Слайд 1Вед.:
Мышкина М.С., канд.псх.н.,
семейный психолог
Психология перехода обрядности и жизни
Слайд 2Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно
располагает), формы его хранения, трансляции и принципы систематизации (В.А. Конев).
Слайд 3В широком смысле традиция – преемственность, благодаря которой общество воспроизводит
себя, сохраняя и передавая в неизменном виде накопленный предшествующими поколениями
опыт.
В узком смысле традиция – это специфический вид преемственности, передача социального опыта в виде жестко регламентированных стандартов деятельности – обычаев.
Слайд 4Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Это стандартизированные действия,
воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода.
Признаки обычая:
исключение
всяких нововведений;
императивность;
общепринятость.
Слайд 5Обряд – ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных
непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой
их наглядного выражения и закрепления.
Слайд 6Характеристики переходности в философских концепциях XX в. (по материалам В.
Лехциера)
событийность,
респонзивность (бытие-в-ответе),
пассивность (страдательность),
незавершенность (возобновляемость),
амбивалентность подлинного/неподлинного, данного/заданного),
предстояние как темпоральная структура переходности.
Слайд 7Арнольд ван Геннеп. «Обряды перехода» (1909).
Rites de passage – «обряды,
сопровождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста».
Жизнь человека
в обществе – это периодический переход из одного сообщества в другое, следовательно, периодический переход границ.
Структура обрядов перехода
- разделение (separation),
- грань (margo или limen, в пер. с лат. – «порог»),
- соединение, восстановление (reaggregation).
Слайд 8А. ван Геннеп о диалектике социальной жизни
переход / состояние,
равенство /
неравенство,
анонимность / система номенклатуры,
отсутствие собственности / собственность,
отсутствие статуса / статус,
обнаженность
или одинаковая одежда / различия в одежде,
отсутствие званий / различение званий,
смиренность / гордость за свое положение,
пренебрежение к внешнему виду / забота о внешнем виде,
подчинение всем / подчинение только вышестоящим,
несоблюдение родственных прав и обязанностей / родственные права и обязанности,
приятие боли и страданий / избегание боли и страданий.
Слайд 9Типология обрядов перехода
обряды повышения статуса (человек, пройдя через обряды, передвигается
к иерархической системе социальных положений от низшего к высшему) (В.
Тэрнер);
обряды «обмена статусами» (социально «низким» группам людей предписывается (только на период проведения обрядов) осуществление ритуальной власти над вышестоящими, в то время как последние занимают подчиненные места, добровольно отказываясь от своей власти и покорно снося грубости и даже физические издевательства, которым их подвергают структурные низы, временно захватившие власть) (В. Тэрнер);
обряды жизненного цикла (обряды рождения, инициации, свадьбы, похорон и др.).
Слайд 10Обряды рождения (по материалам А.К. Байбурина)
Слайд 12Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru)
Слайд 16
Обряды инициации (по материалам А. ван Геннепа).
Действия подчиняются двойному сценарию:
обряды
отделения от общей среды,
обряды включения в сакральную среду;
промежуточный период;
обряды отделения
от локальной сакральной среды;
обряды реинтеграции в общую среду.
Слайд 17Поведение «переходящего» субъекта
Слайд 18Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.
Слайд 19Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.
Слайд 20Фрагмент инициации в племенах Центральной Африки
Слайд 21Фрагмент инициации в племенах Центральной и Восточной Африки
Слайд 22
Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Марш-бросок
(15 км) с полной боевой выкладкой и в бронежилете.
Ежегодно, весной
и осенью, проходит квалификационная проверка характера воина на зрелость и мужество. Главная награда – краповый берет – символ высокого профессионализма и отваги.
«Краповый» берет доказывает право называться суперсолдатом. Настоящий воин должен обязательно испытать себя.
Плечом к плечу экзамен проходят офицеры, прапорщики, сержанты и рядовые солдаты, временно утратившие субординацию.
Слайд 23Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ.
Подъем в
гору «гуськом» с полной боевой выкладкой и в бронежилете.
Слайд 24Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ.
Рукопашный бой
в течение 12 минут со сменяющимися противниками.
Слайд 25Посвящение в «краповые береты» в спецназе МВД РФ.
Слайд 29Поведение «переходящих» субъектов
Слайд 38Погребальный обряд (использованы материалы этнографических и археологических исследований, исследования А.К.
Байбурина)
Слайд 39Восприятие «переходящего» субъекта участниками обряда
Слайд 43Погребение знатного лорда в средневековой Европе
Слайд 44Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
«Избушка там
на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
А.С.Пушкин
Вход в избушку
располагается с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего «иномирье».
Баба Яга – «пограничник», страж и проводник в мир иной.
Именно таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, т.к. как попасть туда можно было только изнутри избушки.
Слайд 48Картина Г. Семирадского "Похороны знатного руса" по мотивам рассказа Ибн Фадлана, находившегося
в Волжской Болгарии в 921-922 гг.
Слайд 51Коммунитас как состояние
Коммунитас – это опыт, проникающий до самых корней
бытия каждого человека и дающий глубинное переживание чувства общности со
всем человечеством. Это понятие позволяет не просто формально узаконить структуру общества, но, прежде всего, признать сущностную и родовую связь между всеми его людьми (В. Тэрнер).
Слайд 52Функции обрядов перехода
программирование и регуляция поведения,
интеграция личности в группы, создание
и поддержание общегрупповых ценностей,
дифференциация социальных ролей,
хранение и трансляция содержания основных
принципов социальной организации, социальных ролей, функций и норм индивидуального и группового поведения,
идентификации личности с референтной группой;
психотерапевтическая (для всех нелиминальных участников переходных обрядов).
Слайд 53Спасибо за внимание!
Мышкина Марина Сергеевна
8(987)943-20-34
pylaem@bk.ru