Слайд 1Доцент: Гольман Т.И.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
Слайд 2План
1. Модель динамической трансформации знания И. Нонака и Х. Такеучи
2.
Процессные модели:
- модель Кмара и Рехойзера «Фазы управления знаниями»
- европейская
модель Пробста «Составляющие управления знаниями»
- американская модель Холсэппла и Сайна «Цепочка создания знания».
Слайд 3МОДЕЛЬ
«СПИРАЛЬ СОЗДАНИЯ ЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
Икуджиро Нонака
Хиротако Такеучи
Слайд 6Социализация
Создает дружественное знание. Процесс предполагает передачу знаний в процессе
обучения через наблюдения, подражание, совместное выполнение работы.
из неформализованного в неформализованное
знание
Слайд 7Инструменты социализации
Концепции «ba» (в переводе с японского означает «место») -
поле взаимодействия для развития отношений между индивидуумами, группами, подразделениями.
Физическое
поле (офис, конференция и др.), виртуальное (электронная почта, телеконференция и др.) или ментальное (общий опыт, идеи, ценности и др.).
Примеры инструментов: наставничество, внутренние и внешние неформальные сети
Слайд 8Экстернализация
Инициируется диалогом или коллективным размышлением, происходящих с использованием метафор или
аналогий, помогающих членам команды выразить свое неформализованной знание и создать
концептуальное знание.
из неформализованного в формализованное знание
Слайд 9Инструменты экстернализации
в профессиональных сообществах,
во время работы проектных команд,
при
создании межфункциональных групп взаимодействия,
в экспертных группах, когда объединяются ключевые сотрудники
фирмы со знанием специфики бизнеса фирмы в узких областях.
Слайд 10Комбинация
Позволяет создать системное знание, включается образованием связей между созданным и
уже существующим знанием, принадлежащим другим структурам организации. При помощи комбинации
создаются новые продукты, услуги, системы управления.
из формализованное в формализованное знание
Слайд 11Инструменты комбинации
Изменение конфигурации существующей информации посредством сортировки, добавления, комбинации, с
помощью программного обеспечения
Написание отчетов, систематическое обучение.
Взаимодействие среднемасштабной и крупномасштабной концепции
отдельной компании.
Слайд 12Интернализация
Знание с индивидуального уровня переходит на уровень организации. Возникает новый
индивидуальный опыт, который может быть передан посредством социализации и цикл
создания знания выходит на новый виток.
из формализованного в неформализованное знание
Слайд 13Инструменты интернализации
Сотрудники фирмы неоднократно применяют явные знания в своей работе
и возникает новый индивидуальный опыт, который может быть передан посредством
социализации и цикл создания знания выходит на новый виток.
Изучение «лучших практик», представленных в формализованном виде.
База данных жалоб клиентов.
Слайд 15Эффективность модели
Наличие поля взаимодействия – н-р, в форме рабочей группы
по решению проблемы, проектной команды, наставничества.
Осмысление и структурирование накопленного опыта
– самостоятельно отдельным сотрудником, в паре с коучем или наставником.
Возможность свободного обмена знаниями.
Возможность апробации новых знаний на практике – в экспериментах или текущей деятельности
Слайд 16Модель Крмара и Рехойзера
«Фазы управления знаниями»
Слайд 18
Цепочка создания стоимости
М. Портер
Слайд 20Значимость теоретических моделей знаний
Позволяют создать целостное представление о системе управления
знаниями, как составляющей стратегии фирмы. Разработка практических решений в сфере
управления знаниями требует анализа опыта успешных фирм и выявления общих закономерностей.