Слайд 2Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения,
манеры и одежда)
Слайд 3Что такое «речевой этикет»?
Речевой этикет — это система специфических языковых
знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых
в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Слайд 4Что такое «речевой этикет»?
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации,
имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого
поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»
Слайд 5 Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и
уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать
себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Слайд 6Правила речевого этикета
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего
понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться
неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Слайд 7Правила речевого этикета
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к
возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует
уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Слайд 8 Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о
чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Слайд 10
Зарождение этикета
Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно:
речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового
маминого «Агу» до последнего «Прости».
Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...
Слайд 11«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый
из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному
человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Слайд 12 Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым
и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с
другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
Слайд 13Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:
«Имейте душу чистую и
непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
... При
старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
...Не много смеяться, стыдиться старших...
...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»
Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)
Слайд 14Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой»
(16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.
В течение почти четырёхсот
лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Слайд 15Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой»)
Это памятник русской литературы
XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем
направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Слайд 16«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей,
званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или
священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
Слайд 17Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора
и литературы.
Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить,
в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Слайд 18Пословицы и поговорки об этикете
Умный не говорит, невежда не
дает говорить.
Язык - один, уха - два, раз скажи,
два раза послушай.
Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Слайд 19ЗАДАНИЕ
Запишите пословицы и поговорки об РЕЧЕВОМ этикете -10
Запишите по одной
из пословиц сочинение-рассуждение. 7-10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Слайд 20ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117670/video_id/117670/
Слайд 23 В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и
с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить
очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Слайд 24
А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают
сразу, без расспросов, кто такая и откуда:
И царевна к ним
сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
Слайд 27Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон)
в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Слайд 30Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?
«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь,
пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота...Редкая птица долетит до середины Днепра...»
Слайд 31РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Уроки хороших манер. Сленг: https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117679/video_id/117679/viewtype/picture/
Слайд 33Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
Слайд 34Знание этих правил может не привести к успешному общению.
Слайд 35Способы, которые помогают избежать негативного слова
Слайд 36Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Слайд 38
«почти всегда»
«в большинстве случаев»
«иногда»
«редко»
«никогда»
Тест «Умеете
ли вы слушать?»
Слайд 39
Тест «Умеете ли вы слушать?»
1.
Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник
вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
Слайд 40
Тест «Умеете ли вы слушать?»
3. Избегаете
ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
Слайд 41
Тест «Умеете ли вы слушать?»
6. Меняете
ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от
того, кто является вашим собеседником?
7. Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
Слайд 42
Тест «Умеете ли вы слушать?»
8. Поправляете
ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение
отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
Слайд 43
«почти всегда»-2 балла
«в большинстве случаев» -4 балла
«иногда» -6 баллов
«редко»-8 баллов
«никогда»-10
баллов
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Слайд 4455 баллов — вы слушатель «среднего уровня»
62 балла -
«выше среднего уровня»
более 62 баллов - «вы отлично умеете
слушать людей»
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Слайд 45Давайте говорить друг другу комплименты!
Слайд 46Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв.
Комплимент — одобрение
нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!
Слайд 47
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
Комплимент:
не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».
Слайд 48ЗАДАНИЕ
НАПИСАТЬ 20 КОМПЛИМЕНТОВ ДЛЯ РАЗНОГО КРУГА ЛЮДЕЙ: БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ, РОДИТЕЛЯМ,
НАЧАЛЬНИКУ И Т.Д.
Слайд 49ПРЕДЛАГАЮ ПОСМОТРЕТЬ
Как научиться красиво говорить: https://www.youtube.com/watch?v=W9Ybmfajjbc
Булат Окуджава песня «Давайте восклицать…»:
https://www.youtube.com/watch?v=BlEcOV3MY1Y
Уроки хороших манер. Сленг: https://russia.tv/video/show/brand_id/10991/episode_id/117679/video_id/117679/viewtype/picture/
Слайд 50
Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение
нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!
Как вы
хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!