Слайд 1Уральский Федеральный Университет
Факультет военного обучения
Направление войск РХБ защиты
Слайд 2СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ЗАМЕТНОСТИ ВОЙСК И ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Слайд 4Занятие 1.
Дымовая машина
ТДА-2К.
Слайд 51. Назначение, тактико-технические данные и общее устройство машины ТДА-2К.
Учебные вопросы:
2.
Принцип действия. Обязанности номеров расчётов.
3.Устройство и работа отдельных аппаратов, систем
и коммуникаций. Техника безопасности.
Слайд 15Назначение,
тактико-технические данные и
общее устройство машины ТДА-2К
Первый учебный вопрос
Слайд 17Дымовая машина ТДА-2К
предназначена для маскирующего прикрытия войсковых объектов нейтральным дымом,
а также для дезинсекции местности и сооружений инсектицидными аэрозолями.
Слайд 18Расход дымообразующего вещества при дымопуске,
при частоте вращения валов компрессоров,
л/ч
- 1300-1500 об/мин 320-460
- 1800-2000 об/мин 480-600
- 2800-3000 об/мин 800-940
Расход инсектицидного раствора при
частоте
вращения валов компрессоров 2400 об/мин, л/ч
- на шайбе № 1 400-480
- на шайбе № 2 500-580
- на шайбе № 3 600-780
Расход топлива для работы газотермического генератора,
процент от расхода ДВ, не более:
- дымообразующего вещества (дымопуск) 5,0
- инсектицидного раствора (туманопуск) 4,0
Объём цистерны, л:
- полный 4800
Тактико-технические данные
Слайд 19- заправочный 4400
- вырабатываемый (рабочий) 4200
Объём двух топливных баков, л
- полный 400
- вырабатываемый
(рабочий) 380
Время развёртывания машины из походного положения
в положение «боевая готовность», мин
-
в зимних условиях 7,0
- в летних условиях 4,0
Время запуска спецоборудования на полную мощность
из положения «боевая готовность», мин 1,5
Время свёртывания в походное положение из положения
«боевая готовность», мин 5,0
Время дымопуска одной заправкой в зависимости
от расхода дымообразующего вещества, ч
- 320-460 л/ч 13-9
- 480-600 л/ч 8,5-7
Тактико-технические данные
Слайд 20- 800-940 л/ч 5-4
Время заправки цистерны штатными ЗС, ч
- ручным насосом 2,5-3,0
-
механическим насосом 1,3-1,5
Время заправки топливных баков ручным насосом, мин 10-15
Скорость движения снаряженной
машины, км/ч
- по шоссе 60
- по грунту 40
Скорость движения машины, км/ч
- при дымопуске 10-40
- при туманопуске 10-25
Длина непросматриваемой части дымовой завесы при
максимальном расходе ДВ и средних метеоусловиях
(скорость ветра 4 м/с и изотермии), м 1000 м.
Расчет (командир машины и водитель), чел. 2
Тактико-технические данные
Слайд 21Общее устройство
воздуховод
цистерна
г/т генератор
ОСУ-5
т.баки
Слайд 22Общее устройство
система привода агрегатов (коробка привода агрегатов, 2 компрессора, гидронасосы
р/в, топлива);
генератор газотермический (камера сгорания, испаритель, сопло);
воздушная система (2 компрессора,
воздуховод);
топливная система (два топливных бака, топливный насос МШ-3А);
жидкостная система (термоизолированный цистерна, гидронасос 623 КП);
система управления (пульт управления, щит управления);
система электрозажигания;
система заправки цистерны;
система контрольно-измерительных приборов;
кузов;
рама;
комплекты сменных и запасных частей, инструменты и принадлежности.
Слайд 23Принцип действия. Обязанности номеров расчётов.
Второй учебный вопрос
Слайд 24Получение дыма основано на принципе термического испарения дымообразующего вещества в
потоке горячих газов с последующей конденсацией образовавшихся паров в атмосфере
.
Принцип действия ТДА
в режиме дымопуска
Слайд 25Принцип действия ТДА
в режиме дымопуска
Слайд 26Образующиеся при работе в камере сгорания горячие газы направляются в
испарительную камеру. Во входной части испарительной камеры установлены форсунки, к
которым насосом под давлением 25 атм. подаётся АВ. Форсунки дробят АВ на капли, которые поступают в газовый поток. В испарительной камере АВ полностью испаряется и в виде пара, смешанного с горячими газами, выбрасывается через сопло с околозвуковой скоростью в атмосферу. В атмосфере происходит охлаждение и конденсация масляных паров, сопровождающихся образованием густой белой аэрозоли
Принцип действия ТДА
в режиме дымопуска
Слайд 27 Процесс получение инсектицидного аэрозоля основан на принципе механического дробления и
частичного испарения инсектицидного раствора высокоскоростным горячим газовым потоком в распылителе.
Инсектицидный
раствор забирается из цистерны гидронасосом рабочего вещества и через редукционный клапан, аварийный вентиль, мембранный клапан и вентиль распылителя подается к распылителю.
Горячие газы из камеры сгорания проходят по испарительной камере и поступают в распылитель, куда одновременно подается инсектицидный раствор, который разбрызгивается центробежной форсункой распылителя и под воздействием газового потока дробится на мелкие капли и частично испаряется.
Принцип действия ТДА
при дезинсекции
Слайд 28При переводе дымовой машины в положение «боевая готовность»
Командир машины
показать водителю,
как поставить машину на рубеж дымопуска (машина должна стоять радиатором
против ветра) на горизонтальной площадке. Допускаемый крен вправо и влево не более 10°;
открыть правую дверь машинного отделения;
открыть кран магистрали ДВ, вентиль напорной вставки и аварийный вентиль, закрыть кран и вентиль распылителя на щите управления;
проверить наличие ДВ в цистерне и бензина в топливном баке;
установить флажок переключателя ПУСК на пульте управления в положение ВКЛ;
нажать кнопку ПУСК на пульте управления и проверить работу системы электрозажигания (при этом должна загореться сигнальная лампочка на пульте управления и слышен характерный треск электрических разрядов);
проверить регулировку редукционных клапанов рабочего вещества (норма 4... 15 кгс/см2) и топлива (норма - 10 кгс/см2) при частоте вращения валов компрессоров равной 1500 мин. При необходимости отрегулировать их.
Обязанности номеров расчётов
Слайд 29При переводе дымовой машины в положение «боевая готовность»
Механик- водитель
поставить машину
на рубеж дымопуска согласно приказанию командира;
открыть краны топливных баков;
открыть левую
дверь машинного отделения и достать из ящика ЗИП гаечный ключ на 17 мм;
открыть задние двери кузова и установить сопло на выходной конец испарителя (при необходимости перед соплом устанавливается колено), убедившись в наличии медных прокладок в кольцевом пазе фланца колена и сопла;
затянуть гайки крепления сопла и колена к испарителю, обеспечив герметичность соединений;
снять ручные огнетушители и положить их с боковых сторон машины на расстоянии от 3 до 5 м от машины;
снять предохранительный замок с затвора огнетушителя;
подогреть коробки привода агрегатов (в зимнее время) с помощью лампы подогрева, соблюдая меры особой предосторожности.
Обязанности номеров расчётов
Слайд 30При проведении дымопуска
Механик-водитель
запускает двигатель автомобиля;
включает четвёртую передачу;
включает привод агрегатов;
ручным регулятором
газа доводит частоту вращения валов компрессоров до 1 500 об/мин.
Обязанности
номеров расчётов
Слайд 31При проведении дымопуска
Командир машины
приказывает водителю запустить двигатель и занимает место
за пультом управления в кабине;
запустить камеру сгорания, для чего нажать
кнопку ПУСК и открыть вентиль пусковой форсунки;
открыть вентиль рабочей форсунки и установить температуру в камере сгорания 400-500ОС;
закрыть вентиль пусковой форсунки;
нажать кнопку ДЫМ (из сопла выходит облако дыма);
с помощью вентиля рабочей форсунки поддерживает температуру перед соплом (300-400ОС) и в камере сгорания (700-1200ОС).
Обязанности номеров расчётов
Слайд 32Назначение, устройство
и принцип работы
составных частей.
Техника безопасности
Третий учебный
вопрос
Слайд 33 Блок привода агрегатов состоит из:
коробки привода агрегатов;
двух компрессоров;
гидронасосов рабочего вещества
и топлива.
Привод агрегатов
Служит для передачи крутящего момента и распределение
его по агрегатам машины.
Коробка приводов агрегатов
Слайд 34Газотермический генератор
Предназначен для перевода рабочих жидкостей в аэрозольное состояние.
Слайд 36Камера сгорания
Предназначается для получения горячих газов, скоростным высокотемпературным потоком которых,
осуществляется термомеханическое диспергирование и испарение рабочих жидкостей.
кожух
передняя половина КС
рабочая
форсунка
пусковая форсунка
запальная свеча
задняя половина КС
Слайд 38Распылитель
Для получения инсектицидных аэрозолей
переходной патрубок
корпус
форсунка
Слайд 40 Компрессор.
Предназначен для подачи воздуха по воздуховоду в камеру сгорания.
Воздушная система
Воздухопровод
Служит
для подвода воздуха от компрессоров в камеру сгорания газотермического генератора.
Слайд 42Топливная система
топливный бак
топливный бак
насос
МШ-3А
редукционный клапан
пусковая форсунка
рабочая форсунка
Слайд 44Топливный бак
фильтр
заливная горловина
крышка
фильтр
Слайд 45Система подачи рабочего вещества
цистерна
насос
623 КП
Слайд 46Цистерна
Предназначена для размещения в ней возимого запаса рабочего вещества.
заливной
патрубок
горловина
датчик уровнемера
дых.клапан
отстойник
сливной патрубок
опоры
теплообменник
Слайд 49Гидронасос 623 КП
Предназначен для подачи дымообразующего вещества из цистерны в
испаритель или инсектицидного раствора - в распылитель.
Слайд 50Коммуникация АВ
Коммуникация дымообразующего вещества обеспечивает подачу его из цистерны к
центробежным форсункам, установленным на конической части испарительной камеры; при работе
с инсектицидными растворами — для подачи их из цистерны к центробежной форсунке, установленной на распылителе.
Слайд 51Пульт управления
18
10
11
12
13
14
15
16
19
17
22
3
1
2
4
6
8
9
20
Слайд 54Контрольно-измерительные приборы
Линейка мерная двухсторонняя для замера количества рабочего вещества в
цистерне и топлива в топливных баках;
Термометр с тросиком для измерения
температуры окружающего воздуха (t от +60оС до -35оС);
Ключ для открывания бочек ГСМ на 24 и 27;
Средства для заправки цистерны и бензобака:
шланг заправочный в комплекте с сифоном предназначен для обеспечения заправки цистерны из постороннего резервуара (бочки) с помощью механического или ручного насоса;
Шланг сливной предназначен для слива бензина из бензобаков;
Шланг предназначен для заправки цистерны рабочим веществом при помощи ручного насоса машины;
Слайд 55Контрольно-измерительные приборы
Ведро и воронка предназначены для заправки топливных баков топливом
при неисправности или отсутствии механических средств заправки;
Лампа подогрева предназначена для
подогревания картеров привода агрегатов в зимнее время;
Колено предназначено для направления вверх выхлопных газов двигателя при работе машины с места;
Переходник, предназначен для соединения: заправочных рукавов машин ТДА-2К и ТДА-М. Используется при перекачивании рабочего вещества из цистерны одной машины в другую.
Воронка используется при заправке маслом коробок привода агрегатов и нагнетателей.
Слайд 56Инструменты и принадлежности
Сопло предназначено для увеличения скорости потока парогазовой смеси
(при дымопуске) на выходе в атмосферу.
Колено предназначено для установки сопла
или распылителя под различными углами к горизонту.
Форсунка с маркировкой "А" центробежного типа с уменьшенным расходом бензина предназначена для подачи бензина в камеру сгорания при работе машины по дезинсекции. Устанавливается в КС вместо рабочей форсунки.
Шайбы расходные предназначены для установки заданного расхода инсектицидного раствора при дезинсекции.
Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (комплект ЗИП) предназначен для обеспечения эксплуатации и текущего ремонта спецоборудования машины силами расчета.
Слайд 57Дополнительное оборудование
Бортовой комплект специальной обработки предназначен для проведения ДДД машины;
Слайд 58Дополнительное оборудование
Метеокомплект № 3М (МК-ЗМ) предназначен для ведения метеорологических наблюдений
за ветром, температурой воздуха и почвы, а также для разведки
особенностей ветрового режима на небольших участках местности;
Слайд 59Дополнительное оборудование
Радиостанция P-I73 предназначена для установления устойчивой радиосвязи при проведении
работ, а также на марше между расчетами машин и командиром
подразделения;
Слайд 60Дополнительное оборудование
Насос ручной поршневой предназначен для заправки топливного бака спецоборудования,
а также цистерны рабочим вещества;
Слайд 61Дополнительное оборудование
Фильтровентиляционная установка ФВУА-15 предназначается для очистки атмосферного воздуха от
ОВ ВП, РП, БА.
Слайд 62Противопожарное оборудование
огнетушители углекислотные ручные ОУ-5;
установка огнетушителя стационарного углекислотного
ОСУ-5.
Слайд 63Меры безопасности
запрещается работа, на неисправной машине;
не допускается оставлять работающую машину
без наблюдения;
запрещается находиться в машинном отделении во время работы машины;
запрещается
находиться под машиной при работающем двигателе;
при необходимости проведения работ под машиной при работающем двигателе автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, а под колеса установить колодки, исключающие возможность трогания автомобиля с места;
не допускается нахождение посторонних лиц ближе 50 м от машины во время ее работы;
не допускается перевозить на машине посторонние предметы;
не допускается выключение двигателя при возникновении аварий специального оборудования машины;
воизбежании скопления отработанных газов в кабине в условиях безветренной погоды, при работе машины на месте двери кабины должны быть открыты.
Слайд 64Правила пожарной безопасности
следить за исправным состоянием средств пожаротушения (огнетушители ручные
0У-5 и стационарный огнетушитель ОСУ-5) и уметь ими пользоваться;
не допускать
оголения проводов электрооборудования и подтеков масла, бензина и рабочего вещества;
при возникновении загорания немедленно прекратить работу и принять меры к тушению, используя в первую очередь имеющиеся на машине огнетушители;
не оставлять открытыми горловины топливных баков и люк цистерны;
не пользоваться открытым огнём ближе 5 м от машины исключением случаев, когда необходимо использование лампы подогрева (прогрев коробок привода в зимнее время) при условии отсутствия подтеков масла, бензина и рабочего вещества;
не производить заправку бензином работающей машины;
не допускается работа машины с позиции, на которой находятся легковоспламеняющиеся материалы (сухая трава, сено, пролитая горючая жидкость и т.п.);
Слайд 65Правила пожарной безопасности
не оставлять в машинном отделении горючие материалы (ветошь
и др.);
следить за герметичностью коммуникаций (при обнаружении течи топлива или
рабочего вещества немедленно выключить двигатель или привод агрегатов, закрыть вентиль рабочей и пусковой форсунок, краны на магистралях рабочего вещества и топлива);
запрещается находиться против сопла ближе 10 м при запуске или в ожидании запуска газотермического генератора.
при подготовке машины к работе необходимо средства пожаротушения привести в состояние готовности к применению (снять ручные огнетушители и положить их с боковых сторон машины, установить пиропатрон в затворе огнетушителя ОСУ-5 и вывернуть блокировочный винт на предохранительном замке огнетушителя);
для дистанционного приведения в действие огнетушителя ОСУ-5 следует нажать красную кнопку "НАЖАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ", установленную на ПУ.
Если огнетушитель не сработал, необходимо привести его в действие вручную.
Слайд 66Меры безопасности при дезинсекции
во время регулировки редукционного клапана никто не
должен находиться против распылителя.
весь личный состав, принимающий участие в работах
по дезинсекции аэрозолями, должен иметь при себе противогазы и пользоваться ими при попадании в волну аэрозоля.
не снимать средства защиты без разрешения командира;
постоянно следить за исправностью СЗ и немедленно докладывать об обнаруженных неисправностях и заражении СЗ;
бережно обращаться со средствами специальной обработки, не класть их на зараженные места и предметы;
сжигать обтирочные материалы, использованные при дезинсекции;
избегать ненужного соприкосновения с зараженными предметами, не садиться на них и не прислоняться к ним;
не прикасаться зараженными защитными перчатками к открытым участкам тела;
при работе с инсектицидами и их растворами запрещается пить воду, курить и принимать пищу. После окончания работы весь личный состав должен пройти полную санобработку;
на рабочей площадке и в местах стоянок машины всегда должен быть запас чистой воды, мыла и соды.
Слайд 69Уральский Федеральный Университет
Факультет военного обучения
Направление войск РХБ защиты