Разделы презентаций


Вид занятия Направления 080100 Экономика Профиль подготовки - Экономика

Содержание

Быстров, С.А. Туризм : макроэкономика и микроэкономика : учебное пособие / С.А. Быстров. – СПб. : Герда, 2008. – 464 с. Ефимова, О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: учебное пособие / О.П.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Распределение часов дисциплины
«Экономика отрасли (туризм и гостеприимство)»

Распределение часов дисциплины «Экономика отрасли (туризм и гостеприимство)»

Слайд 2Быстров, С.А. Туризм : макроэкономика и микроэкономика : учебное пособие

/ С.А. Быстров. – СПб. : Герда, 2008. – 464

с.
Ефимова, О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: учебное пособие / О.П. Ефимов. – М. : Новое знание, 2004. – 392 с.
Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма: учебное пособие / Г.А. Яковлев. – 4 –е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2007. – 480 с.
 Боголюбов, В.С. Экономика туризма : учебное пособие / В.С. Боголюбов. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
Здоров, А.Б. Экономика туризма : учебник / А.Б. Здоров. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 272 с. : ил

Рекомендуемая литература

Быстров, С.А. Туризм : макроэкономика и микроэкономика : учебное пособие / С.А. Быстров. – СПб. : Герда,

Слайд 3Лекция 1. Отрасль в системе национального хозяйства 1.1 Введение в дисциплину

«Экономика отрасли туризма» 1.2 Сущность и классификация отраслей 1.3 Межотраслевой баланс 1.4

Стадии жизненного цикла отрасли
Лекция 1. Отрасль в системе национального хозяйства  1.1 Введение в дисциплину «Экономика отрасли туризма» 1.2 Сущность

Слайд 4Экономика отрасли туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые

аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы

и явления, происходящие в процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Предметом экономики отрасли туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.

1.1Введение в дисциплину «Экономика отрасли туризма»

Экономика отрасли туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности,

Слайд 6Экономику туризма можно изучать в различных аспектах:
• как совокупность факторов

производства;
• совокупность подотраслей и видов деятельности;
• соотношение спроса и предложения.

Туристская

отрасль имеет следующие направления перспективного развития:
• нормативно-правовая область, т. е. издание законов и постановлений, регламентирующих ее рост;
• контроль за состоянием материально-технической базы и необходимым объемом капиталовложений (включая регионы и отдельные объекты);
• осуществление управленческой деятельности в отрасли;
• проведение рекламных кампаний, организация выставок;
• подготовка кадров и проведение научных исследований.


Экономику туризма можно изучать в различных аспектах:• как совокупность факторов производства;• совокупность подотраслей и видов деятельности;• соотношение

Слайд 7Основные вопросы предмета экономики туризма:

Объективные факторы, порождающие потребности людей в

туристских услугах;
Содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а

так же классификация этих потребностей по различным критериям;
Экономическое поведение людей потребляющих турпродукт и их интересы;
Экономические особенности процессов производства турпродукта, анализ туриндустрии и трудового потенциала сферы туризма;
Экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего так и внешнего рынка;
Специфика экономических и финансовых механизмов функционирования туризма как на уровне предприятии, так и на уровне отрасли;
Экономическая и социальная эффективность туризма, как на микроуровне, так и на макроуровне.
Основные вопросы предмета экономики туризма:Объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;Содержание и характер потребностей людей в

Слайд 81.2 Сущность и классификация отраслей

При анализе национальной экономики выделяют такие

понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.
По участию в создании

совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы:
- материальное производство
- нематериальная сфера

1.2 Сущность и классификация отраслейПри анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.По

Слайд 9К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой

транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное

обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.
К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля,

Слайд 10Отрасль экономики - это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью

производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.
Отрасль экономики составляют производители аналогичного

или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится основная часть (более 50 %) объема производства такого товара.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.
Одновременно со специализацией идут процессы кооперации, интеграции производства.
Отрасль экономики - это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.Отрасль экономики

Слайд 11По международной статистике экономика подразделяется на:

отрасли, производящие товары (промышленность, сельское

хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства);
отрасли, оказывающие услуги

(образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.)
Так же различают:
чистые отрасли, производящие монопродукт (например, металлургическая, угольная промышленность);
хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли;
административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству.



По международной статистике экономика подразделяется на:отрасли, производящие товары (промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства);

Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - утвержденный в установленном порядке перечень отраслей

промышленности, обеспечивающий сопоставимость показателей для планирования, учета и анализа развития

промышленности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ определяет состав каждой отрасли, наименования отраслей, подотраслей и производств, код каждого из них, необходимый для машинной обработки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - утвержденный в установленном порядке перечень отраслей промышленности, обеспечивающий сопоставимость показателей для планирования, учета

Слайд 13Госстандартом России принято постановление
от 06.11.2001 № 454-ст.

«О принятии и

введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД)
ОКВЭД предназначен

для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации.
Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX. - класс;
ХХ.Х - подкласс;
ХХ.ХХ - группа;
ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ - вид.



Госстандартом России принято постановление от 06.11.2001 № 454-ст.«О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической

Слайд 14ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

классификацией и

кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
определением основного

и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами

Слайд 15 Код ы ОКВЭД группируют по разделам.
Раздел А. Сельское хозяйство, охота

и лесное хозяйство. Раздел В. Рыболовство, рыбоводство. Раздел С. Добыча полезных ископаемых. Раздел

D. Обрабатывающие производства. Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Раздел F. Строительство. Раздел G. Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Оптовая торговля. Раздел Н. Оптовая торговля (продолжение). Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования. Раздел J. Транспорт и связь. Раздел К. Финансовая деятельность. Раздел L. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Раздел М. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение. Раздел N. Образование. Раздел О. Здравоохранение и предоставление социальных услуг. Раздел Р. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Раздел Q. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства. Раздел К Деятельность экстерриториальных организаций.
Код ы ОКВЭД группируют по разделам. Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Раздел В.

