Разделы презентаций


Вед.: Мышкина М.С., канд.псх.н., семейный психолог Психология перехода

Содержание

Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно располагает), формы его хранения, трансляции и принципы систематизации (В.А. Конев).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вед.: Мышкина М.С., канд.псх.н., семейный психолог
Психология перехода обрядности и жизни

Вед.: Мышкина М.С., канд.псх.н.,  семейный психолог  Психология перехода обрядности и жизни

Слайд 2Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно

располагает), формы его хранения, трансляции и принципы систематизации (В.А. Конев).


Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно располагает), формы его хранения, трансляции и принципы

Слайд 3В широком смысле традиция – преемственность, благодаря которой общество воспроизводит

себя, сохраняя и передавая в неизменном виде накопленный предшествующими поколениями

опыт.
В узком смысле традиция – это специфический вид преемственности, передача социального опыта в виде жестко регламентированных стандартов деятельности – обычаев.
В широком смысле традиция – преемственность, благодаря которой общество воспроизводит себя, сохраняя и передавая в неизменном виде

Слайд 4Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Это стандартизированные действия,

воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического периода.
Признаки обычая:
исключение

всяких нововведений;
императивность;
общепринятость.
Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.Это стандартизированные действия, воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного

Слайд 5Обряд – ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных

непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой

их наглядного выражения и закрепления.
Обряд – ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных

Слайд 6Характеристики переходности в философских концепциях XX в. (по материалам В.

Лехциера)
событийность,
респонзивность (бытие-в-ответе),
пассивность (страдательность),
незавершенность (возобновляемость),
амбивалентность подлинного/неподлинного, данного/заданного),
предстояние как темпоральная структура переходности.

Характеристики переходности в философских концепциях XX в. (по материалам В. Лехциера)событийность,респонзивность (бытие-в-ответе),пассивность (страдательность),незавершенность (возобновляемость),амбивалентность подлинного/неподлинного, данного/заданного),предстояние как

Слайд 7Арнольд ван Геннеп. «Обряды перехода» (1909).
Rites de passage – «обряды,

сопровождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста».
Жизнь человека

в обществе – это периодический переход из одного сообщества в другое, следовательно, периодический переход границ.
Структура обрядов перехода
- разделение (separation),
- грань (margo или limen, в пер. с лат. – «порог»),
- соединение, восстановление (reaggregation).
Арнольд ван Геннеп. «Обряды перехода» (1909).Rites de passage – «обряды, сопровождающие всякую перемену места, состояния, социальной позиции

Слайд 8А. ван Геннеп о диалектике социальной жизни
переход / состояние,
равенство /

неравенство,
анонимность / система номенклатуры,
отсутствие собственности / собственность,
отсутствие статуса / статус,
обнаженность

или одинаковая одежда / различия в одежде,
отсутствие званий / различение званий,
смиренность / гордость за свое положение,
пренебрежение к внешнему виду / забота о внешнем виде,
подчинение всем / подчинение только вышестоящим,
несоблюдение родственных прав и обязанностей / родственные права и обязанности,
приятие боли и страданий / избегание боли и страданий.
А. ван Геннеп о диалектике социальной жизнипереход / состояние,равенство / неравенство,анонимность / система номенклатуры,отсутствие собственности / собственность,отсутствие

Слайд 9Типология обрядов перехода
обряды повышения статуса (человек, пройдя через обряды, передвигается

к иерархической системе социальных положений от низшего к высшему) (В.

Тэрнер);
обряды «обмена статусами» (социально «низким» группам людей предписывается (только на период проведения обрядов) осуществление ритуальной власти над вышестоящими, в то время как последние занимают подчиненные места, добровольно отказываясь от своей власти и покорно снося грубости и даже физические издевательства, которым их подвергают структурные низы, временно захватившие власть) (В. Тэрнер);
обряды жизненного цикла (обряды рождения, инициации, свадьбы, похорон и др.).
Типология обрядов перехода обряды повышения статуса (человек, пройдя через обряды, передвигается к иерархической системе социальных положений от

Слайд 10Обряды рождения (по материалам А.К. Байбурина)

Обряды рождения (по материалам А.К. Байбурина)

Слайд 12Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru)

Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru)

Слайд 13Пеленание

Пеленание

Слайд 14Крещение

Крещение

Слайд 15Крещение

Крещение

Слайд 16
Обряды инициации (по материалам А. ван Геннепа).
Действия подчиняются двойному сценарию:
обряды

отделения от общей среды,
обряды включения в сакральную среду;
промежуточный период;
обряды отделения

от локальной сакральной среды;
обряды реинтеграции в общую среду.
Обряды инициации (по материалам А. ван Геннепа).Действия подчиняются двойному сценарию:обряды отделения от общей среды,обряды включения в

Слайд 17Поведение «переходящего» субъекта

Поведение «переходящего» субъекта

Слайд 18Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Слайд 19Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Слайд 20Фрагмент инициации в племенах Центральной Африки

Фрагмент инициации в племенах Центральной Африки

Слайд 21Фрагмент инициации в племенах Центральной и Восточной Африки

Фрагмент инициации в племенах Центральной и Восточной Африки

Слайд 22 Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Марш-бросок

(15 км) с полной боевой выкладкой и в бронежилете.
Ежегодно, весной

и осенью, проходит квалификационная проверка характера воина на зрелость и мужество. Главная награда – краповый берет – символ высокого профессионализма и отваги.
«Краповый» берет доказывает право называться суперсолдатом. Настоящий воин должен обязательно испытать себя.
Плечом к плечу экзамен проходят офицеры, прапорщики, сержанты и рядовые солдаты, временно утратившие субординацию.
Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Марш-бросок (15 км) с полной боевой

Слайд 23Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Подъем в

гору «гуськом» с полной боевой выкладкой и в бронежилете.

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Подъем в гору «гуськом» с полной боевой выкладкой

Слайд 24Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Рукопашный бой

в течение 12 минут со сменяющимися противниками.

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Рукопашный бой в течение 12 минут со сменяющимися

Слайд 25Посвящение в «краповые береты» в спецназе МВД РФ.

Посвящение в «краповые береты» в спецназе МВД РФ.

Слайд 26Свадебные обряды

Свадебные обряды

Слайд 27Этапы свадебного обряда

Этапы свадебного обряда

Слайд 28Поведение переходящего субъекта

Поведение переходящего субъекта

Слайд 29Поведение «переходящих» субъектов

Поведение «переходящих» субъектов

Слайд 30Сватовство

Сватовство

Слайд 31Сватовство

Сватовство

Слайд 32Сговор

Сговор

Слайд 33Благословение

Благословение

Слайд 34Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Слайд 35Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Слайд 36Обряжение

Обряжение

Слайд 37Гулянье на второй день свадьбы

Гулянье на второй день свадьбы

Слайд 38Погребальный обряд (использованы материалы этнографических и археологических исследований, исследования А.К.

Байбурина)

Погребальный обряд (использованы материалы этнографических и археологических исследований, исследования А.К. Байбурина)

Слайд 39Восприятие «переходящего» субъекта участниками обряда

Восприятие «переходящего» субъекта участниками обряда

Слайд 41Оплакивание, прощание

Оплакивание, прощание

Слайд 42Оплакивание, прощание

Оплакивание, прощание

Слайд 43Погребение знатного лорда в средневековой Европе

Погребение знатного лорда в средневековой Европе

Слайд 44Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
«Избушка там

на курьих ножках стоит без окон, без дверей».  А.С.Пушкин
Вход в избушку

располагается с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего «иномирье».
Баба Яга – «пограничник», страж и проводник в мир иной.  Именно таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, т.к. как попасть туда можно было только изнутри избушки.
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм) «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без

Слайд 45Прощание у викингов

Прощание у викингов

Слайд 46Погребальный драккар викингов

Погребальный драккар викингов

Слайд 47Сожжение погребального драккара

Сожжение погребального драккара

Слайд 48Картина Г. Семирадского "Похороны знатного руса" по мотивам рассказа Ибн Фадлана, находившегося

в Волжской Болгарии в 921-922 гг.

Картина Г. Семирадского

Слайд 49Курганы викингов

Курганы викингов

Слайд 51Коммунитас как состояние
Коммунитас – это опыт, проникающий до самых корней

бытия каждого человека и дающий глубинное переживание чувства общности со

всем человечеством. Это понятие позволяет не просто формально узаконить структуру общества, но, прежде всего, признать сущностную и родовую связь между всеми его людьми (В. Тэрнер).
Коммунитас как состояниеКоммунитас – это опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека и дающий глубинное переживание

Слайд 52Функции обрядов перехода
программирование и регуляция поведения,
интеграция личности в группы, создание

и поддержание общегрупповых ценностей,
дифференциация социальных ролей,
хранение и трансляция содержания основных

принципов социальной организации, социальных ролей, функций и норм индивидуального и группового поведения,
идентификации личности с референтной группой;
психотерапевтическая (для всех нелиминальных участников переходных обрядов).

Функции обрядов переходапрограммирование и регуляция поведения,интеграция личности в группы, создание и поддержание общегрупповых ценностей,дифференциация социальных ролей,хранение и

Слайд 53Спасибо за внимание!
Мышкина Марина Сергеевна 8(987)943-20-34 pylaem@bk.ru

Спасибо за внимание!  Мышкина Марина Сергеевна 8(987)943-20-34 pylaem@bk.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика