Разделы презентаций


Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»

Содержание

Подготовка к учебной деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка 11 класс Текст как речевое произведение. Смысловая и

композиционная целостность текста
Воловичева Н.П.
МБОУ СОШ № 16
Г. Белгород

Урок русского языка  11 класс  Текст как речевое произведение.  Смысловая и композиционная целостность текста

Слайд 2Подготовка к учебной деятельности

Подготовка к учебной деятельности

Слайд 3Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с

кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не

говорят: с вами жить нельзя.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних.
Они сострадательны не к одним нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

В каком порядке нужно поставить данные предложения, чтобы получился текст?

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения,

Слайд 4 2
1
3
4
5
Правильный ответ

2 1 3 4 5Правильный ответ

Слайд 5Воспитанные люди уважают человеческую личность,
а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,
уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или
пропавшей резинки; живя с кем-нибудь,

они не
делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с
вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и
остроты, и присутствие в их жилище посторонних.
Они сострадательны не к одним нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь
простым глазом. (А.П.Чехов)


Почему данное высказывание можно назвать текстом?

Воспитанные люди уважают человеческую личность,а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка илипропавшей резинки;

Слайд 6Попробуйте сами определить тему урока
Текст как речевое произведение. Смысловая

и композиционная целостность текста

Попробуйте сами определить тему урока Текст как речевое произведение.   Смысловая и композиционная целостность текста

Слайд 7Повторить известное о теме, идее текста, способах и средствах связи;
обобщить

и систематизировать знания о тексте как речевом произведении, отличающемся смысловой,

композиционной и стилистической целостностью;
вырабатывать навык выполнения различных заданий ЕГЭ

Формулирование цели урока:

Повторить известное о теме, идее текста, способах и средствах связи;обобщить и систематизировать знания о тексте как речевом

Слайд 8Что такое текст?
Дайте определение понятиям «тема» и «идея» текста.
Назовите

основные признаки текста.
Какие способы связи слов в тексте вы знаете?
Что

такое цепная связь?
В чём особенность параллельной связи?
Назовите средства связи между частями текста.

Что такое текст? Дайте определение понятиям «тема» и «идея» текста.Назовите основные признаки текста.Какие способы связи слов в

Слайд 9Текст – от лат. Textum – ткань; связь, соединение
Текст –

несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной

мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.


Текст. Понятие о тексте

Текст (ссылки словарей)

Текст – от лат. Textum – ткань; связь, соединениеТекст – несколько предложений или абзацев, связанных в целое

Слайд 10Тема текста – это то, о чем(о ком)

говорится

Способы выражения темы

Идея – это то, что хотел сказать
автор

Заглавие

Начало и конец текста

Ключевые слова


Тема текста – это то, о чем(о ком)

Слайд 11Общая тема (смысловое ядро)
О чём?
Основная мысль (идея) -
вывод,

жизненный урок
С какой целью автор написал текст? Чему он учит?
Замысел

(смысл того, о чём сказано). Заголовок – смысловое и эмоциональное единство (тема или идея)


Основные признаки текста

Общая тема (смысловое ядро) О чём?Основная мысль (идея) - вывод, жизненный урокС какой целью автор написал текст?

Слайд 12цепная
параллельная
1
2
3
1
2
3
4
4

Способы связи предложений в тексте

цепнаяпараллельная12312344Способы связи предложений в тексте

Слайд 13 При цепной связи в тексте по

смыслу связываются соседние предложения: они соединяются одно с другим. Второе

связывается с первым, третье со вторым за счёт повторения в каждом последующем предложении какого-либо смыслового компонента из предшествующего предложения.

Цепная связь


При цепной связи в тексте по смыслу связываются соседние предложения: они соединяются одно

Слайд 14Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя

честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность

слову – твоя личная честь. (В. Сухомлинский)
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо!..<…>Друг мой! Радость моя! Прощай!» (А.Н. Островский. «Гроза»).


Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть

Слайд 15 При параллельной связи первое предложение является

общим для всех последующих, в нём заявлена тема. Остальные же

предложения эту тему развивают, раскрывают с разных сторон, дополняют известное новыми подробностями.

Параллельная связь


При параллельной связи первое предложение является общим для всех последующих, в нём заявлена

Слайд 16 За всю жизнь я не припомню такой осени. Прошёл

сентябрь – ясно - голубой, по- майски тёплый, с обворожительными

утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато –золотистым. (В.Некрасов)


За всю жизнь я не припомню такой осени. Прошёл сентябрь – ясно - голубой, по- майски

Слайд 17

Лексические средства
1. Ключевые слова
2. Синонимический

оборот
3. Местоимения
4. Антонимы



Грамматические средства
Видовременные формы глагола
2. Предлоги,

союзы, частицы
(вот, почему, однако,
так как, поэтому)
3. Наречия
(вскоре, спустя, когда, неподалеку)


Средства связи

Лексические средства 1. Ключевые слова 2. Синонимический   оборот 3. Местоимения 4. АнтонимыГрамматические средстваВидовременные формы

Слайд 18Воспитанные люди уважают человеческую личность,
а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,
уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или
пропавшей резинки; живя с кем-нибудь,

они не
делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с
вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и
остроты, и присутствие в их жилище посторонних.
Они сострадательны не к одним нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь
простым глазом. (А.П.Чехов)

Определите тему высказывания

Воспитанные люди уважают человеческую личность,а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка илипропавшей резинки;

Слайд 19Воспитанные люди

Воспитанные люди

Слайд 20Воспитанные люди уважают человеческую личность,
а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,
уступчивы.

Они не бунтуют из-за молотка или
пропавшей резинки; живя с кем-нибудь,

они не
делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с
вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и
остроты, и присутствие в их жилище посторонних.
Они сострадательны не к одним нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь
простым глазом. (А.П.Чехов)

Как в данном тексте связаны предложения?

Воспитанные люди уважают человеческую личность,а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка илипропавшей резинки;

Слайд 21Воспитанные люди уважают…
Они не бунтуют…
Они прощают…
Они сострадательны…
Они болеют душой…
Связь параллельная

Воспитанные люди уважают…Они не бунтуют…Они прощают…Они сострадательны…Они болеют душой…Связь параллельная

Слайд 22Средний – демонстрируют проект-презентацию «Понятие о тексте».


Повышенный - приводят

примеры, иллюстрирующие теоретический материал презентации.

Средний – демонстрируют проект-презентацию «Понятие о тексте».Повышенный -  приводят примеры, иллюстрирующие теоретический материал презентации.

Слайд 231 уровень
«Текст как речевое произведение. П1»

2 уровень
«Текст как речевое произведение.

П2»

3 уровень
«Комплексный анализ текста К2»


Самостоятельная работа с ЭОР

1 уровень«Текст как речевое произведение. П1»2 уровень«Текст как речевое произведение. П2»3 уровень «Комплексный анализ текста К2»Самостоятельная работа

Слайд 24Альтернативное задание
Прочитайте текст
«Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. Земля

– родина человечества. А что для человека может быть дороже

Родины!
Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. . Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность.
(Г.Титов)

Определите тему и идею текста. Какие микротемы можно
выделить в тексте
2. Определите ключевое слово (слова) в тексте. Как эти слова помогают
раскрыть основную мысль?
Как связаны слова в предложении?
Определите способ связи предложений в тексте

Альтернативное заданиеПрочитайте текст«Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. Земля – родина человечества. А что для человека

Слайд 25 1.Тема: Родина. Основная мысль: Дороже Родины не может быть

ничего
Микротемы: Земля – Родина человечества. Ничего нет дороже Родины.

Из любви к малой родине возникает любовь к Родине большой. По этой любви определяют человека как личность.

2. Ключевые слова: Родина – человек

3. Лексические средства: контекстуальные синонимы (Родина – земля, холмы, овраги, луга, озёра, реки, степи, стога, скирды хлеба);
лексический повтор ( предложения 1 – 4); ключевые слова;
Грамматические средства: усилительная частица ведь помогает аргументировать мысль
4. Цепной способ связи
1.Тема: Родина. Основная мысль: Дороже Родины не может быть ничего Микротемы: Земля – Родина человечества. Ничего

Слайд 26Записываем выводы, сформулированные учащимися
Сделайте выводы по теме

Записываем выводы, сформулированные учащимисяСделайте выводы по теме

Слайд 27подготовить сообщение о видах и типах предложений с учётом различных

классификаций;
подготовить материал, раскрывающий характерные отличительные признаки предложений, способные оказать помощь

при квалификации той или иной синтаксической конструкции;
квалифицировать синтаксические конструкции, используемые в предложенном тексте, провести лингвистический эксперимент: постараться предать содержание текста однотипными предложениями (например, простыми неосложненными), сделать вывод о роли синтаксических конструкций в анализируемом тексте.

Домашнее задание

подготовить сообщение о видах и типах предложений с учётом различных классификаций;подготовить материал, раскрывающий характерные отличительные признаки предложений,

Слайд 28Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…
Рефлексия

Я вспомнил, что…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно…Нужно выучить…Рефлексия

Слайд 29Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили

речи: 10—11 классы. – «Просвещение», 2011.
Власенков А. И., Рыбченкова Л.

М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы»
«Текст как речевое произведение. П1»
«Текст как речевое произведение. П2»
«Комплексный анализ текста К2»
Текст. Понятие о тексте. Основные признаки текста
Текст (ссылки словарей)
Средства связи предложений в тексте
Способы связи предложений в тексте


Использованная литература и Интернет-ресурсы:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10—11 классы. – «Просвещение», 2011.Власенков

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика