Слайд 1УСТАНОВКИ, СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И КОНФЛИКТ
Слайд 2Перечень качеств, которые более всего ценят современные студенты в преподавателе
широкий
кругозор,
увлеченность преподаваемым предметом и знание его,
интерес к личности студента,
уважение, терпимость,
понимание,
доброжелательность,
справедливость
Слайд 3Перечень качеств, которые отвергают современные студенты в преподавателе
низкий уровень культуры,
невежество,
нетерпимость,
фальшь,
унижение достоинства студента,
высокомерие, жестокость, злость,
агрессивность.
Слайд 4ПЛАН
Установки: типы, признаки, причины формирования негативных установок.
Основные стили педагогического общения.
Приемы
профилактики коммуникативных аффектов в общении со студентами.
Типология ППС по доминирующим
типам общения.
Виды педагогических конфликтов и способы их разрешения.
Слайд 5УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 6Справка
Установка - готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.
Чрезвычайно
устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия.
Консерватизм
и ригидность установок усиливаются с возрастом.
Тип установки педагога - важнейший фактор, определяющий эффективность педагогического общения.
Слайд 7Типы установок
Два типа
доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам:
Позитивная
Негативная
Слайд 8Признаки негативной установки преподавателя на того или другого студента
дает «плохому»
студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
не использует наводящие вопросы
и подсказки;
при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам;
чаще порицает и меньше поощряет;
не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии
Слайд 9Признаки позитивной установки:
дольше ждет ответа на вопрос;
при затруднении задает наводящие
вопросы, поощряет улыбкой, взглядом;
при неверном ответе не спешит с оценкой,
а старается подкорректировать его;
чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п.
Слайд 10Почему формируется негативная установка?
Слайд 11Комплексы трудностей общения
Этносоциокультурный
Статусно-позиционно-
ролевой
Возрастной
Индивидуально-
психологические
затруднения
Затруднения, связанные
со спецификой самой
педагогической
деятельности
Слайд 12Комплексы трудностей общения
Этносоциокулътурный
Затруднения проявляются в непонимании намерений партнера по общению,
тональности и стиля самого общения.
В основе такого непонимания чаще
всего лежат особенности этнического сознания, систем ценностей, стереотипов и установок.
Слайд 13Комплексы трудностей общения
Статусно-позиционно-ролевой
Затруднения в общении связаны с различиями социального
статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению (преподавателя и
студента).
Слайд 14Комплексы трудностей общения
Возрастной
Трудности в общении проистекают из неспособности представителей разного
возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению, особенно
в тех случаях, когда преподаватель моложе учащихся (например, слушателей ФПК).
Слайд 15Комплексы трудностей общения
Индивидуально-психологические затруднения
Здесь непонимание возникает в силу типовых несовпадений
- личностных, характеров, темпераментов, познавательных процессов у разных людей.
Затруднения, связанные
со спецификой самой педагогической деятельности
Эти затруднения часто вызываются недостаточным уровнем профессионального мастерства педагога или недостаточным владением им предметным материалом.
Слайд 16Для преодоления этих барьеров необходимо
выработка собственного индивидуального стиля педагогической деятельности,
расширение
знаний об индивидуальных особенностях студентов и учета их в реальном
процессе обучения,
овладение специальными приемами и техниками
Слайд 17Основные стили педагогического общения:
Авторитарный
Либеральный
Демократический
Слайд 18Характерные черты авторитарного стиля
функционально-деловой подход к студенту: преподаватель исходит из
усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему;
в своих
оценках он стереотипен и субъективен;
часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность;
предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных.
Слайд 19Либеральный стиль общения
(наиболее вредный для дела и разрушительный стиль.
Порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу)
Характерные
черты:
Попустительство
Фамильярность
Анархия
Слайд 20Демократический стиль
(позволяет наиболее эффективно решать педагогические задачи)
Характерные черты:
преподаватель учитывает
индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и
возможностей,
осознанно ставит задачи перед студентами,
не проявляет негативных установок,
объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.
Слайд 21ВАЖНО
1. Хороший преподаватель должен владеть всеми стилями педагогического общения, гибко
меняя их в зависимости от ситуаций, поскольку в разных ситуациях
они могут быть более или менее адекватны.
2. Оптимальный индивидуальный стиль — стиль, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и, по возможности, компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.
Слайд 22Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов в общении со
студентами (1-5):
создание атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателем;
одобрение, поддержка
посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
одобрение практики обращения за помощью к преподавателю или другому студенту;
поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;
создание щадящих условий при ответах студентов с коммуникативной заторможенностью;
Слайд 23Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов в общении со
студентами (6-9):
6.недопущение действий со стороны студентов, подавляющих активность товарищей на
занятии;
7. недопущение переноса недостатков отдельных студентов на всю группу;
8. помощь в подборе адекватной лексики при построении высказывания;
9. разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретных ситуациях общения;
Слайд 24Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов в общении со
студентами (10-13):
10. подчеркнуто позитивная критика поведения студента в диалоге с
преподавателем;
11. демонстрация в вербальной и невербальной формах заинтересованного внимания к студентам;
12. критика своих ошибок в качестве демонстрации эталона;
13. игровая провокация (например: «Я вижу, что студент Иванов жаждет включиться в дискуссию»).
Слайд 25Типология преподавателей по доминирующим типам педагогического общения
Слайд 26Модель диктаторская «Монблан»
Преподаватель отстранен от студентов, как бы парит над
ними, находясь в царстве знаний.
Студенты - лишь безликая масса
слушателей.
Никакого личностного взаимодействия, педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность студентов.
Слайд 27Модель неконтактная
«Китайская стена»
Между преподавателем и студентами все же
существует связь, но очень слабая.
Преподаватель как бы нисходит до
определенной степени к студентам.
Взаимодействие недостаточное, отношение студентов к преподавателю равнодушное.
Слайд 28Модель дифференцированного внимания «Локатор»
Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории,
а на определенную ее часть - талантливых или, напротив, слабых;
лидеров или аутсайдеров.
Это результат неумения сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом.
Нарушается целостность акта взаимодействия, она замещается фрагментарностью ситуативных контактов.
Слайд 29Модель гипорефлексии «Тетерев»
Преподаватель как бы замкнут на себя, его
речь большей частью монологична.
Слышит только себя, реплики не воспринимает,
демонстрирует эмоциональную глухоту к окружающим.
Вокруг преподавателя создается психологический вакуум, стороны изолированы друг от друга и учебно-воспитательное взаимодействие реализуется очень формально.
Слайд 30Модель гиперрефлексии «Гамлет»
Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной общения, сколько
тем, как он воспринимается окружающими.
Межличностное общение возводится им в
абсолют, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, правильности своих поступков; остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
Реакция на реплики и действия аудитории часто неадекватна, преподаватель может оказаться ведомым аудиторией, а не ведущим ее.
Слайд 31Модель негибкого реагирования «Робот»
Взаимоотношения со студентами строит по жесткой
программе, четко выдерживает цели и задачи занятия, безупречен в логике
и аргументах, отшлифованы мимика и жесты, но обратная связь не гибкая, не учитываются психологическое состояние всей группы или отдельных студентов.
Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своих целей.
Слайд 32Модель активного взаимодействия «Союз»
Преподаватель постоянно находится в контакте с обучаемыми,
держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения
в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.
Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением дистанции.
Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.
Слайд 33Конфликт, виды конфликтов, способы разрешения
Слайд 34Справка
Конфликт - противостояние, противоборство двух начал, активность которых направлена на
преодоление противоречия.
Конфликт- предельный случай обострения противоречий (не всякое противоречие
ведет к конфликту).
Конфликт - наиболее общий способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.
Обычно сопровождается негативными эмоциями.
Слайд 35Виды педагогических конфликтов
(педагог - обучающийся)
конфликты деятельности (возникают по поводу
успеваемости, выполнения внеучебных заданий, из-за трудностей в учебе, завышенных требований
и др.);
конфликты поступков (возникают по поводу нарушения студентом правил поведения в вузе и вне его, при неверной интерпретации мотивов поведения и др.);
конфликты отношений (возникают из-за личной неприязни, негативных установок и др., обычно носят длительный характер).
Слайд 36Способы разрешения конфликтных ситуаций
(стратегии конфликтного поведения)
противоборство (соперничество, борьба, доминирование, напористость,
давление). Придерживающийся этой стратегии участник конфликта стремится, во что бы
то ни стало, отстоять свои интересы на сто процентов, не принимая во внимание интересы противной стороны;
сотрудничество (кооперация, интеграция). Участники конфликта стремятся найти вариант, полностью учитывающий интересы каждой из сторон (не поступаясь ими, в отличие от ситуации компромиссного поведения);
Слайд 37Способы разрешения конфликтных ситуаций
(стратегии конфликтного поведения)
компромисс (взаимная уступка). Участники конфликта
соглашаются на частичное удовлетворение интересов каждой из сторон;
избегание (уход, игнорирование).
Один из участников конфликта отказывается от попыток его разрешения;
уступка (приспособление). Один из участников конфликта полностью поступается своими интересами ради полного удовлетворения интересов противной стороны.
Слайд 38Тактики разрешения конфликта в зависимости от ряда обстоятельств
1.Противоборство и давление
эффективны, если руководитель имеет авторитет, реальную власть и взаимодействует с
дисциплинированными подчиненными;
2.Сотрудничество эффективно, когда перед вами партнер, равный по статусу, профессионализму и, возможно, возрасту;
3.Компромисс возможен в ситуации, когда требуешь того, в чем могут отказать;
4.Избегание оправданно, когда партнер - человек чувствительный, легко ранимый и после вспышки конфликта может замкнуться, отказаться от дальнейшего взаимодействия;
5.Уступка разумна с партнером, изначально превосходящим вас по статусу и профессиональному опыту
Слайд 39Рекомендации педагогу по профилактике и конструктивному разрешению
педагогических конфликтов (1)
старайтесь
быть объективным; контролируйте свои эмоции;
дайте возможность студенту обосновать свои претензии
(«выпустить пар»);
не приписывайте студенту свое понимание его позиции;
перейдите на «я-высказывания» (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
Слайд 40Рекомендации педагогу по профилактике и конструктивному разрешению
педагогических конфликтов (2)
не
оскорбляйте студента;
старайтесь не выгонять его из аудитории;
по возможности не обращайтесь
к администрации;
не отвечайте на агрессию агрессией;
не затрагивайте его личность (а тем более его семью), давайте оценку только его конкретным действиям
Слайд 41Рекомендации педагогу по профилактике и конструктивному разрешению
педагогических конфликтов (3)
оставляйте
за собой, равно как и за студентом, право на ошибку;
при любом исходе конфликта, выскажите сожаление о произошедшем и продемонстрируйте свое расположение к студенту;
не бойтесь конфликтов, но берите на себя инициативу их конструктивного разрешения. Помните, что «опираться можно только на то, что сопротивляется» (Стендаль)
Слайд 42Задание
Вам нужно в письменной форме решить конфликтные ситуации. Смотри файл
с заданием «Конфликты»