Разделы презентаций


Вид

Содержание

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка Задачи урока:Расширить и углубить знания о виде как основной структурной единице в системе органического мира;Сформировать знания о структуре и критериях вида

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Структура и критерии
вида
Вид

Структура и критерии      видаВид

Слайд 2МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Задачи урока:
Расширить и углубить

знания о виде как основной структурной единице в системе органического

мира;
Сформировать знания о структуре и критериях вида
МАОУ

Слайд 3МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Актуализация знаний:
Что такое популяция?
Почему

популяцию называют структурной единицей эволюции?
Каким образом естественный отбор направляет ход

эволюции?
Что является элементарным материалом эволюции? Почему?
Назовите элементарные факторы эволюции. Дайте им характеристику.
МАОУ

Слайд 4Аристотель
Впервые применил термин «вид» для обозначения группы сходных между

собой организмов
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Аристотель Впервые применил термин «вид» для обозначения группы сходных между собой организмовМАОУ

Слайд 5Ввел в биологию представление о виде как биологической категории. Ввел

в биологию термин «вид»
Джон Рей
(1628 – 1705)
МАОУ

"СОШ №2 " город Чернушка
Ввел в биологию представление о виде как биологической категории. Ввел в биологию термин «вид»Джон Рей

Слайд 6Карл Линней
Является первым основателем теории вида.
Сформулировал понятие о виде

как об универсальной, дискретной и основной объективно существующей форме жизни
МАОУ

"СОШ №2 " город Чернушка
Карл Линней Является первым основателем теории вида.Сформулировал понятие о виде как об универсальной, дискретной и основной объективно

Слайд 7МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Что такое вид?
По Линнею,

вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и

способных к воспроизведению. Каждый вид создан определенным творческим актом.
Ламарк полагал, что природа создала однородных особей, а виды и роды – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. В природе происходит изменение особей.
МАОУ

Слайд 8МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
«Виды реально существуют, но

развития нет» (К.Линней)
«Видов нет, они – плод воображения, но историческое

развитие в природе есть» (Ж.Б.Ламарк)
«Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития» (Ч. Дарвин)
МАОУ

Слайд 9МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
вид
Совокупность особей, сходных по

строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих

плодовитое потомство. Все особи вида имеют одинаковый набор хромосом – кариотип, сходное поведение и занимают определенный ареал
МАОУ

Слайд 10МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
В 1910 году сформулировал

концепцию «политипического вида», согласно которой вид представляется как система, непрерывно

развивающаяся путем внутренней дифференциации на группировки, названные им термином «племя»
МАОУ

Слайд 11Н.И. Вавилов
В 1931 году отмечал, что внутривидовое разнообразие определяется

не только «степенью исторического становления вида», но и разнородностью условий

среды, что проявляется в приспособленности вида к среде обитания

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Н.И. Вавилов В 1931 году отмечал, что внутривидовое разнообразие определяется не только «степенью исторического становления вида», но

Слайд 12МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Эрнст Майр
В 1964 году

предложил биологическую концепцию вида, согласно которой виды определяются не различием

свойств, а обособленностью, состоят не из особей, а из популяций и главной особенностью вида является его репродуктивная изолированность от других видов
МАОУ

Слайд 13МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
критерии вида
совокупность признаков, отличающих

один вид от другого

МАОУ

Слайд 14МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Морфологический критерий
Позволяет различать разные

виды по внешним и внутренним признакам

МАОУ

Слайд 15Морфологический критерий
Большая синица
Хохлатая синица

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Морфологический критерийБольшая синицаХохлатая синицаМАОУ

Слайд 16Морфологический критерий
У гадюки обыкновенной ноздря находится в центре носового щитка,

а у всех других гадюк (носатая, малоазиатская, степная, кавказская, гюрза)

ноздря смещена к краю носового щитка.

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Морфологический критерийУ гадюки обыкновенной ноздря находится в центре носового щитка, а у всех других гадюк (носатая, малоазиатская,

Слайд 17Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Существуют виды-двойники (например,

виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
МАОУ "СОШ №2 "

город Чернушка
Морфологический критерийНе является основным и единственным, так как:Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).МАОУ

Слайд 18Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Существует явление мимикрии

– подражание незащищенного вида защищенному
осовидка
оса
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка


Морфологический критерийНе является основным и единственным, так как:Существует явление мимикрии – подражание незащищенного вида защищенномуосовидкаосаМАОУ

Слайд 19Мимикрия
Ядовитый аризонский аспид и неядовитая синалойская молочная змея
МАОУ "СОШ

№2 " город Чернушка

Мимикрия Ядовитый аризонский аспид и неядовитая синалойская молочная змеяМАОУ

Слайд 20Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Особи одного вида

могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам

(при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Морфологический критерийНе является основным и единственным, так как:Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске

Слайд 21Различие в окраске лягушки озерной
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Различие в окраске лягушки озернойМАОУ

Слайд 22Альбинизм
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

АльбинизмМАОУ

Слайд 23МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

МАОУ

Слайд 24МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Генетический критерий
Обусловливает репродуктивную изоляцию

вида от других, даже близкородственных
определенный набор хромосом.

МАОУ

Слайд 25Генетический критерий -
определенный набор хромосом.
Главным является не

количество, а строение и форма хромосом.
Например, у человека и тополя

одинаковое количество хромосом – 46.

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Генетический  критерий -  определенный набор хромосом.Главным является не количество, а строение и форма хромосом.Например, у

Слайд 26Генетический критерий
Не является универсальным, так как:
Особи одного вида могут

иметь разное количество хромосом.
Например: у особей одного из

видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.
В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.
Например:
некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
некоторые виды тополей, ив.

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Генетический критерийНе является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.  Например: у

Слайд 27МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

МАОУ

Слайд 28Генетический критерий

Хонорик – гибрид, полученный в результате скрещивания хорька и

европейской норки
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Генетический критерийХонорик – гибрид, полученный в результате скрещивания хорька и европейской норкиМАОУ

Слайд 29Зубр
Бизон
МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Зубр Бизон МАОУ

Слайд 30МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Географический критерий
Зубр и бизон

– 2 вида, относящиеся к одному роду. Они очень сходны

между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, так как обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке.
Как можно назвать этот критерий?
МАОУ

Слайд 31ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Основан на том, что каждый вид занимает определенную

территорию (или акваторию) – географический ареал.

МАОУ "СОШ №2 "

город Чернушка
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ Основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию (или акваторию) – географический ареал. МАОУ

Слайд 32Географический критерий
В одном ареале могут жить особи разных видов:
ареал распространения

серебристой чайки и клуши-хохотуньи

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Географический критерийВ одном ареале могут жить особи разных видов:ареал распространения серебристой чайки и клуши-хохотуньиМАОУ

Слайд 33Географический критерий
Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные

популяции).
Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
Ареалы некоторых

видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Географический критерийОсоби одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан,

Слайд 34МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Существование определенных границ распространения

вида не означает, что все особи свободно перемещается внутри ареала.

Степень подвижности особей выражается расстоянием, на которое может перемещаться животное, т.е. радиусом его индивидуальной активности. У растений радиус определяется расстоянием на которое может распространяться пыльца, семена или вегетативные части, способные дать начало новому растению
МАОУ

Слайд 35МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Экологический критерий
Позволяет различать виды

по комплексу абиотических условий
Основан на том, что два вида

не могут занимать одну экологическую нишу. Следовательно, каждый вид характеризуется своими собственными отношениями со средой обитания.

МАОУ

Слайд 36Экологический критерий
Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях

:
одуванчик может расти и в лесу, и на лугах
Есть глубоководная

и прибрежная популяции речного окуня


МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Экологический критерийОсоби одного вида могут жить в несколько различающихся условиях :одуванчик может расти и в лесу, и

Слайд 37МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Физиологический критерий
Фиксирует неодинаковость химических

свойств разных видов
Основан на сходстве процессов жизнедеятельности и возможности получения

плодовитого потомства при скрещивании

МАОУ

Слайд 38Физиологический критерий
Некоторые тихоокеанские лососи (горбуша, кета и др.) живут два

года и нерестятся только перед смертью. Следовательно, потомки особей, отметавших

икру в 1990 году, будут размножаться только в 1992, 1994, 1996 годах ("четная" раса), а потомки особей, отметавших икру в 1991 году, будут размножаться только в 1993, 1995, 1997 годах ("нечетная" раса). "Четная" раса не может скрещиваться с "нечетной".

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Физиологический критерийНекоторые тихоокеанские лососи (горбуша, кета и др.) живут два года и нерестятся только перед смертью. Следовательно,

Слайд 39Физиологический критерий -
Не является основным и единственным, так как:
Есть

близкие виды, имеющие
сходные процессы
жизнедеятельности.


МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Физиологический критерий - Не является основным и единственным, так как:Есть близкие виды, имеющие  сходные процессы

Слайд 40БИОХИМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Основан на сходстве по биохимическим параметрам – составе и

структуре белков, нуклеиновых кислот

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

БИОХИМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙОснован на сходстве по биохимическим параметрам – составе и структуре белков, нуклеиновых кислотМАОУ

Слайд 41Биохимический критерий
На основании этого критерия различают, например, некоторые виды чаек

(серебристая, клуша, западная, калифорнийская).
В то же время в пределах вида

существует изменчивость по структуре многих ферментов (белковый полиморфизм), а разные виды могут иметь сходные белки.

МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

Биохимический критерийНа основании этого критерия различают, например, некоторые виды чаек (серебристая, клуша, западная, калифорнийская).В то же время

Слайд 42ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Основан на сходстве в поведении.
У птиц для распознавания видов

широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные

виды насекомых.
Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек


МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙОснован на сходстве в поведении.У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых

Слайд 43МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка

МАОУ

Слайд 44МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Критерии вида
морфологический
генетический
физиологический
географический
экологический

МАОУ

Слайд 45МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Вывод
Каждый критерий в

отдельности не может быть основанием для определения вида; только в

совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма.
МАОУ

Слайд 46МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Особи любого вида распределены

внутри ареала неравномерно.
Поэтому вид представляет собой совокупность отдельных групп организмов

– популяций.
Реально вид существует в виде популяций
МАОУ

Слайд 47МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Структура вида
популяция
подвид
вид

МАОУ

Слайд 48МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Закрепление
Что такое вид?
Какие

биологические механизмы препятствуют скрещиванию различных видов?
В чем причина бесплодия межвидовых

гибридов?
Что такое ареал вида?
Что такое радиус индивидуальной активности организмов?
МАОУ

Слайд 49МАОУ "СОШ №2 " город Чернушка
Домашнее задание
Параграф 39

МАОУ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика