Слайд 1Верстка и макетирование
Процесс подготовки макета состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
-
макетирование;
- подготовка текста;
- подготовка иллюстраций;
- выбор шрифтов;
- верстка;
- печать оригинал-макета
Слайд 2Верстка и макетирование
Макетирование
• набросок макета
• выбор формата
• ориентация страницы
• поля
• элементы дизайна
• модульная сетка
Слайд 3Верстка и макетирование
Чтобы получить хороший макет нужно начать с эскиза,
примерно отражающий окончательный вид документа. Прежде всего, представьте, как будет
смотреться документ в готовом виде, и сделайте несколько набросков на бумаге.
Слайд 4Верстка и макетирование
Колонтитулы – это области, расположенные в верхнем, нижнем
и боковых полях на каждой странице документа. Чаще всего колонтитулы
используются для вставки номеров страниц в текст, при этом у пользователя нет нужды вводить каждую цифру самостоятельно.
Слайд 5Верстка и макетирование
В колонтитулах могут содержаться надписи: время, дата, название
компании или название документа. Также в колонтитулах можно разместить графические
объекты – логотип фирмы или любое другое изображение.
Слайд 6Верстка и макетирование
В колонтитулах могут содержаться надписи: время, дата, название
компании или название документа. Также в колонтитулах можно разместить графические
объекты – логотип фирмы или любое другое изображение.
Быстрый доступ к колонтитулам можно получить, если дважды кликнуть левой кнопкой мыши по верхнему или нижнему полю документа. Когда активны колонтитулы, в контекстных инструментах редактора становится доступной дополнительная вкладка «Конструктор», с помощью которой можно менять вид колонтитулов, вставлять нужные объекты. Для использования готовых шаблонов колонтитулов необходимо перейти на вкладку «Вставка».
Слайд 7Верстка и макетирование
DTP (Настольная издательская система) ˗ комплекс аппаратного и
программного обеспечения, предназначенный для подготовки публикации из текста и изображений
для печати (наиболее популярными считаются системы QuarkXPress, PageMaker и InDesign). Также возможна и подготовка документа публикации для распространения не в виде твердой копии, а в электронном виде, т.е. электронная верстка в PDF- и HTML-форматах.
Настольное издательство, в отличие от традиционного типографского, подразумевает полиграфическую работу не в типографии, а дома или в офисе. В широком смысле слова под настольными издательскими системами (DTP) понимают компьютерную цифровую полиграфию в целом, а в узком смысле ˗ программы верстки документов.
Слайд 8Верстка и макетирование
Выбор формата
В Европе форматы выпускаемые промышленностью и используемой
в типографиях бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом
Международной Организации Стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем DIN (Deutsche Industrie-Norm).
А0 ˗ 841х1189 мм
А1 ˗ 594х841 мм
А2 ˗ 420х594 мм
А3 ˗ 297х420 мм
А4 ˗ 210х297мм
А5 ˗ 148х210 мм
А6 ˗ 105х148 мм (почтовая карточка).
Слайд 9Верстка и макетирование
Ориентация страницы
Строки на страницы могут быть расположены по-разному
(книжная и альбомная).
Поля
При выборе соотношения полей и текста на странице
следует стараться достичь гармонии. Хотя есть общие правила. Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа, зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа. Рекомендуется следующая ширина для отдельных страниц: 3 ˗ левое и правое поле, 5 ˗ верхнее, 8 ˗ нижнее.
Слайд 10Верстка и макетирование
Поля на книжных страницах
Слайд 11Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Выпуск за обрез
Подготовка к печати листовки. Во-первых,
сам документ должен быть сделан в цветовом пространстве CMYK, это
необходимо проверить обязательно. Далее необходимо удостовериться, что в макете листовки готовящейся к печати присутствуют припуски под обрез (выпуск за обрез). То есть увеличивают задний фон (не имеющие важного значения объекты) за границы формата печатаемой листовки, а потом обрезают до необходимого.
Слайд 12Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Выпуск за обрез
Что касается объектов в макете
(текст, фотографии, иллюстрации) они должны быть в цветовом пространстве CMYK
так же как и документ. Вся растровая графика в макете листовки должна быть в формате TIFF либо PSD и иметь разрешение от 250 dpi до 300 dpi при соответствующем физическом размере (мм) в макете.
Слайд 13Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Буквица
Это большая заглавная буква, спускающаяся в
низ на несколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется
как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.
Слайд 14Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Выворотка
Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст
на черном фоне.
Пуля
Метка пункта списка (кружок, квадрат, ромб, треугольник,
стрелки).
Квадрат и ромб смотрится более солидно, чем кружок. Треугольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основное значение метки: «смотри сюда!»
Слайд 15Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Оборка
Текстовая выемка. Оборки могут быть разных видов:
прямоугольные, многоугольные, криволинейными в зависимости от идеи дизайнера.
Слайд 16Верстка и макетирование
Элементы дизайна
Линейки
Горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие элементы макета
друг от друга. Например, для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок
или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой.
Рамка
Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текста или иллюстрации.
Слайд 17Верстка и макетирование
Элементы книги
1 – клапан суперобложки;
2 – форзац;
3 – фронтиспис;
4 – титульный лист;
5 – суперобложка;
6 – книжный блок;
7 – ляссе.
Слайд 18Верстка и макетирование
Модульная сетка
Определяет дизайн будущего макета и задает места
размещения текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в
начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Сетки называют иногда шаблонами или трафаретами.
Слайд 19Верстка и макетирование
Текст, общие правила
Нормальный размер пробела между словами во
время набора равен одному символу. Абзацные отступы должны быть одинаковыми
во всем тексте. Длинна строки, должна быть не больше 60-65 символов. На странице должно быть 30-40 строк. Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова. Нельзя переносить аббревиатуры ДонНУ и т.д. Нельзя разрывать сокращения типа: и т.д. и т.п. Нельзя разрывать переносом цифры, которые составляют одно число. Можно 1985 – 1986 гг., при этом тире остается на предыдущей строке. Нежелательно отделять инициалы или сокращённые слова от фамилий (проф. Петренко).
Слайд 20Верстка и макетирование
Текст, общие правила
Нельзя знаком переноса начинать строку. Нельзя
переносить знаки препинания. Нельзя чтобы между разделительными знаками, кроме тире,
и словом был пробел. Три точки перед словом не отделяются пробелом. Кавычки не отделяются пробелом. Между знаком номера и параграфа и цифрами обязателен пробел: № 10. Знаки градусов, процентов, минут, секунд не отделяют от цифры: 5%. Между цифрами, которые обозначают разные единицы ˗ сотни и тысячи, тысячи и миллионы делается пробел: 1 655 210. Знаки +- не отделяются от цифры.
Слайд 21Верстка и макетирование
Иллюстрации
Существует несколько источников получения иллюстраций для вашей публикации:
• сканированные
изображения (самое распространенное);
• коллекции цифровых фотографий на CD-дисках;
• изображения, полученные с помощью
цифровых камер;
• изображения, полученные с экрана компьютера;
• оригинальные векторные или графические рисунки.
Форматы файлов
Векторные ˗ EPS (Encapsulated PostScript).
TIFF (Tagged Image File Format) ˗ растровые изображения. Для обеспечения совместимости рекомендуется использовать несжатые файлы TIFF.
Слайд 22Верстка и макетирование
Цвет
Система RGB ˗ все оттенки цвета получаются из
сочетания трех цветов (максимальная насыщенность ˗ белый, минимальная ˗ черный;
красный + зеленый = желтый; зеленый + синий = голубой).
CMYK (cyan, magenta, yellow, key color). В полиграфии приходится иметь дело с красками наложенными на бумагу ˗ то есть видимыми в отраженном свете). Здесь цвета взаимодействуют уже по другим закономерностям. В качестве составных: сине-зеленый, пурпурный, желтый + черный (кей колор).
Слайд 23Верстка и макетирование
Верстка
Верстка газет и журналов является неотъемлемой частью процесса
производства. Она отвечает за оптимизацию конкретной страницы и за общий
дизайн номера, то есть за грамотное объединение текстовых и графических элементов, за лёгкость восприятия шрифтов, за простоту навигации.
Систематический выход в тираж рано или поздно приводит к тому, что у газеты либо у журнала складывается своя уникальная композиция. От номера к номеру все значимые полосы, базовые разделы и тематические рубрики сохраняют определённый вид и структуру. Делается это неслучайно: продукт, изготовленный по шаблону, легче воспринимается читателем, а впоследствии вырабатывает у целевой аудитории некую модель ожидания.
Слайд 24Верстка и макетирование
Верстка
Композиционная подготовка и верстка газеты – два взаимосвязанных
процесса со схожими алгоритмами действий. Однако задачи, которые стоят перед
дизайнерами и верстальщиками, нельзя назвать однотипными – отличия лежат в плоскости предметного освоения (оптимизации) уже отредактированных материалов.
Приоритетным направлением компоновки является детальная проработка структуры контента: очерёдность полос, конфигурация публикаций, «встраиваемость» изображений и тому подобное. Цель же грамотной верстки – сделать так, чтобы расположение материала на страницах не только не доставляло трудностей читателю, но и самым естественным образом акцентировало его внимание на наиболее значимых информационных посылах.
Слайд 25Верстка и макетирование
Верстка газеты: нормы и закономерности
Верстальщик – специалист, оперирующий
готовым текстом и уже подобранной графикой. В его профессиональные обязанности
входит размещение материала на основе утверждённых шаблонов.
Наиболее востребованными в печатном деле являются А5, А4 и А3. Стандартная верстка газеты А3-формата осуществляется с применением мастера шаблонов (программная оболочка может быть разной, но функциональный набор утилит сопоставим). Среди безусловных преимуществ компьютерного макетирования – доступность корректировки содержимого номера на любой стадии его подготовки, а также минимизация числа ошибок.
Слайд 26Верстка и макетирование
Верстка газеты: нормы и закономерности
Допечатная подготовка номера на
ПК подразумевает инсталляцию некоего программного продукта. По сути только два
– PageMaker от всемирно известной компании Adobe (реинкарнация одноимённой сборки от Aldus) и функциональный аналог под названием QuarkXPress от скромной организации Quark Ink.
Приложение InDesign – куда более серьёзный конкурент для QuarkXPress, нежели отживший своё PageMaker.
Слайд 27Верстка и макетирование
Верстка газеты: нормы и закономерности
В газетах, независимо от
тематики, чаще остальных применяется простая брусковая верстка (информация подаётся в
структурированных горизонтальных прямоугольниках – «брусках»). Куда реже прибегают к «ломаной» компоновке – когда колонки с уступами формируются за счёт прямоугольников переменной высоты.