Слайд 16 Раздел I - транспорт и связь

Раздел I - транспорт и связь

Слайд 17Раздел H - гостиницы и рестораны

Раздел H - гостиницы и рестораны

Слайд 18ОКВЭД не выделяет туристскую деятельность в отдельную отрасль или отраслевую

подгруппу.

Туризм является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей

условности называют агрегированной отраслью экономики.
В ОКВЭД достаточно широко представлены различные виды туризма и классы туристской продукции и услуг.
Это говорит о том, что рассмотрение туризма как вида деятельности уже опирается на авторитетные международные стандарты и должно учитываться при решении вопросов об управлении туризмом.


ОКВЭД не выделяет туристскую деятельность в отдельную отрасль или отраслевую подгруппу.Туризм является экономическим явлением, которое многие исследователи

Слайд 19Туризм – это крупный самостоятельный межотраслевой хозяйственный комплекс национальной экономики.




Сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной

плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.


Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов.
Туризм – это крупный самостоятельный межотраслевой хозяйственный комплекс национальной экономики. Сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит

Слайд 20Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти

в сфере туризма.
Руководство деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство культуры Российской

Федерации.
Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.Руководство деятельностью Федерального агентства по

Слайд 21Вологодская область   
Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области
сайт: http://vologdatourinfo.ru/komitet/

Вологодская область   Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области сайт: http://vologdatourinfo.ru/komitet/

Слайд 22Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) — учреждение Организации Объединённых Наций.
Ведущая международная

организация в сфере туризма.
Генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное название

своей организации — ЮНВТО (UNWTO). Добавилось сокращение ООН (UN) Организация Объединённых Наций (United Nations).
Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная туристская организация занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Генеральный секретарь — Талеб Рифаи (Иордания).

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) — учреждение Организации Объединённых Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма. Генеральная ассамблея ВТО утвердила

Слайд 23Ключевые источники информации:

1.Международная платформа исследования рынка Euromonitor International – Passport

http://www.euromonitor.com/passport
2.Российская федеральная служба государственной статистики
http://www.gks.ru
3.Ассоциация туроператоров России
http://www.atorus.ru
4.Федеральное агентство по

туризму, Россия
http://www.russiatourism.ru
5.Российский союз туристической индустрии
http://www.rstnw.ru
6.Московский туристический информационный центр
http://www.moscow-city.ru
7.Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии, RATA News http://www.ratanews.ru
8. Портал о новостях туризма http://www.tourprom.ru
9. Туристический портал, Travel.ru http://www.travel.ru
Ключевые источники информации:1.Международная платформа исследования рынка Euromonitor International – Passport http://www.euromonitor.com/passport 2.Российская федеральная служба государственной статистикиhttp://www.gks.ru3.Ассоциация туроператоров

Слайд 241.3. Межотраслевой баланс

Одним из важных разделов современной системы национальных

счетов (СНС) является межотраслевой баланс (МОБ) производства и использования товаров

и услуг.
Межотраслевой баланс в народном хозяйстве отражает:
производство и распределение общественного продукта в отраслевом разрезе,
межотраслевые производственные связи,
использование материальных и трудовых ресурсов,
создание и распределение национального дохода.


1.3. Межотраслевой баланс Одним из важных разделов современной системы национальных счетов (СНС) является межотраслевой баланс (МОБ) производства

Слайд 25Основу информационного обеспечения балансовых моделей в экономике составляет матрица коэффициентов

затрат ресурсов по конкретным направлениям их использования.

В модели МОБ такую

роль играет так называемая технологическая матрица таблица МОБ, состоящая из коэффициентов (нормативов) прямых затрат на производство единицы продукции в натуральном выражении.

В основу этой схемы положено разделение совокупного продукта на две части: промежуточный и конечный; все народное хозяйство представлено в виде совокупности, при этом каждая отрасль фигурирует в балансе как производящая и потребляющая.


Основу информационного обеспечения балансовых моделей в экономике составляет матрица коэффициентов затрат ресурсов по конкретным направлениям их использования.В

Слайд 26Таблица 1.1.
Принципиальная схема МОБ

Таблица 1.1. Принципиальная схема МОБ

Слайд 27Выделяются четыре части, имеющие различное экономическое содержание, они называются квадрантами

баланса и на схеме обозначены выделенными цифрами.
Первый квадрант МОБ  это

шахматная таблица межотраслевых материальных связей. Показатели, помещенные на пересечении строк и столбцов, представляют собой величины межотраслевых потоков продукции.
Так, величина х32 понимается как стоимость средств производства, произведенных в отрасли 3 и потребленных в качестве материальных затрат в отрасли 2.

Выделяются четыре части, имеющие различное экономическое содержание, они называются квадрантами баланса и на схеме обозначены выделенными цифрами.Первый

Слайд 28Во втором квадранте представлена конечная продукция всех отраслей материального производства,

при этом под конечным понимается продукт, выходящий из сферы производства

в область конечного использования (на потребление и накопление). В табл. 1.1 этот раздел дан укрупнено в виде столбца величин Y.
Третий квадрант МОБ также характеризует НД, но со стороны стоимостного состава как сумму чистой продукции и амортизации; чистая продукция понимается при этом как оплата труда и чистого дохода отраслей.
Четвертый квадрант баланса находится на пересечении столбцов второго квадранта (конечной продукции) и строк третьего квадранта (условно чистой продукции). Этим определяется содержание квадранта: он отражает конечное распределение и использование НД.
Общий итог четвертого квадранта, так же как второго и третьего, должен быть равен созданному за год НД.

Во втором квадранте представлена конечная продукция всех отраслей материального производства, при этом под конечным понимается продукт, выходящий

Слайд 29Развитие отрасли квалифицируется четырьмя стадиями жизненного цикла.

1.Рождение.
Основными характеристиками

являются:
1. изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность

предложений на быстро меняющемся рынке.
2. объем продаж быстро растет; прибыли, как правило, нет, но растут только инвестиции, поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный.
3. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.

1.4. Условия формирования отрасли туризма

Развитие отрасли квалифицируется четырьмя стадиями жизненного цикла. 1.Рождение. Основными характеристиками являются:1. изменения в технологии, энергичный поиск новых

Слайд 302.Рост.
1.На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом у

все большего числа покупателей,
2.конкуренты начинают бороться за получение все

больших долей рынка.
3.На стадии роста покупатели, доли и технологии становятся известны гораздо лучше, и вхождение в отрасль новых участников оказывается гораздо более трудным делом.
4.Объем продаж быстро увеличивается; появляется прибыль, объемы которой быстро нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.
2.Рост. 1.На этой стадии продукция отрасли начинает пользоваться спросом у все большего числа покупателей, 2.конкуренты начинают бороться

Слайд 313.Зрелость.

1.На данной стадии происходит полное насыщение рынка.
2.Большинство потенциальных покупателей

приобретает продукцию достаточно регулярно.
3. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей,

технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться.
4. Объем продаж достигает предельно высокого уровня,
5. Прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться.
3.Зрелость. 1.На данной стадии происходит полное насыщение рынка.2.Большинство потенциальных покупателей приобретает продукцию достаточно регулярно. 3. Зрелость характеризуется

Слайд 324.Старость.

1.На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукций

либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают

вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей.
2.Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и (во многих аналогичных производствах) сужение ассортимента товаров.
3.Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.
4.Старость. 1.На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукций либо потому, что новые и более качественные

Слайд 34
Лекция 2. Сущность и экономическое содержание туризма 2.1. Понятие, виды

и функции туризма 2.2. Особенности турпродукта и туристского потребления 2.3. Туристские ресурсы

Лекция 2. Сущность и экономическое содержание туризма   2.1. Понятие, виды и функции туризма 2.2.

Слайд 35Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
туризм есть

результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
туризм всегда включает в

себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к мес­ту своего постоянного проживания;
туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.

1.Понятие, виды и функции туризма

Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;туризм

Слайд 36ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 132-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»
 
Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года
Одобрен Советом Федерации 14

ноября 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ,
от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 132-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 4 октября 1996 годаОдобрен

Слайд 37Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан

и лиц без гражданства
с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных,

рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях
без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
 

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места

Слайд 38К функциям туризма относятся:

оздоровительная (способствует восстановлению сил и трудоспособности

человека и соответственно психофизиологических ресурсов общества);
познавательная;
просветительная;
коммуникабельная;
удовлетворение потребностей в смене

впечатлений;
удовлетворение потребностей в смене места пребывания;
предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста;
способствует рациональному использованию свободного времени людей;
способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;
обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов.
К функциям туризма относятся: оздоровительная (способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психофизиологических ресурсов общества);познавательная; просветительная;коммуникабельная;удовлетворение

Слайд 39По целям туризма:
1.Рекреационный - зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по

интересам.
2.Спортивный- водный, лыжный, горный.
3.Лечебно-оздоровительный- обусловлен потребностью в лечении различного рода

заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных болезней.
4.Культурно-познавательный (экскурсионный) - поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране.
5.Приключенческий (экстремальный) - предполагает удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях.
6.Событийный- предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.
7.Образовательный - путешествия с целью обучения, например, для изучения языка.

Классификация видов туризма

По целям туризма:1.Рекреационный - зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.2.Спортивный- водный, лыжный, горный.3.Лечебно-оздоровительный- обусловлен потребностью в

Слайд 40
Туристский продукт (турпродукт) – это совокупность вещественных и невещественных потребительных

стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период путешествия

и вызванных именно этим путешествием.
Туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу.
Туристический продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Турпродукт – это комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристско-экскурсионная услуга и товары туристско-сувенирного назначения.

2. Особенности турпродукта, туруслуги и туристского потребления

Туристский продукт (турпродукт) – это совокупность вещественных и невещественных потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих

Слайд 41Турпродукт включает:
туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
туристско-экскурсионные

услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
товары

туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Тур – первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.


Турпродукт включает:туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги

Слайд 42Товары туристско-сувенирного назначения включают в себя:
- специфическую материальную часть турпродукта,

куда входят туристские карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения.
-

неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – это услуги, непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (дополнительное питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т.д.). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату.
Структура затрат туристов по элементам турпродукта: тур – 50%, дополнительные услуги – 30%, товары – 20%.
Товары туристско-сувенирного назначения включают в себя:- специфическую материальную часть турпродукта, куда входят туристские карты, путеводители, открытки, значки,

Слайд 43Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона

может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не

приводят к завладению чем-либо.
Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.
Можно выделить пять общих типов услуг:
1) производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;
2) распределительные – торговля, транспорт, связь;
3) профессиональные – банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;
4) потребительские – так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;
5) общественные – телевидение, радио, образование, культура.

Сущность и особенности услуги

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном

Слайд 44Термин услуга установлен международным документом. Руководство ИСО/МЭК 2, определение термина

даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и ИСО 9004 2:1991.

В

отечественную научно-техническую практику вышеуказанный термин введен ГОСТ Р 506 46-94

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителей и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Это понятие включает:
1) взаимодействие исполнителя и потребителя услуг
2) процесс оказания услуг самим исполнителем
3) результат этих действий выступает в виде «преобразованной продукции» или «результат услуги»
Термин услуга установлен международным документом. Руководство ИСО/МЭК 2, определение термина даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и

Слайд 45Услугам присущи три «Н»

1.Несохраняемость услуги определяется тем, что ее

нельзя законсервировать для повторного использования. Кроме того, услуги нельзя складировать.


2. Неосязаемость услуги выражается в том, что мы можем представить себе результат, который будем иметь после получения услуги, но никакую услугу невозможно ощутить до ее получения.

3. Неотделяемость потребителя от предоставляющего услугу лица или фирмы. Эта характерная черта услуги состоит в том, что комплексная туристская услуга состоит из нескольких составляющих.
Услугам присущи три «Н» 1.Несохраняемость услуги определяется тем, что ее нельзя законсервировать для повторного использования. Кроме того,

Слайд 46Туристским услугам присущи также отличительные особенности:

1) В связи с сезонностью

спроса у потребителей присутствует так называемый феномен насыщенности туристскими услугами.

2)

Турпакет создается усилиями многих организаций каждая, из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

3) Покупатель преодолевает расстояния, отделяющее его от туруслуги и места ее потребления.

4) Туруслуга зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности.

5) Значительное влияние на качество туруслуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, то есть не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.
Туристским услугам присущи также отличительные особенности:1) В связи с сезонностью спроса у потребителей присутствует так называемый феномен

Слайд 47Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта.

1.Для потребления турпродукта

в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть

доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг.
2. Расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания.
3.Предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна.
4. Туристское потребление имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристского продукта.
5. Рыночная среда туризма имеет особый, культовый характер. Туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг особой культовой и культурологической направленности, отражающих социальную и национальную специфику города, региона, страны.


Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта. 1.Для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель

Слайд 48Туристские ресурсы включают:
1) рекреационные объекты;
2) социокультурные объекты;
3) архитектурные и археологические

объекты туристского интереса;
4) исторические (археологические) объекты профессионально-любительского интереса;
5) объекты туристского

назначения;
6) другие объекты.

3. Туристские ресурсы

Туристские ресурсы включают:1) рекреационные объекты;2) социокультурные объекты;3) архитектурные и археологические объекты туристского интереса;4) исторические (археологические) объекты профессионально-любительского

Слайд 49Ресурс рекреации – это совокупность свойств предметов, явлений, способных оказывать

положительное влияние на человеческий организм. Они в сочетании с физическими

и психическими факторами обеспечивают восстановление работоспособности человека.

Рекреационные ресурсы включают:
- горноклиматические ресурсы (горные склоны, перевалы, хребты, горные луга, долины, каньоны, пещеры, водопады, горные реки и озера);
- климатические ресурсы (морское побережье, берега озер и рек, лесные массивы, национальные парки и заказники, биосферные заповедники).
Ресурс рекреации – это совокупность свойств предметов, явлений, способных оказывать положительное влияние на человеческий организм. Они в

Слайд 50Социокультурные объекты туристского потенциала включают:
- музеи и музейные собрания (коллекции);
-

монументальные сооружения;
- территории-памятники;
- объекты этнографических познаний (фестивали, усадьбы, поселения);
- объекты

зрелищные и развлечений (парки развлечений, казино, театры, концертные залы и конгресс-холлы, аквапарки и аттракционы, стадионы, спортивные залы, площадки и поля, знаменитые рестораны).
Социокультурные объекты туристского потенциала включают:- музеи и музейные собрания (коллекции);- монументальные сооружения;- территории-памятники;- объекты этнографических познаний (фестивали,

Слайд 51Архитектурные и археологические объекты: шедевры зодчества, памятники, некрополи, раскопки, развалины,

дольмены, пирамиды, здания и ансамбли зданий, городские кварталы и города).

Привлекательность

территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от её историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, музеями, т.е. сочетанием объектов материальной и духовной культуры.
Архитектурные и археологические объекты: шедевры зодчества, памятники, некрополи, раскопки, развалины, дольмены, пирамиды, здания и ансамбли зданий, городские

Слайд 52План семинарского занятия №1
Группа 1
1.Экономика туризма и факторы ее влияния.
2..Приведите

статистические данные, характеризующие структуру современной российской экономики.
Группа 2.
1.Сущность и содержание

туризма как вида экономической деятельности.
2.Приведите статистические данные, характеризующие структуру отрасли туризма в России.
Группа 3.
1. История возникновения турбизнеса.
2.Приведите статистические данные, характеризующие структуру отраслей туризма в мире.



План семинарского занятия №1Группа 11.Экономика туризма и факторы ее влияния.2..Приведите статистические данные, характеризующие структуру современной российской экономики.Группа

Слайд 531.Сущность, содержание и функции туристского рынка
2. Туристский кругооборот
3. Сезонность функционирования

туристского рынка
Лекция 3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

1.Сущность, содержание и функции туристского рынка2. Туристский кругооборот3. Сезонность функционирования туристского рынкаЛекция 3. Туристский рынок как сфера

Слайд 54В узком смысле рынок это место, где встречаются спрос и

предложение товаров и услуг и формируются их цены; или совокупность

сделок, осуществляемых в определенной сфере экономики и на конкретной территории.
В широком смысле рынок сложнейший экономический организм, обеспечивающий обращение потребительских товаров, услуг, средств производства, денег, капиталов, жилья, технологий и др.

В узком смысле рынок это место, где встречаются спрос и предложение товаров и услуг и формируются их

Слайд 55Рынок эффективно функционирует, если соблюдаются три основных условия:

свободная конкуренция производителей;

наличие

одинаковых правил в области качества и безопасности выпускаемой продукции и

оказываемых услуг;

- возможность свободного выбора потребителей.

Рынок эффективно функционирует, если соблюдаются три основных условия:свободная конкуренция производителей;наличие одинаковых правил в области качества и безопасности

Слайд 56Выделяют четыре основных вида рынка:
1) совершенная конкуренция;
2) чистая монополия;
3) монополистическая

конкуренция;
4) олигополия.

Выделяют четыре основных вида рынка:1) совершенная конкуренция;2) чистая монополия;3) монополистическая конкуренция;4) олигополия.

Слайд 59Туристский рынок - это система межхозяйственных связей, в которой совершается

процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег

в туристско-экскурсионные услуги.

Туристский рынок можно определить как место реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагенством, туроператором.

1.Сущность, содержание и функции туристского рынка

Туристский рынок - это система межхозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и

Слайд 60Функции туристского рынка отражают форму проявления турдеятельности и ее назначение

в обществе.

В трудах Балабанова И.Т., Квартального В.А. выделяется всего
3

функции туристского рынка:

1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

2) организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена:
деньги ↔ туристский продукт.


1.Сущность, содержание и функции туристского рынка

Функции туристского рынка отражают форму проявления турдеятельности и ее назначение в обществе.В трудах Балабанова И.Т., Квартального В.А.

Слайд 61Темный Ю.В. выделил 4 функции туррынка:

1) Обеспечение согласования производства и

потребления турпродуктов в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения

по объему и по структуре.

2) Функция установления ценностных эквивалентов для обмена турпродуктов.

3) Стимулирование эффективности производства туруслуг, побуждение производителей к созданию необходимых турпродуктов с наименьшими затратами и получением необходимой и добавочной прибыли.

4) Функция обеспечения, экономичности потребления турпродуктов, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соизмерение спроса населения на турпродукты и заработную плату.
Темный Ю.В. выделил 4 функции туррынка:1) Обеспечение согласования производства и потребления турпродуктов в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности

Слайд 62Субъекты туристского рынка - юридические и физические лица, являющиеся производителями

и потребителями туристского продукта.

Потребители туристского продукта – граждане, желающие путешествовать,

то есть туристы.

Производители туристского продукта – туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей туристов.
Туроператор - это туристская организация, которая занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.
Турагент - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.

Субъекты туристского рынка - юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями туристского продукта.Потребители туристского продукта –

Слайд 63Рис. 1. Схема функционирования туристского рынка

Рис. 1. Схема функционирования туристского рынка

Слайд 64Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений,

возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения

туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.


2. Туристский кругооборот

Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и

Слайд 65Рис. 2. Схема туристского кругооборота (.................... - потоки туристского продукта; ––––––––––→ -

денежные потоки)

Рис. 2. Схема туристского кругооборота (.................... - потоки туристского продукта; ––––––––––→ - денежные потоки)

Слайд 66Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:
1 - турист платит турфирме

деньги за турпутевку;
2 - турфирма выдает туристу турпутевку;
3 - турист

обменивает турпутевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
4 - в процессе реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
5 - турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов тур-продукта;
6 - турфирма получает новые виды турпродукта;
7 - турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме: 1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку;2 - турфирма выдает

Слайд 67Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Туристский экспорт

- это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным

ввозом туристом денег в данную страну.
Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно.
Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.  Туристский экспорт - это вывоз из страны

Слайд 68 Рис. 1. Экономическое сравнение товарных и туристских потоков

Рис. 1. Экономическое сравнение товарных и туристских потоков

Слайд 69Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутри годовой динамики того или

иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней

того или иного показателя на протяжении ряда лет.
Коэффициента сезонности - представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:

Кс = У1/ Уср

У1 - средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца;
Уср - среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период.

3. Сезонность функционирования туристского рынка

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутри годовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях

Слайд 70Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:
• период максимальной интенсивности туристского

потока на­зывается главным туристским сезоном;
• туристский регион, туристская фирма в

зависимости от разви­тия вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;
• развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности;
• сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.
Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:• период максимальной интенсивности туристского потока на­зывается главным туристским сезоном;• туристский регион,

Слайд 71Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:
природно-климатические - количество и

качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других

видов туризма;
экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
социальные - наличие свободного времени;
демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
психологические - традиции, мода, подражание;
материально-технические - развитие сети размещения, пита­ния, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
технологические - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.
Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:природно-климатические - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного,

Слайд 72Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние
на эффективность работы туристской

фирмы:

во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым

убыткам в основной деятельности туристской фирмы;

во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица;

в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.;

в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов.
Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияниена эффективность работы туристской фирмы:во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы

Слайд 741. Сущность спроса и закона спроса на туристские услуги.
2. Эластичность

спроса.
3. Сущность предложения и закона предложения.
4. Эластичность предложения.
5. Рыночное равновесие

Лекция

4 Сущность спроса и предложения на туристские услуги
1. Сущность спроса и закона спроса на туристские услуги.2. Эластичность спроса.3. Сущность предложения и закона предложения.4. Эластичность

Слайд 75 Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма

денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за определенное количество

данного товара.

Закон спроса - повышение рыночной цены на туристские услуги при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, и напротив, понижение рыночной цены увеличивает величину спроса.

Сущность спроса на туристские услуги

Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены

Слайд 781)Потребительские вкусы туристов. Благоприятное изменение потребительских вкусов (предпочтений), вызванное модой

или рекламой, ведет к росту спроса по каждой цене.

2)

Число туристов. Чем больше туристов (покупателей туристских продуктов), тем больше спрос.

3) Доход потребителей. Как правило, повышение доходов туристов ведет к увеличению спроса на туристские продукты.

4) Цены товаров, замещающих или дополняющих данный туристский продукт.

5) Ожидания. Изменения ожидания относительно будущих цен
на данный туристский продукт ведет к тому, что этот туристский продукт будет покупаться в большей или меньшей степени.

Факторы, влияющие на спрос на туристские услуги

1)Потребительские вкусы туристов. Благоприятное изменение потребительских вкусов (предпочтений), вызванное модой или рекламой, ведет к росту спроса по

Слайд 79Каждый потребитель испытывает на себе влияние вкусов и предпочтений других

потребителей.

Выделяются три типичные формы влияния окружающих людей на потребителя,

которые порождают в поведении покупателя три эффекта:
1) эффект присоединения к большинству;
2) эффект сноба;
3) эффект престижного потребления (эффект Веблена).
Каждый потребитель испытывает на себе влияние вкусов и предпочтений других потребителей. Выделяются три типичные формы влияния окружающих

Слайд 80Первый - эффект присоединения к большинству. Потребитель стремится покупать то,

что покупают все. Бытует убеждение, что все цивилизованные люди -

туристы. Поэтому ранее не путешествовавшие люди стремятся восполнить этот пробел, чтобы не остаться "белыми воронами".

Второй - эффект сноба. В этом случае реакция на моду имеет обратную направленность. означает, что потребитель туристского продукта хочет отличиться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие.

Третий - эффект престижного потребления. Потребитель приобретает товары (услуги) с целью произвести впечатление на окружающих. Это престижное, или демонстративное, потребление в литературе связано с теорией праздного класса, выдвинутой Торстейном Вебленом.
Категория таких потребителей туристских услуг заботится о своем статусе, а не о реальной полезности услуг.

Первый - эффект присоединения к большинству. Потребитель стремится покупать то, что покупают все. Бытует убеждение, что все

Слайд 81Коэффициент эластичности – это показатель относительной зависимости реализации туристского продукта

от изменения цены.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько

процентов изменяется спрос на данный товар, если цена его изменится на 1 %.

Еd = ((Q1-Q0)/Q0)/((Р1-Р0)/Р0)

Если Еd > 1, спрос эластичен,
Если Еd < 1, спрос неэластичный,
если Еd = 1, единичная эластичность.

2. Эластичность спроса.

Коэффициент эластичности – это показатель относительной зависимости реализации туристского продукта от изменения цены.Коэффициент эластичности спроса по цене

Слайд 82Зависимость выручки от реализации от эластичности спроса по цене

Зависимость выручки от реализации от эластичности спроса по цене

Слайд 83Если спрос на турпродукт эластичен, то производителям туристских услуг выгоднее

понижение цены, так как в этом случае их выручка будет

возрастать.

Если же спрос на турпродукт неэластичен, то производителям туристских услуг выгодно повышать на него цену, так как только в данном случае выручка может увеличиться.

Особенностью спроса на туристском рынке является его крайняя эластичность, то есть возможность быстрого изменения структуры потребления при изменении различных факторов.
Если спрос на турпродукт эластичен, то производителям туристских услуг выгоднее понижение цены, так как в этом случае

Слайд 84Задача 1. Определить коэффициент эластичности спроса по цене при условии

цена на тур путевки возросла с 1200$ до 1400$. В

результате спрос на данные турпутевки сократился на 20 тыс. человек и составил 60 тыс. человек.
Задача 1. Определить коэффициент эластичности спроса по цене при условии цена на тур путевки возросла с 1200$

Слайд 85
Эластичность -2,329 означает, что если бы цена понизилась на 10%,

то спрос на тур возрос бы на 23,29% (-10 %

* -2,329). Обычно для простоты знак "минус" опускают, используя абсолютную величину эластичности.
Эластичность -2,329 означает, что если бы цена понизилась на 10%, то спрос на тур возрос бы на

Слайд 86Предложение - это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые

находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать

производители-продавцы.

Закон предложения - объем предложения турпродукта увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

3. Сущность предложения и закона предложения.

Предложение - это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут

Слайд 881.изменение цен на туристские ресурсы;
2. изменение налогов, акцизов и дотаций;
3.

изменение цен на другие туристские продукты;
4. изменение ожидания;
5. изменение числа

поставщиков туристских продуктов.

Изменение объема предложения графически выражается в движении по кривой предложения.
Изменение предложения отражается сдвигом влево или вправо самой кривой предложения

Факторы, влияющие на предложение

1.изменение цен на туристские ресурсы;2. изменение налогов, акцизов и дотаций;3. изменение цен на другие туристские продукты;4. изменение

Слайд 89Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения в зависимости

от увеличения цены.

Еs = ((Q1-Q0)/Q0)/((Р1-Р0)/Р0)

Основным фактором эластичности предложения является время,

поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода:

текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
короткосрочный период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
долгосрочный период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены.Еs = ((Q1-Q0)/Q0)/((Р1-Р0)/Р0)Основным фактором эластичности

Слайд 90Es > 1 - эластичное предложение - величина предложения изменяется

на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения характерна

для долгого периода;

Es < 1- неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;

Es = ~ абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены. Кривая предложения строго горизонтальна;

Е = 0 абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Es > 1 - эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма

Слайд 91Равновесная цена - это цена продавцов (по которой им

выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних).
Равновесная

цена и равновесное количество обладают следующими свойствами.
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

5. Рыночное равновесие

Равновесная цена  - это цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая

Слайд 94Задача 2. В таблице представлены различные ситуации на туристском рынке. 1)

Постройте кривые спроса и предложения по данным таблицы. 2) Чему равна

равновесия цена на этом рынке? 3) Если цена за путевку составит 2000 рублей, то для данного рынка будет характерны излишки или дефицит? Какой объем?
Задача 2. В таблице представлены различные ситуации на туристском рынке. 1) Постройте кривые спроса и предложения по

Слайд 95№2. Определите коэффициент эластичности спроса на туристскую путевку, если известно,

что при росте цены на путевку с 4000 ден. ед.

до 5000 д.ед., объем спроса на данный товар составит 200 единиц и 180 ед., соответственно.

№3. Функция спроса на туристские услуги представлена следующим образом Qd = 40-7p, а функция предложения туристских услуг
Qs =-6+16p.
1) определить равновесную цену (Pe)и равновесный объем продаж
(Qe).
2) Как измениться спрос и предложение, если цена станет 4 ед.?
3) Какая ситуация образуется на рынке, если цена снизиться до 1 ед.?

№4. В результате повышения цены трехчасовой сплав по Катуни с 200 до 350 рублей, а объем спроса на эту услугу сократится с 800 до 600 человек. Определите тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
№2. Определите коэффициент эластичности спроса на туристскую путевку, если известно, что при росте цены на путевку с

Слайд 96№5. Определите коэффициент эластичности спроса от доходов на туристские товары

и услуги и объем спроса населения города на планируемый год,

если:
Объем спроса на душу населения в базисном году 7 млн. руб., в отчетном - 8,8 млн. руб. В планируемом году денежные доходы возрастут на 5 %;
Численность населения города составляет 500 тыс. человек.


№6. Определите объем спроса на отдых в Турции по городу
в планируемом году на основе следующих данных:
Численность населения города в текущем году составляет 220 тыс. чел.;
Численность населения в планируемом году увеличиться на 4 %;
Спрос на отдых в Турции на душу населения в текущем году по
стоимости составил 23 тыс. рублей;
Коэффициент эластичности спроса на отдых в Турции равен 1,3
Денежные доходы на душу населения в планируемом году возрастут на
3%
№5. Определите коэффициент эластичности спроса от доходов на туристские товары и услуги и объем спроса населения города

Слайд 97
1. Объем туристского потока
2. Среднюю величину туристских расходов в сутки
3.

Состояние и развитие материально-технической базы
4. Показатели развития международного туризма
Лекция 5.Система

показателей развития туризма
1. Объем туристского потока2. Среднюю величину туристских расходов в сутки3. Состояние и развитие материально-технической базы4. Показатели развития

Слайд 98Туристский поток – это постоянное прибытие в страну туристов.
Объем

туристских потоков характеризуется следующими показателями:
- общее число туристов;
- число туродней;
-

средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Расчет туродней проводится по формуле:

Д=Ч*t ср.

где Ч – число туристов,
t ср - среднее количество дней, проведенных в регионе одним туристом
Туристский поток – это постоянное прибытие в страну туристов. Объем туристских потоков характеризуется следующими показателями:- общее число

Слайд 99Величина суммарных расходов туристов в данном регионе определяется по формуле:

Рсум.=

Д* Р ср.

где Д - число туродней;

Р ср.- средние расходы

туриста за сутки

Величина суммарных расходов туристов в данном регионе определяется по формуле:Рсум.= Д* Р ср.где Д - число туродней;Р

Слайд 100Коэффициенты неравномерности туристского потока

(Кн) рассчитываются тремя способами:

Кн =

Dmax/ Dmin
2) Кн = Dmax / Dгод
Кн =

Dmax/ Dсм

где Dmax, Dmin - число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней;
Dгод, Dсм - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн) рассчитываются тремя способами: Кн = Dmax/ Dmin2)  Кн = Dmax /

Слайд 101Показатели, характеризующие состояние материально- технической базы туризма:
коечный фонд гостиниц и

других средств размещения;
число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов;


число мест на предприятиях развлечения (аквапарки, театры и т.д.), отведенных для туристов, и т.п.
Мощность коечного фонда определяется по формуле:

Мк = Кг * 365 + Кс * Tс
где Мк- мощность коечного фонда
Кг – число койко-мест курглогодичного использования
Кс – число койко-мест сезонного использования
Tс – число дней сезонного использования.
Показатели, характеризующие состояние материально- технической базы туризма:коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях

Слайд 102Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:

объем реализации туристских услуг или выручку

от реализации услуг туризма;
показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень

расходов на оплату труда и пр.);
показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
себестоимость услуг туризма;
прибыль;
рентабельность;
финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;показатели использования рабочей силы

Слайд 103Показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

число туристов, посетивших

зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

число туродней

по иностранным туристам;

суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма: число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной

Слайд 104
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации

туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно- обслуживающей

деятельности туристской фирмы.

Туризм на экономику страны (региона) может воздействовать как прямым, так и косвенным способом.

2. Определение эффективности развития туризма в регионе

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения

Слайд 105Прямое влияние туризма на экономику страны или региона – это

результата расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма.

Прямое

влияние понимается как вклад денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона – это результата расходов туриста на покупку услуг и

Слайд 106Косвенное влияние - это «эффект мультипликатора», который вступает в силу

по мере циркуляции туристских расходов в регионе.
Мультипликатор туризма – это

отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, например, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов.

М=∆ЧНП /∆ И


Косвенное влияние - это «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.Мультипликатор

Слайд 107Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов

туристов.

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты

от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата,

Слайд 108Платежный баланс – это разница между полным доходом страны от

экспорта и полной стоимостью импорта
.
Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит)

и положительным.
Текущий туристский баланс положителен в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др.
Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.

Платежный баланс – это разница между полным доходом страны от экспорта и полной стоимостью импорта.Платежный баланс может

Слайд 109В актив платежного баланса по статье "Туризм" включаются следующие доходы:
-

от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;
-

экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;
- продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);
- транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;
- инвестиций иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;
- кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

В актив платежного баланса по статье

Слайд 110В пассив платежного баланса по статье "Туризм" включают следующие расходы:
-

на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране

пребывания;
- импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;
- приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);
- перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;
- зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах;
- долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.

В пассив платежного баланса по статье

Слайд 111Государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:

реализации целевых программ по развитию

туризма;

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере

туристской индустрии;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.
Государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:реализации целевых программ по развитию туризма;создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование

Слайд 112К преимуществам развития туризма для каждой страны (региона) относятся:
1) Увеличение

денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты
2)

Рост ВНП
3) Создание новых рабочих мест
4) Реформирование структуры отдыха, которая может быть использована
как туристами, так и местными жителями.
5) Привлечение капитала, в тои числе и иностранного
6) Увеличение налоговых сборов принимающего региона.
К преимуществам развития туризма для каждой страны (региона) относятся:1) Увеличение денежного потока в регион, в том числе

Слайд 113
Негативное воздействие отрасли:

1) Монокультура туризма. В конкурентной борьбе за землю,

ресурсы, капитал, туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники

дохода местного населения. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма.
2) по сути своей туризм – явление сезонное.
3) спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов.
Негативное воздействие отрасли:1) Монокультура туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал, туризм теснит сельское хозяйство и

Слайд 1144) Туризм оказывает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на

поддержание окружающей среды, которые несут принимающий регион и местные жители.
5)

Правительства развивающихся стран воплощают в жизнь активные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях (инвестиции в сферу образования,
здравоохранения, и т.д.)
6) Иногда туризм может привести к росту инфляции в регионе, где он развивается.

4) Туризм оказывает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые несут принимающий регион

Слайд 115Валовой туристский продукт - суммарный объем товаров и услуг, производимых

(потребляемых) в сфере туризма.
Он может быть оценен двумя способами: а)

как сумма всех произведенных затрат; б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма.

3. Валовой туристский продукт

Валовой туристский продукт - суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма.Он может быть оценен

Слайд 117Валовой туристский продукт как доход включает:
1) всю зарплату, которая

является частью выручки от производства туристских товаров и услуг;
2) выручку

от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.; 3) проценты, которые получают предприниматели, работающие в туристской экономике за то, что предоставляют заем денег.
4) прибыль - это то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг.

Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат может быть и отрицательным, т. е. в этом случае получаем убытки.
Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.

Валовой туристский продукт как доход включает:  1) всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских

Слайд 118Валовой туристский продукт как затраты включает: 1) затраты на туристское

потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);
2)

частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке проектов, которые производит турбизнес;
3) государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг;
4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И наоборот, общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.

Валовой туристский продукт как затраты включает:   1) затраты на туристское потребление (все туристские затраты на

Слайд 119В 1925г. Первый международный конгресс официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов,

основал Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который в 1975г.

был преобразован во Всемирную туристскую организацию (ВТО).

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г.
Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма.

Отечественные и международные отраслевые объединения (организации).

В 1925г. Первый международный конгресс официальных ассоциаций, занимающихся перевозкой туристов, основал Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО),

Слайд 120В декабре 2005 года генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное

название своей организации для отличия от Всемирной Торговой Организации. В

новом варианте добавилось сокращение ООН (UN) Организация Объединённых Наций (United Nations). В итоге новой аббревиатурой стало — ЮНВТО (UNWTO).

Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная туристская организация занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Генеральный секретарь — Талеб Рифаи (Иордания).

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) — учреждение Организации Объединённых Наций.

В декабре 2005 года генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное название своей организации для отличия от Всемирной

Слайд 121Ассоциации Туроператоров России (АТОР)

Ассоциации Туроператоров России (АТОР)

Слайд 122Государственные органы, отвечающие за развитие отрасли, их функции.
Федеральное агентство по

туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.
Руководство

деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

Руководитель - Александр Васильевич Радьков
Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru

Государственные органы, отвечающие за развитие отрасли, их функции.Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти

Слайд 123Вологодская область  
 
Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области
сайт: http://vologdatourinfo.ru/komitet/

Вологодская область   Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области сайт: http://vologdatourinfo.ru/komitet/

Слайд 124Управление по делам культуры
Россия, 162602, Вологодская область, г. Череповец, Советский

проспект, 35-a

udk-cher@yandex.ru
Начальник управления
Лавров Леонид Валентинович


г. Череповец

Управление по делам культурыРоссия, 162602, Вологодская область, г. Череповец, Советский проспект, 35-a udk-cher@yandex.ruНачальник управленияЛавров Леонид Валентиновичг. Череповец

Слайд 125Всемирная туристская организация (World Tourism Organization)
Ассоциации Туроператоров России (АТОР)
Федеральное агентство по

туризму (Ростуризм)
Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области
Управление по

делам культуры мэрии г. Череповца
Структура и функции органов управления туризмом в России.
Целевые программы и стратегии развития туристкой деятельности в Вологодской области.
Целевые программы и стратегии развития туристкой деятельности в г. Череповце.
Основные тенденции развития международного туризма








Темы к семинару

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization)Ассоциации Туроператоров России (АТОР)Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)Департамент международных, межрегиональных связей и туризма

Слайд 128Лекция 6. Издержек и прибыли туристских предприятий
Издержками (затратами) производства

называются затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности.
Фактические

(явные) затраты представляют собой денежные расходы фирмы на оплату используемых производственных ресурсов.
Вмененные (неявные) затраты - альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Это издержки, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.
Экономические издержки являются суммой явных и вмененных издержек.
Лекция 6. Издержек и прибыли туристских предприятий Издержками (затратами) производства называются затраты производственных факторов, используемых для производственной

Слайд 129Постоянные издержки (fixed cost – FC) – издержки, не зависящие

от объема выпуска продукции (затраты на эксплуатацию зданий, оборудование, арендная

плата, проценты за кредит).

Переменные издержки (variable cost – VC) – издержки, изменяющиеся с изменением объема производства (затраты на материалы, топливо, энергию, рабочую силу и т. д.).

Общие издержки производства (total cost – TC) - сумма постоянных и переменных издержек: TC = FC + VC.

Предельные издержки (MC – marginal cost) - прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.

Постоянные издержки (fixed cost – FC) – издержки, не зависящие от объема выпуска продукции (затраты на эксплуатацию

Слайд 131Средние издержки (АС – average cost) рассчитываются путем деления издержек

на объем произведенной продукции (Q – quantity).
средние постоянные (AFC –

average fixed cost)
AFC= FC/Q

средние переменные (AVC – average variable cost).
AVC=VC/Q
средние общие (ATC – average total cost) издержки.

ATC=TC/Q = AFC+AVC

Средние издержки (АС – average cost) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции (Q – quantity).средние

Слайд 132ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

2.МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ

= ВЫРУЧКА- ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ


4. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТ/
(ЦЕНА

– СРЕДНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ)


5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УСЛУГ = ПРИБЫЛЬ/ЗАТРАТЫ

6. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ = ПРИБЫЛЬ/ВЫРУЧКА

3. ВЫРУЧКА = ОБЪЕМ ПРОДАЖ * ЦЕНА

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ2.МАРЖИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА- ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ4. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ =

Слайд 133На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить: 1. Прибыль

от продаж 2. Точку безубыточности 3. Маржинальную прибыль

На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить:  1. Прибыль от продаж 2. Точку безубыточности

Слайд 134На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить: 1.Маржинальную прибыль

и прибыль от продаж за год 2. На сколько процентов изменится

прибыль от продаж при росте выручки на 7%
На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить:  1.Маржинальную прибыль и прибыль от продаж за год

Слайд 135 На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить: 1.Маржинальную прибыль 2.Точку

безубыточности 3. Рентабельность услуг и продаж

На основе нижеприведенных данных предприятия туризма необходимо определить:  1.Маржинальную прибыль 2.Точку безубыточности 3. Рентабельность услуг

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика