Разделы презентаций


Урок как система. Морфология урока

Содержание

Теоретические позиции в основе осуществления урокаЗа период профессиональной деятельности учитель дает около 25 тысяч уроковКаждый школьник посещает более 10 тысяч уроковУрок – зеркало общей педагогической культуры учителя, интеллектуального богатства, кругозора, эрудицииУрок

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок как система. Морфология урока
Актуальные проблемы методики

Урок как система. Морфология урокаАктуальные проблемы методики

Слайд 2Теоретические позиции в основе осуществления урока
За период профессиональной деятельности учитель

дает около 25 тысяч уроков
Каждый школьник посещает более 10 тысяч

уроков
Урок – зеркало общей педагогической культуры учителя, интеллектуального богатства, кругозора, эрудиции
Урок связан с внеклассной работой
Теоретические позиции в основе осуществления урокаЗа период профессиональной деятельности учитель дает около 25 тысяч уроковКаждый школьник посещает

Слайд 3Исходные теоретические позиции урока
1. урок – основная форма организации учебного

процесса
2. урок – подвижная система
3. урок – система социальная: учитель-ученик
4.

урок строится на самостоятельности учащихся, коллективной учебной деятельности, самоорганизации учащихся и их развитии


Исходные теоретические позиции урока1. урок – основная форма организации учебного процесса2. урок – подвижная система3. урок –

Слайд 4Исходные теоретические позиции урока
5. урок обусловлен социально-экономическими потребностями общества, его

ценностями
6. урок протекая в школе связан с педагогическими процессами в

семье
7. урок гибкий, но самостоятельный законченный отрезок педагогического процесса, ограниченных хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся
8. урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, как звено в цепи

Исходные теоретические позиции урока5. урок обусловлен социально-экономическими потребностями общества, его ценностями6. урок протекая в школе связан с

Слайд 5Исходные теоретические позиции урока
Исходная идея современного урока – представление о

единстве обучения, воспитания и развития.
Это идея построения любого урока, независимо

от предмета и типологии
Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности на основе развивающего и воспитывающего обучения:
-вооружение знаниями
- обучение овладению знаниями
- формирование прочных мотивов учения, самообучения
- воздействие на умственное развитие
- воспитание волевых качеств, опыта поведения
- формирование нравственных основ личности
- воспитание культуры чувств
Исходные теоретические позиции урокаИсходная идея современного урока – представление о единстве обучения, воспитания и развития.Это идея построения

Слайд 6Исходные теоретические позиции урока
Цель урока включает предвидение возможных результатов, заложенных

в учебной ситуации и программу действий учителя и обучающихся, направленную

на получение желаемого результата.
Цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Сама по себе триединая цель урока достигнута быть не может. Она достигается в процессе решения ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается.
Эти задачи ставятся и решаются в каждом учебно-воспитательном моменте урока, согласно конкретной педагогической обстановке
Исходные теоретические позиции урокаЦель урока включает предвидение возможных результатов, заложенных в учебной ситуации и программу действий учителя

Слайд 7Триединая цель урока и его конечный результат
Целеполагание – процесс формирования

цели, процесс ее развертывания.
Целеосуществление – процесс в ходе которого цель

из внутренней цели человека переходит в свое следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого формируется результат его деятельности.
Триединая цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Это сложная составная цель, вбирающая в себя познавательный, воспитательный и развивающий аспекты
Определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, реализуется в деятельности учителя и в деятельности учащихся. Триединая цель урока должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Триединая цель урока носит общий характер и ее нужно декомпозировать – разделить на цели этапов урока и учебно-воспитательных ситуаций.
Триединая цель урока и его конечный результатЦелеполагание – процесс формирования цели, процесс ее развертывания.Целеосуществление – процесс в

Слайд 10Триединая цель урока и его конечный результат
Состав триединой цели урока:

три аспекта:
1. Познавательный аспект – основной. Складывается из выполнения следующих

требований:
- научить самостоятельно добывать знания
- выполнение требований к овладению знаниями: полнота, глубина, осознанность, систематичность, прочность
- формировать навыки – точные безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма
- формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение действий
Образовательные цели урока ставятся в общем виде: усвоить правило, закон.
Триединая цель урока и его конечный результатСостав триединой цели урока: три аспекта:1. Познавательный аспект – основной. Складывается

Слайд 11Триединая цель урока и его конечный результат
2.Развивающий аспект – наиболее

трудный для учителя. Складывается из нескольких блоков:
- развитие речи: обогащение

и усложнение словарного запаса, смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение выразительными свойствами языка
- развитие мышления – учить мыслить – слишком общая цель. Необходимо планировать более конкретно: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять, объяснять понятия, ставить и решать проблемы. Каждый из этих элементов имеет внутреннюю структуру, например умение сравнивать: определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки сравнения, умение соотносить и сопоставлять, противопоставлять, устанавливать сходство и различие.
- развитие сенсорной сферы – глазомер, ориентирование в пространстве, времени, цвет, свет, тень, форма, звук
- развитие двигательной сферы – овладение моторикой
Триединая цель урока и его конечный результат2.Развивающий аспект – наиболее трудный для учителя. Складывается из нескольких блоков:-

Слайд 12Триединая цель урока и его конечный результат
3. Воспитывающий аспект: развивающее

обучение – воспитывающее. Воспитываем нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности.

Урок направлен на воспитание общечеловеческих ценностей, чувства гражданского долга.
Нравственные объекты, с которыми учащийся вступает в контакт на уроке:
- другие люди: гуманность, честность, товарищество, доброта, забота, деликатность, вежливость, скромность, ответственность
- личность самого ученика: требовательность к себе, гордость, скромность, достоинство, аккуратность, дисциплинированность, честность, ответственность
- общество, коллектив: чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, сопереживание, бережливость
- труд: ответственность, рабочее место, собранность, усердие, честность
- Родина: патриотизм, чувство долга, гордость, сопереживание
Триединая цель урока и его конечный результат3. Воспитывающий аспект: развивающее обучение – воспитывающее. Воспитываем нравственные, трудовые, эстетические,

Слайд 14Триединая цель урока и его конечный результат
Значение цели в функционировании

урока:
- от правильной формулировки цели зависит верный отбор содержания, методов

и форм организации учения
- тщательная декомпозиция цели обеспечивает четкость, конкретизацию и логику структуры урока, его эффективность
- четкая формулировка цели урока и задач каждой учебной ситуации обеспечивает четкую и логичную деятельность учителя и обучающихся
Триединая цель урока и его конечный результатЗначение цели в функционировании урока:- от правильной формулировки цели зависит верный

Слайд 15Триединая цель урока и его конечный результат
Целенаправленное поведение учителя на

уроке:
- нужно «развести» цель, средство и результат
- подчинить триединой цели

урока содержание учебного материала, методы и формы познавательной деятельности
- интерпретировать триединую цель в ученическом варианте, ставить цель перед учащимися четко и доходчиво
- конкретно формулировать триединую цель урока с возможностью измерения ее достижения в каждой учебной ситуации
- расчленить триединую цель урока на учебно-воспитательные задачи и построить «дерево целей» урока
- выбрать эффективные средства достижения цели
Триединая цель урока и его конечный результатЦеленаправленное поведение учителя на уроке:- нужно «развести» цель, средство и результат-

Слайд 17Содержание учебного материала
Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению.
Компоненты

содержания:
1. Эмпирические знания – знания, получаемые в результате непосредственного

контакта с предметами или явлениями. Чувственное восприятие. Формой эмпирического знания являются отдельные факты
2. Теоретические знания – отражают объект со стороны внутренних связей и закономерностей. Формой теоретического знания является система абстракций, теории науки, идеи, нормы.
Граница между теоретическими и эмпирическими знаниями условна. В систему теоретических знаний входят:
- понятия – сущность предмета или явления, совокупность всех его существенных признаков. Закрепляется в виде термина или словосочетанием. Формирование понятий – основная задача работы учителя
- законы – внутренняя связь предметов и явлений действительности. Законы раскрывают стороны исследуемого объекта
- принципы – распространение какого-либо положения на другие явления той или иной области
- теории – система, связующая знания, система обобщенного знания, объясняющего разные стороны действительности. Наука – система теорий
- идеи – основы научных теорий, раскрывается в системе понятий и определений
- методы научного исследования и мышления – способы познавательной деятельности, теоремы


Содержание учебного материалаФактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению.Компоненты содержания: 1. Эмпирические знания – знания, получаемые

Слайд 19Содержание учебного материала
Учебный материал подбирается в свете фактических научных понятий

и системы знаний по предмету.
Умения и навыки приобретаются по ходу

усвоения учебного материала
Содержание делится на: основной необходимый материал и второстепенный вспомогательный материал
Требования к отбору учебного материала:
- научность
- использование ценной и достаточной информации: фактов, понятий, законов, теорий
- выделение ведущей идеи материала, главного
- отражение в материале методов получения знаний
Содержание учебного материалаУчебный материал подбирается в свете фактических научных понятий и системы знаний по предмету.Умения и навыки

Слайд 20Методы обучения
Метод обучения- достижение цели урока
Методы обучения – упорядоченные способы

взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования
С

помощью методов через содержание материала устанавливается связь между деятельностью учителя и познавательной деятельностью ученика. Это совместная их деятельность. Для учителя это методы его информационной деятельности, для ученика – методы учения, обеспечивающие усвоение материала.
Основной характеристикой методов является связь деятельности педагога с познавательной деятельностью учеников.
Достижение целей является критерием эффективности методов
Методы обученияМетод обучения- достижение цели урокаМетоды обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на

Слайд 21Методы обучения
Метод – совокупность приемов и средств учения
Метод – система

приемов
Приемы – познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками (постановка

задания – выполнение)
Прием имеет то же строение, что и метод, но представляет собой локальную конкретную операцию
Метод состоит из многочисленных приемов, которые связаны дидактическим, психологическим единством.
Каждый метод характеризуется особым составом приемов.
Приемы отдельных методов могут проникать в другие методы (объяснительно-иллюстративный)
Одни приемы обслуживают определенный метод, другие пригодны для всех методов, но в любом случае это – элементы методов и методик.
Методы обученияМетод – совокупность приемов и средств ученияМетод – система приемовПриемы – познавательные акты, организуемые учителем и

Слайд 22Методы обучения
Основные критерии выбора методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
- соответствие

цели урока, трех ее аспектов
- соответствие методов содержанию учебного материала
-

соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности
- соответствие учебным возможностям обучающихся
- соответствие своим возможностям как педагога
Методы обученияОсновные критерии выбора методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)- соответствие цели урока, трех ее аспектов- соответствие методов

Слайд 23Методы обучения
Классификации методов обучения:
- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические
-

по степени взаимодействия учителя и обучающихся: изложение, беседа, самостоятельная работа
-

в зависимости от конкретных дидактических задач: объяснение, закрепление, повторение
- по характеру познавательной деятельности учащихся и роли учителя: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
- по принципу декомпозиции или соединения знаний: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
- по пути усвоения материала: индуктивный, дедуктивный
Методы обученияКлассификации методов обучения:- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические- по степени взаимодействия учителя и обучающихся: изложение,

Слайд 27Формы организации познавательной деятельности
Любой урок осуществляется за счет различных форм

деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия.
Учитель организует

познавательную деятельность учащихся
Формы организации познавательной деятельности – разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.
Через формы организации познавательной деятельности решается задача ее активизации.
Учащиеся овладевают социальным опытом, навыками работы в коллективе.
Формы организации познавательной деятельностиЛюбой урок осуществляется за счет различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их

Слайд 28Формы организации познавательной деятельности
1. Индивидуально-обособленная форма: самостоятельное изучение материала (доступного).

Учащиеся не общаются, решают задачи и выполняют письменные упражнения и

задания самостоятельно. Учитываются индивидуальные особенности ученика. Подбираются дифференцированные задания, учитель контролирует выполнение. Способствует воспитанию самостоятельности, самообразования, организованности, ответственности. Не способствует развитию коллективизма, затратно по времени.
Формы организации познавательной деятельности1. Индивидуально-обособленная форма: самостоятельное изучение материала (доступного). Учащиеся не общаются, решают задачи и выполняют

Слайд 29Формы организации познавательной деятельности
2. Фронтальная форма познавательной деятельности: одновременное выполнение

общих заданий всеми учениками. Самая распространенная форма.
Характерные черты:
- учитель

ведет работу со всеми учениками класса – рассказывает, показывает, вовлекает в обсуждение
- происходит прямое воздействие учителя на коллектив обучающихся, возникновение обратной связи
- все ученики воспринимают информацию, передаваемую учителем
- общая цель достигается за счет усилий каждого ученика
- учитель заранее проектирует и создает на уроке учебные ситуации
- учитель обязан держать в поле зрения каждого ученика, обеспечить работу каждого, поддерживать внимание и дисциплину.
Формы организации познавательной деятельности2. Фронтальная форма познавательной деятельности: одновременное выполнение общих заданий всеми учениками. Самая распространенная форма.

Слайд 30Формы организации познавательной деятельности
3. Групповая форма: единая познавательная задача ставится

перед группой обучающихся (2-6 человек).
Элементы:
- предварительная подготовка учащихся, постановка

задачи, инструктаж
- составление плана выполнения и определение способа решения, распределение обязанностей
- выполнение задания
- наблюдение учителя, корректировка выполнения
- взаимопроверка и контроль в группе
- сообщение от группы о результатах, дискуссия в классе, дополнения, выводы
- индивидуальная (групповая) оценка
Необходима тщательная подготовка учителем работы. Некоторые учащиеся могут принимать на себя функции учителя, консультанта, проверяют соучеников, оценивают их, помогают.
Групповая форма порождает взаимную ответственность, интерес к работе товарища, заинтересованность в правильном выполнении задания всеми участниками группы.
Формы организации познавательной деятельности3. Групповая форма: единая познавательная задача ставится перед группой обучающихся (2-6 человек). Элементы:- предварительная

Слайд 31Формы организации познавательной деятельности
4. Коллективная: все обучают каждого и каждый

обучает всех. То, что знает один, должны знать все.
Признаки:
-

наличие у учащихся общей цели
- разделение труда и функций между участниками коллектива
- сотрудничество, товарищеская взаимопомощь
- участники работы привлекаются к контролю ее выполнения
- работа каждого ученика приобретает общую значимость
- равенство объективных условий для каждого
Обучать – все усвоенное пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Общение в процессе обучения происходит в динамических парах.

Формы организации познавательной деятельности4. Коллективная: все обучают каждого и каждый обучает всех. То, что знает один, должны

Слайд 32Формы организации познавательной деятельности
Работа в парах: общее задание делится между

членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого и каждый отвечает каждому. Происходит

коллективное взаимодействие всех учеников. Может быть микрогруппа из 4 человек (соседние парты). Сначала рассказывает одна половина группы, затем вторая половина – так проговаривается материал.
Схемы работы в парах:
- статическая пара – ученики за одной партой (2 чел)
- динамическая пара – ученики соседних парт (4 чел)
- вариационная пара – ученики соседних парт (4 чел): работа по очереди то с одним, то с другим
Каждый ученик одновременно выступает то учеником, то учителем: учить других всему, что знаешь сам.
Формы организации познавательной деятельностиРабота в парах: общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого и каждый

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика