Слайд 1(мужчина слева)
Вермеер Ян Делфтский
Слайд 2Вермеер Делфтский Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой
и пейзажной живописи.
Слайд 3Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта
Бреймера.
Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли
свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами.
Слайд 4Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов,
и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко “Христос в доме Марии и Марфы.”
Слайд 5 Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы»,
В крупнофигурном полотне
“У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной
чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета.
Слайд 6Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с
одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского
дома “Девушка с письмом”, “Служанка с кувшином молока”, уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.
Слайд 8К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат “Дама и два
кавалера” ,“Офицер и веселая девушка” ,“Девушка, примеряющая ожерелье ”.
Слайд 9Даже, казалось бы, чисто бытовой, совсем не галантный жанр “Молочница”,
“Кружевница”, полон в полотнах Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой,
аллегорической сложности в картине «Искусство живописи».
Слайд 10В 1662-1663 и 1670-1671 годах Ян Вермеер занимал должность декана
гильдии Святого Луки в Делфте и успешно руководил ее деятельностью.
Должность декана гильдии живописцев и прочих мастеров, связанных с искусством, считалась очень почетной и это свидетельствует об авторитете Яна Вермеера в Делфте, как художника и знатока искусств. За полотна Яна Вермеера еще при жизни художника предлагали достаточно крупные суммы, хотя в основном делфтский живописец писал картины для своих заказчиков-меценатов.
Слайд 11В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные
комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы
“Любовное письмо”.
Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества “Кружевница” и “Астроном”.
Слайд 12В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось
в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос
на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте.
Слайд 13Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено
современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в
XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.