Слайд 2Необходимость философского подхода вызвана, в частности, сменой типа рациональности.
Остановиться на
рациональных методах науки - значит обречь себя на неполное, нецелостное
познание. Встает вопрос о синтезе методов познания, в основе которого лежит целостность человека познающего, использование им для познания всей совокупности своих возможностей.
Целостный подход к субъекту познания, не может удовлетворится пониманием субъекта как чистого сознания.
Слайд 3Это означает, что познание не является «копированием» действительности, оно осуществляется
как выдвижение субъектом предположений, т.е. как принципиально иная процедура, фундаментальным
условием которой становится «структура человека» - система биологических свойств, а также личностных, культурно-исторических, предметно-практических предпосылок, установок, в целом ценностных ориентаций субъекта.
Личностные качества субъекта познания , такие как интуиция, идеалы, вера становятся значимы в процессе получения знания.
Слайд 4Верования унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде как «вера
наших отцов».
Среди самых значимых в европейской культуре является вера
в разум и интеллект.
Признание конструктивной роли веры в повседневности, в познавательной и преобразующей деятельности – важный фактор в познании
Слайд 5Новые представления о научной рациональности
Прежде всего следует отметить, что произошло
уточнение самого понимания рациональности как ratio, разумности, предполагающей целесообразность, систематичность,
согласованность, упорядоченность, передавемость и логичность суждений, действий, поведения. Стало очевидным, что рациональность и логичность не совпадают в полном объеме, как это достаточно долго считалось в европейской традиции. Законам логики подчиняются и содержательно ошибочные и даже бессмысленные суждения
Однако история науки показывает, что научная рациональность в традиционном, классическом понимании оказывается слишком узкой, не охватывающей реальный процесс исследования, который включает также факторы иного порядка, в частности культурно-исторические.
Слайд 6Современный этап в развитии философии науки непосредственно связан со сменой
парадигм, с переходом от стандартной концепции научного знания к новым
представлениям, принимающим во внимание не только природное, но и социальное бытие, а также социальный и культурно-исторический характер самой науки.
Слайд 7Итак, современные проблемы науки связаны с:
Изменением субъекта познания (его
активность и включенность в процесс получения знания);
С необходимостью обеспечения целостности
личностного отношения к реальности (необходимо включить такие факторы познавательного процесса, как интуиция, ценности, вера);
С необходимостью учета социально-культурных условий, в которых добывается знание.
Слайд 8Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр
ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной
революцией.
Этот переход всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука.