Слайд 2ПРИРОДА ЯЗЫКА
Язык — это совокупность слов и систем их использования,
общих для людей одного и того же языкового сообщества.
1. Мы
используем язык, чтобы определять, обозначать, характеризовать и ограничивать.
2. Мы используем язык для оценки.
3. Мы используем язык, чтобы обсуждать вещи, лежащие вне нашего непосредственного опыта.
4. Мы можем использовать язык, чтобы поговорить о языке.
Слайд 3Денотативные значения
Под пунктом 3.1 вы должны перечислить в ваших рабочих
тетрадях десять сленговых слов или выражений. Какой смысл вы вкладываете
в эти слова в отличие от того, который придают им ваши родители, а также дедушки и бабушки (например, «Он крутой!»).
Напишите ваше собственное толкование каждого из следующих слов, после этого загляните в словарь и убедитесь, насколько ваше определение соответствует словарному:
Слайд 4Язык и значение
Во-первых, мы не рождаемся знающими язык.
Второй причиной некоторых
трудностей в отношении между языком и значением служит то, что,
несмотря на наличие в языках синтаксиса и грамматики, каждое высказывание — это творческий акт.
Третьей причиной сложности отношений между языком и значением является различное восприятие людьми смысла слов.
Слайд 5Денотация — прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает
слову.
Контекст — положение слова в предложении и расположенные вокруг него
слова.
Коннотация — чувства или оценки, которые у нас ассоциируются со словом.
Слайд 6Рефрейминг – прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, и
восприятие события или предмета. Сам термин образован от слова frame
– рамка, то есть прием изначально основан на изменении обрамления, окружения, за счет чего меняется и само восприятие.
Рефрейминг контекста
В разных ситуациях одно и то же событие может оказаться как полезным, так и вредным. Если мы изменим контекст («а ведь могло быть и хуже»), мы изменим и отношение к событию.
Рефрейминг содержания
Это смещение смысловых акцентов, в этом случае мы меняем отношение напрямую, изменяя не контекст, а собственное восприятие.
«Рефрейминг»
Слайд 7ГОВОРИТЕ ЯСНЕЕ
Специфичность, конкретность и точность в использовании языка.
Специфические слова —
слова, которые проясняют смысл, сужая понимание и переводя его из
общей категории в частную или в группу внутри этой категории.
Конкретные слова — апелляция к нашим чувствам; мы можем увидеть, услышать, обонять то, что они означают.
Точные слова — слова, которые наиболее правильно выражают смысл, помогая избегать разночтений.
Слайд 8Синонимы
Есть хороший способ усиления определенности, конкретности и точности — поиграть
«синонимами». Придумайте слово, затем произнесите вслух слова, похожие на него.
Например, синонимами слова «счастливый» могут быть «радостный», «веселый» и «довольный». Когда вы закончите ваш перечень, обратитесь к словарю синонимов, чтобы найти другие слова.
Затем под пунктом 3.2 напишите в вашей рабочей тетради значение каждого слова, сосредоточившись на оттенках смысла и разнице между словами. Когда вы это сделаете, всмотритесь в каждое слово, даже в те, в значении которых вы уверены. Цель этого упражнения состоит в выборе наиболее определенного, конкретного и точного слова, отражающего вашу мысль.
Слайд 9Основные психологические принципы перед началом беседы
1. Рациональность
2. Понимание
3. Общение
4. Достоверность
5.
Отказ от поучительного тона
6. Разграничение между собеседником и предметом разговора
7.
Приоритет интересов, а не позиций
8. Выделение круга возможностей (разработка взаимовыгодных вариантов)
9. Выявление критериев
Слайд 10Развитие способности говорить
более ясно
Создание словаря
Мозговой штурм — некритичный, не содержащий
оценки процесс выработки альтернативы.
Датировка информации — уточнение времени, когда информация
была истинной.
Слайд 11Индексация обобщений
Обобщение — вывод на основе отдельных фактов.
Индексация — интеллектуальная
и вербальная практика признания того, что отдельные случаи могут отличаться
от общих тенденций, хотя они позволяют нам делать обобщения.
Слайд 12Культурные различия в вербальной коммуникации
Культуры с низким уровнем контекста —
информация содержится в основном непосредственно в переданных сообщениях.
Культуры с высоким
уровнем контекста — информация передается опосредствованно, а окружающие должны делать заключения о значении сообщения, исходя из физического и социального контекста.
Слайд 13Гендерные различия в вербальной коммуникации
1. Женщины используют вдвое больше усилителей
и общих понятий, чем мужчины.
2. Женщины задают вопросы чаще, чем
мужчины.
3. Мужчины используют речь как способ контроля, сохранения независимости и повышения статуса.
Слайд 14В ходе беседы старайтесь учитывать следующие рекомендации психологов
Беседа, как правило,
ведется в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому каждый этап разговора
должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.
Не делайте вывода о намерениях собеседника, исходя из собственных опасений.
Внимательно слушайте и демонстрируйте, что вы услышали сказанное.
Говорите об интересах.
Смотрите вперед, а не назад.
Слайд 15В процессе разговора избегайте следующих просчетов:
1. Преждевременное суждение. Нет ничего
более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за
недостатки любой идеи.
2. Убежденность в невозможности пойти навстречу партнеру.
3. Мнение о том, что затруднения собеседника — его проблема.
Слайд 16Чтобы ваша речь была красивой и убедительной, используйте следующие рекомендации:
Акцентируйте
важные слова и подчиняйте им неважные;
Меняйте тон голоса — он
должен то повышаться, то понижаться; внезапное повышение или понижение тона выделяет слово или фразу на общем фоне;
Меняйте темп речи — это придает ей выразительности;
Делайте паузу до и после важных мыслей.
Слайд 17Психологические
типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними
Слайд 181. Позитивный человек
Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С
таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги.
По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;
следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом;
в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.
Слайд 192. Вздорный человек
Этот собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы.
Он нетерпелив, не сдержан и возбужден.
По отношению к нему
следует вести себя следующим образом:
обсудить с ним спорные моменты (если они известны) до начала беседы;
всегда оставаться хладнокровным;
когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их;
следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;
привлечь его на свою сторону;
беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее;
за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».
Слайд 203. Всезнайка
Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо
всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова.
В общении с ним следует придерживаться следующих правил:
посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой;
время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения;
при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.
Слайд 214. Болтун
Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины
прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время.
К нему относиться нужно так:
как и «всезнайку», посадить его поближе к позитивному собеседнику или к авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы
Слайд 225. Трусишка
Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях.
Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его
мнению, может выглядеть глупо.
С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно:
задавать ему несложные информативные вопросы;
обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание;
помогать ему формулировать мысли;
решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;
обращаться к нему приблизительно так: «Все бы хотели услышать и ваше мнение»;
специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это следует тактично.
Слайд 236. Хладнокровный неприступный собеседник
Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне
времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы.
Все это кажется недостойным его внимания и усилий.
Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
заинтересовать его в обмене опытом;
спросить его примерно так: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать почему?»;
в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.
Слайд 247. Незаинтересованный собеседник
Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он
бы охотнее «проспал» всю беседу.
Поэтому нужно:
задавать ему вопросы информативного
характера;
придать беседе интересную и привлекательную форму;
попытаться выяснить, что интересует лично его.
Слайд 258. «Важная птица»
Такой собеседник не выносит критик и — н
и прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий
большим самомнением.
С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:
нельзя позволять разыгрывать ему роль гостя;
нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы;
не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да — но».
Слайд 269. Почемучка
Кажется, что этот собеседник только для того и создан,
чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную
основу или надуманны.
Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому;
на вопросы информационного характера отвечать сразу;
без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.