Слайд 1Урок литературы в 5А классе
Тридцатое марта
Классная работа
Адрес электронной почты: dist.obuch5_а@mail.ru
Слайд 2Цели и задачи урока:
образовательные:
• обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
•
расширить представление о драме как роде литературы;
• развить навыки анализа
текста;
• уметь характеризовать героев произведения
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать умение рассуждать ;
воспитательные:
• расширить круг нравственных представлений на основе пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
• воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за свои поступки.
Слайд 6 В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана
по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового
года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
Слайд 7Запишем в тетрадь новые определения:
Слайд 9Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок?
Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие
герои явно литературные, не фольклорные?
Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев-месяцев.
Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
Слайд 10Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно,
фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого
мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?
В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например, Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость.
Слайд 11Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но
она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы
человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.
Слайд 12Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её
поведение?
Королева вздорная, капризная, заносчивая.
Описание ее поведения: множество восклицательных предложений,
перебивает собеседников, постоянно отдает приказы.
Слайд 13Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте,
доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем
они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
Слайд 14Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая,
красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает
ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.
Слайд 16Характеристика мачехи
Злая
Завистливая
Жадная
Глупая
Ленивая
Слайд 18Назовите положительных и отрицательных героев пьесы-сказки. Укажите в таблицах их
основные качества и черты характера.
Слайд 222.Соедините действующие лица с их фразами.
Мачеха
Нарвите до рассвета подснежников простых
Дочка Я очень люблю подснежники.
Королева Вы решили судьбу человека, даже не
задумавшись.
Учитель королевы И вас жалко, и золота жалко, а больше
всего себя жалко!
Первый глашатай Лес недалеко, сбегать недолго.
Второй глашатай Подснежников корзину несите во дворец.
Слайд 233.Ответьте на вопросы.
1.На кого был похож седобородый профессор?____________
2. Как начинался
диктант для королевы?_________________
____________________________________________________
3. Какую грубую ошибку сделала королева?__________________________________
_____________________________________________________________
4. Кому принадлежит
фраза : «Хорошо быть королевой, а не простой школьницей»? _______________________________
5.О ком в списке действующих лиц есть ремарка: «Девочка лет четырнадцати»?________________________________
6. Что ответила королева, когда её спросили, сколько будет семью восемь?_________________________________________________________
7. Кто пошёл в лес за подснежниками? __________________
8. Какую награду провозгласили в королевском указе?______________________________
_____________________________________________________________________________
Слайд 24Прочтите диалог Солдата и Падчерицы.
Что вы узнали о судьбах Падчерицы
и Солдата из их диалога?
Солдат — человек подневольный, Королева его
отправляет в лютый мороз за елкой, он вынужден выполнять все ее прихоти, но он не злится, он жалеет ее. Падчерица — сирота, суровая мачеха заваливает ее сложными заданиями.
Слайд 25Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет
Королеву?
Падчерица и Солдат жалею Королеву, потому что она сирота,
и весь ее противный характер от этого.
Слайд 26Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами,
то прозой?
Прозой говорят «правдоподобные» персонажи, похожие на реальных людей, а
стихами — персонажи сказочные. Это нужно, чтобы сразу было понятно, что сказочные герои немного «не от мира сего».