37При производстве медицинских услуг главным руководителем клинического процесса является лечащий
врач, который имеет в своем распоряжении определенные ресурсы, знания, умения,
клинический опыт, но вместе с тем руководствуется теми технологиями управления клиническим процессом, которые были рассмотрены выше. Для оптимизации принятия клинического решения вышеперечисленные параметры медицинской услуги следует представить в форме конкретной технологической карты.
Слайд 38Для каждого больного данная модель наполняется конкретным содержанием (необходимые ресурсы,
медицинские и организационные технологии, последовательность действий, принятые решения).
Слайд 40 Система административного управления - важное промежуточное звено между требуемыми
ресурсами и основными звеньями критического пути
Слайд 42В ЛПУ административное управление ориентировано в основном на управление ресурсами,
которые представлены:
временем
персоналом
информацией
финансами
материальными ценностями