Слайд 1Теория и технология руководства изобразительной деятельностью детей
Усложнение задач обучения
детей рисованию
Слайд 2Этапы развития рисования
1. Передача существенных признаков предмета
2. передача знаково-символической функции
(рисунок является заместителем, знаком определенного предмета)
3. передача отношения автора к
изображаемому ( цвет как эстетический показатель, тщательность рисунка)
Слайд 3Первая младшая группа
Основные задачи: учить правильно держать карандаш, не брать
его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью
(без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам
Слайд 4Первая младшая группа
Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег,
дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание
ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.
Слайд 5Первая младшая группа
Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные
и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их,
закруглять линии кистью и карандашом.
Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.
Слайд 6Игровые упражнения
Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать
его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что
и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать небольшого размера.
Слайд 7Вторая младшая группа
Основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать
внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их
правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.
Слайд 8Вторая младшая группа
Первое полугодие: учить композиционно правильно размещать рисунок на
листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать
их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм.
Темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лестница, елочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клубки ниток, кольца, елка, запорошенная снегом, елочные шарики на ниточках, украшенная шариками елка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зеленая трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелеными листьями,, одуванчики в траве, впечатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа.
Слайд 9Вторая младшая группа
Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка
в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и
изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги. Примерные темы: светит солнышко в окошко, забавный снеговик, веселый колобок катится по дорожке
Рисование по замыслу вводится с I квартала
Слайд 10Средняя группа
Перед педагогом средней группы стоят такие задачи: закреплять у
детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память,
чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Слайд 11Средняя группа
Задачи: работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не
нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно
совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.
Слайд 12Средняя группа
Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для
изображения объекта, как человек.
Сюжетное рисование.
Темы, предлагаемые детям, несложные дом, около,
него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядам гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
Рисование с натуры (основные признаки предмета)
Слайд 13Средняя группа
Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения,
показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на
основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.
Слайд 14
Старшая группа
Задачи: учить детей передавать относительные размеры предметов, формировать
пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться
выразительного решения композиции. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать людей и животных как статично, так и в движении.
Рисование с натуры (характерные особенности предмета)
Слайд 15
Старшая группа
Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными
промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый,
зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.
Слайд 16Подготовительная к школе группа
Задачи: учить самостоятельно подбирать нужный для работы
материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши
(графитные и цветные), кисти разных размеров;
учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Слайд 17Правила рисования карандашом
1.Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и
средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.
2. Когда
рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.
Слайд 18Правила рисования карандашом
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением,
без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7.
При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.
Слайд 19Правила рисования кистью
1.Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим
и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая
сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Слайд 20Рисование восковыми мелками
Современные изобразительные техники
Граттаж
Рисование солью
Рисование по мокрому
Набрызг
Печатание печатками
Монотипия
Тампонирование
Кляксография
Рисование солью
Боди-арт
Рисование
песком
Рисование пальчиками, ладошками
Эбру и суминагаши (рисование на воде)
Гризайль
Рисование кофе
Рисование мыльными
пузырями
Рисование зубной пастой
Ниткография
Энкаустика
Фроттаж
Слайд 21Контрольная работа
1. Определить возрастную группу.
2. Перечислить темы рисования (предметное, декоративное,
сюжетное, рисование человека, животных, деревьев).
3. Сделать 10 эскизов образцов (красками
или карандашами , в зависимости от темы)
4. Сфотографировать и оформить презентацию из 20 слайдов, включающих 10 образцов и 10 мини-текстов объяснения детям последовательность рисования)
5. Сдать до экзамена
Слайд 22«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере,
как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области
наук, искусства и ремесел»
Дени Дидро