Слайд 1
Лекция 6-7: Управление юридическими конфликтами. Переговоры и медиация
Вопросы:
1. Понятие управления
юридическим конфликтом: содержание и основные методы.
2. Способы предупреждения и модели завершения и разрешения юридических конфликтов.
3. Переговоры и конфликтологическое посредничество. Формы посредничества и его особенности в деятельности юриста.
Слайд 2Сущность управления конфликтами
Управление конфликтами собой сознательную деятельность, которая включает симптоматику,
диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение, завершение.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на его субъекты, социальную среду с целью установления причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Завершение конфликта – всякое его окончание – прекращение действий всех противоборствующих сторон по любым причинам.
Разрешение – окончание конфликта вследствие устранения его причины.
Урегулирование – то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта, либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами.
Слайд 3Направления (способы) управления конфликтами - 1
Уход от конфликта. Целесообразно применять в ситуации:
- ненужность конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации;
- если высоки издержки конфликта;
- банальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
- потребность выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от необходимости принятия немедленного решения;
- подключения других сил для разрешения конфликта и др.
1. Метод бездействия. Развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению. Бездействие оправданно в условиях полной неопределенности, когда невозможно предсказать последствия.
2. Метод уступок и приспособления. Используется, если администрация видит свою неправоту, для минимизации потерь, когда гармония важнее.
3. Метод сглаживания. Основан на убеждении, что различия между конфликтующими сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы. Мы – одна команда.
Слайд 4Направления (способы) управления конфликтами - 2
Подавление конфликта. Здесь свои методы.
1. Метод скрытых действий. Применяется в случаях, когда:
= стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает открытый конфликт невозможным;
= боязнь потери имиджа в случае открытого конфликта;
= дисбаланс сил, отсутствие паритета в ресурсах сталкивающихся сторон подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки и др.
В подобных случаях применяются различные приемы. Могут иметь место кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, провоцирование актов саботажа,
2. Метод быстрого решения, когда решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Это становится возможным в случаях:
- острого дефицита времени для принятия обстоятельного решения;
- существенного изменением позиции одной стороны под влиянием аргументации другой стороны;
- уверенности в том, что скорое решение снимет издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
Слайд 5Направления (способы) управления конфликтами - 3
Собственно управление конфликтом. Для данного способа рациональным и
оправданным является использование всего управленческого механизма воздействия на конфликтную ситуацию. Общие рекомендации в данном случае могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т.е. наличие противоположных целей у оппонентов, определить самих участников конфликта.
2. Определить возможность переговоров. Договориться о проведении переговоров и уточнить, каких именно: с посредником или без его.
3. Согласовать процедуру переговоров: определить, где, когда, как начнутся переговоры, оговорить процедуру ведения.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
5. Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них и с учетом последствий.
6. Принять согласованное решение - в виде коммюнике, резолюции, договора о сотрудничестве и др.
7. Реализовать принятое решение на практике. Если реализации решений нет, то возможны более сильные и продолжительные конфликты.
Слайд 6Способы предупреждения юридических конфликтов
1. Выдвижение
интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации. Цели организации, выдвигаемые
администрацией, должные не только не противоречить, но и способствовать целям персонала. Подобные вещи сами по себе происходят далеко не всегда и достигаются с большой сложностью.
2. Разработка организационной структуры управления фирмой (организацией). Это не только определение состава основных звеньев организации и подчиненности между ними, но и формирование всех необходимых структурных связей между подразделениями и должностями.
3. Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей.
4. Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления.
5. Использование различных форм поощрения.
Слайд 7Стратегии выхода из конфликта
Стратегия выхода из
конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном
этапе.
В 70-х гг. усилиями амер. ученых К. Томаса и Р. Киллмена разработано пять стилей поведения, определяющих стратегию выхода из конфликта:
1. Соперничество (конфронтация, конкуренция) заключается в навязывании сопернику предпочтительного для себя решения: добиваться собственных целей в ущерб сопернику (выигрыш – проигрыш).
2. Компромисс – путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создания условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов субъектов (проигрыш – выигрыш, выигрыш – проигрыш).
3. Приспособление (уступка) – стремление уйти от конфликта. По сути, это добровольный отказ от борьбы, сдача своих позиций.
4. Уклонение (избегание, уход, игнорирование) – отсутствие у одного из субъектов желания и сотрудничать, и конфликтовать. Это стремление уйти из конфликта при минимуме затрат.
5. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как соперника, а как союзника в поиске решения.
Слайд 8Разрешение конфликта, его этапы
Разрешение
конфликта – это совместная деятельность участников, направленная на прекращение противодействия
и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Этапы разрешения конфликта:
=аналитический – сбор и оценка информации по проблемам: объект конфликта; оппонент, правовые и нравственные основы его требований; собственная позиция; причины и повод, ситуация в организации;
=выработка вариантов решения и прогнозирования их эффективности;
=действия по реализации намеченного решения в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта;
=коррекция решения, если она необходима (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; обсуждение дополнительных уступок);
=контроль эффективности действий (критические ответы самому себе на вопросы: зачем я это делаю? Чего хочу добиться? );
=оценка результатов: анализ собственных ошибок; обобщение полученного опыта; снятие дискомфорта в отношении с окружающими и др.
Слайд 9Признаки разрешения конфликта юридическим путем:
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством
(суд, арбитраж, ГИБДД);
2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права.
3. Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются предусмотренными законодательством правами и обязанностями.
4. Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.
Слайд 10Процессуальная форма разрешения юридических конфликтов
Возможности «процессуально установленного порядка» оказывать воздействие
на юридические конфликты:
1) Сама
процессуальная форма способствует разрешению юридического конфликта, она «помещает», как правило, неорганизованный конфликт в организованные правовые рамки.
2) Процессуальный порядок позволяет любому лицу вступить в процесс, который предоставит ему надлежащий процессуальный статус и будет способствовать реализации субъективных юридических прав, обязанностей и охраняемых законом интересов.
3) Предоставляя участникам процесса процессуальные права и гарантии, необходимые для защиты своих правовых интересов, процессуальная форма тем самым сдерживает противоборствующие стороны и не допускает дальнейшей эскалации конфликта.
4) Системность процессуальной формы, выражающаяся в последовательном и постадийном осуществлении процесса. Данное свойство позволяет тщательно разобраться с причинами конфликта, определить противоречивые правовые интересы сторон.
5) Наличие определенных приемов и средств осуществления процессуальной деятельности, позволяющих оказать воздействие на конфликт: доказывание, толкование норм права и др.
6) Наличие процессуального правоприменительного акта, содержащего развернутое мотивированное решение, вынесением которого и заканчивается процесс.
Слайд 11Комплексная юридическо-конфликтологическая методология разрешения юридического конфликта
Конфликт в процессе правоприменения предстает как комплексное и
в то же время единое социально-правовое явление с наличием:
1) противоречия правовых интересов на уровне мотивации сторон, которое влечет социально-психологические противостояния;
2) юридического противоречия субъективных юридических прав, обязанностей и охраняемых законом интересов.
Двуединство юридического конфликта предполагает использование соответствующих средств его разрешения:
Собственно юридические способы разрешения конфликтных инцидентов – судебные процедуры (конституционный, гражданский, уголовный, административный, арбитражный процессы), парламентские процедуры.
Конфликтологические процедуры разрешения конфликтов – переговоры, посредническая деятельность, иные согласительные и неформальные процедуры.
Слайд 121. Стадия установления фактических обстоятельств
«Юридический
блок» на данной стадии предполагает:
а)
определяется, является ли жизненная проблема юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;
б) познается юридическая значимость исследуемых обстоятельств;
в) осуществляется доказывание;
«Конфликтологический блок» действий на данной стадии требует:
а) выявления (диагностики) конфликта, то есть установления всех его элементов: субъектов; иных участников (заинтересованных лиц); объекта; объективной стороны; субъективной стороны; причины и конкретной цели конфликтного поведения сторон;
б) познания социальной значимости конфликта, его конкретного места в системе общественных отношений, стадии развития и степени обострения;
в) определения регулятивных возможностей права в разрешении конфликта;
г) общего прогнозирования конфликта: разработку вариантов развития конфликта с точки зрения удовлетворения правовых интересов каждой из сторон, прогнозирования позитивных и негативных последствий возможных вариантов развития конфликта;
д) определения наилучшего соотношения приемов и средств правоприменительного воздействия на конфликт, позволяющего прийти к его наиболее эффективному разрешению.
Слайд 132. Стадия выбора и уяснения смысла правовой нормы
«Юридический блок» включает:
а) выбор нормы материального права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела;
б) определение всех тех норм, которым придется руководствоваться в течение всего процесса применения права и на отдельных его стадиях;
в) нахождение средств решения дела, когда конкретная норма, подходящая к установленным обстоятельствам, в законодательстве отсутствует, а отказывать в решении под этим предлогом запрещено.
«Конфликтологический блок»:
Выбор материально-правовой нормы должен осуществляться совместно с прогнозированием юридической и социальной эффективности разрешения конфликта при применении избранной нормы. Особенно это касается частноправовых конфликтных отношений, где помимо правового регулирования существенная роль принадлежит иным социальным регуляторам (нормам нравственности и т.д.).
Например, в качестве «конфликтологических мер» при расторжении брака можно предложить судье обязательную беседу с супругами, выяснение их отношения к конфликту, использование убеждения и т.д.
Слайд 143. Стадия вынесения правоприменительного решения
«Юридический блок»:
Умение формально оперировать установленными фактами и доказательствами.
«Конфликтологический блок»:
Умение при применении правовой нормы поступать «по усмотрению», то есть проявлятт известную степень свободы в определенных законом рамках. Усмотрение правоприменителя как психологическая, нравственная и правовая проблема имеет место всюду, где возникает необходимость в применении права.
Слайд 15Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов
Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов - приемы и способы разрешения
конфликтов вне системы государственного правосудия.
Основные альтернативные формы:
1. Переговоры (negotiation), представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц;
2. посредничество (mediation), означающее урегулирование спора с помощью независимого нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения;
3. третейский суд (arbitration) - разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица - арбитра (или группы арбитров), который (ые) уполномочен (ы) вынести обязательное для сторон решение.
Слайд 16Переговоры
Переговоры – это процесс,
посредством которого стороны, вовлеченные в правовой конфликт, обсуждают его друг
с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения.
Предназначение переговоров: принятие совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение - это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации ниже обратимся к типам решения.
Переговоры не нужны, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или нормативных актов. Однако многие вопросы легче, дешевле, быстрее решать не через судебные инстанции, а путем переговоров.
Слайд 17Классификация переговоров
Существуют два вида переговоров:
а) ведущиеся в рамках конфликтных отношений; б) ведущиеся в условиях
сотрудничества.
Подходов к классификации переговоров – множество. Классификация на основе выделения различных целей участников:
= переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий;
= переговоры о нормализации. Проводятся для перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто в них участвует третья сторона;
= переговоры о перераспределении – одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны;
= переговоры о создании новых условий. Их цель - формирование новых отношений, заключение новых соглашений;
= переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы ( демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и пр.).
Слайд 18Функции переговоров
Функции переговоров:
+ информационная – стороны
заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы на совместные действия);
+ коммуникативная (налаживание связей и отношений);
+ регуляция и координация действия;
+ контроля (например, по поводу выполнения соглашений);
+ отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки и наращивания сил);
+ пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете перед общественностью);
Слайд 19Динамика переговорного процесса
1. Подготовка к переговорам
а) организационная подготовка: формирование
делегации; определение места и времени; повестка дня каждого заседания;
б) содержательная сторона подготовки: анализ проблемы и интересов участников; формирование концепции и позиций (более изменчивы, нежели концепция); определение возможных вариантов решения;
2. Ведение переговоров:
а) уточнение интересов, концепций и позиций участников (в ходе снимается информационная неопределенность, находится «общий язык», внося предложения, стороны определяют свои приоритеты);
б) обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений) – обосновать собственную позицию; показать, с чем сторона принципиально не согласна, а что может быть предметом дальнейшего обсуждения;
в) согласование позиций. Вначале согласование общей формулы, а затем – деталей.
3. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей
Наличие соглашений еще не делает переговоры успешными, а отсутствие подписанного документа не всегда означает их провал. Важнейшими индикаторами успеха являются субъективные оценки переговоров и их результатов.
Слайд 20Основные правила ведения дискуссии:
-
Правило выслушивания. Внимательное выслушивание выступающего, которое не прерывается замечаниями, протестами
и прочими недружелюбными действиями.
- Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.
- Процедурное правило. Правила организации взаимной дискуссии:
• сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;
• определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение, далее критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;
• очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем – другая;
• ограничение выступлений во времени ( доклад 10-20 минут; выступления 5-7 минут);
• поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучше через каждый час), обеспечение питания и пр.
- Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства.
Слайд 21Медиаторство (конфликтологическое посредничество)
Медиаторство - это
специальный вид деятельности, заключающийся в участии третьей стороны в поиске
конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.
В качестве официального медиатора могут быть: межгосударственные организации (ООН и др.); отдельные государства; государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т.д.); правительственные или другие государственные комиссии (например, для урегулирования забастовок и т.д.); представителя правоохранительных органов (например, участковый инспектор по отношению к бытовому конфликту); руководители организаций, фирм; общественные организации (профсоюзные); профессиональные медиаторы-конфликтологи.
Неофициальными медиаторами являются: известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели); представители религиозных организаций; профессиональные психологи, педагоги, юристы, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту (мать, отец, дед и т.д.); друзья, соседи, просто свидетели конфликта.
Слайд 22Формы посредничества в конфликте
1. Третейский судья –
наиболее авторитарная роль, т.к. обладает наибольшими возможностями по определению вариантов
решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.
2. Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, выносит окончательное решение. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его.
3. Посредник – более нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
4. Помощник – в регулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
5. Наблюдатель – своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.