Слайд 1Воображение
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений)
путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
Слайд 2Разновидность творческого воображения — Фантазия.
Воображение — одна из форм
психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения
как процесса.
Слайд 3Свойства воображения как психологического процесса
Воображение по своей сути представляет собой мысленный выход
за пределы непосредственного восприятия личности;
Воображение предвосхищает будущее, содержит в себе видение
результата деятельности;
Воображение позволяет «оживить» то, что было раннее.
Слайд 4На данной схеме мы видим типы воображения
Слайд 5Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно
дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое
и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата.
В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.
Слайд 6Игры и упражнения на развитие воображения у младших школьников
Слайд 7Игры на развитие воображения со словами
Сочинить стих. К определенному слову
подобрать рифмованные варианты. Например, друзья – нельзя, друзья – муравья,
друзья – ружья, друзья – ущелья и т. д. А далее сочинить из этих рифм четверостишье, и затем стихотворение.
Игра «Четтушинка». Задание: выбирается слово, например, ковер. Теперь с каждой буквой этого слова составить еще слова, например: клевер-овца-веер-елка-размер. А теперь с каждым из этих слов составить предложения так, чтобы получился связанный рассказ.
«Рассказ цепочкой». Задание: предложены слова разбойник-баня-лампа-щенок-сыр-зеркало. Нужно составить рассказ. При этом в первом предложении должно быть только первое слово. Во втором – первое и второе. В третьем – первое, второе, третье. В четвертом – первое, второе, третье, четвертое и т. д.
Слайд 8Игра «Удивительный квадрат»
Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный
из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный
на несколько частей по произвольным линиям. Из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.
Слайд 9Игра «Линейка-Чудодейка»
Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга,
овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок.
В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.