Слайд 2
Понятие.
Виды мышления.
Основные мыслительные действия.
Мышление как процесс решения задачи.
Слайд 3Мышление это
это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной
ориентации в окружающем природном и социальном мире;
для изучения конкретных психологических
механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Слайд 4Виды мышления
Виды мышления различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,
используемым средствам, познавательным возможностям
Слайд 5Генетический принцип классификации
наглядно-действенное,
наглядно-образное,
словесно-логическое.
Слайд 6
Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных
уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя
критериями:
Слайд 7
Один из них (первая часть названий) есть та
конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или
ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:
Слайд 8
а) объект как таковой в своей материальности и конкретности;
б) объект,
изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
в) объект, описанный в той
или иной знаковой системе.
Слайд 9
Умение решать наглядные, практические задачи служит наиболее простым показателем соответствующих
уровней развития мышления !
Слайд 10
Другой критерий (вторая часть названий)- это основные способы, с помощью
которых человек познает окружающий мир:
а) через практическое действие с
объектом;
б) с помощью образных представлений;
в) на основе логических понятий и других знаковых образований.
Слайд 11Наглядно-действенное мышление
Основная характеристика определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать
отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Слайд 12
Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм
мышления.
Слайд 13наглядно-образное мышление
ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует
наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ
предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.
Слайд 14
Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления
Слайд 15Словесно-логическое мышление
На следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать
существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Слайд 16
Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и
практических действий
Слайд 17Этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое мышление
Слайд 18По типу решаемых задач
Теоретическое и практическое мышление
Слайд 19Теоретическое мышление
- это познание законов и правил.
Слайд 20Практическое мышление
направлено на разработку средств практического преобразования действительности: постановка
цели, создание плана, проекта, схемы.
Слайд 21Теплов Б.М.
(1896-1965)
советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии;
Автор книги «Ум полководца»,
М., 1961
Слайд 22
Практическое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено, что важной особенностью
практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого
дефицита времени и актуального риска.
Слайд 23
В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все
это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем
мышление теоретическое.
Мышление педагога по данной классификации относится к разряду практического мышления
Слайд 24Интуитивное и аналитическое мышление (по степени рефлексии)
три критерия для их
различения:
временной (время протекания процесса),
структурный (членение на этапы),
уровень осознанности.
Слайд 25Аналитическое мышление
развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы,
представлено в сознании самого мыслящего человека.
Слайд 26Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально
осознанным.
Слайд 27Творческое и критическое мышление ( по принципу их функционального назначения)
Слайд 28Противоположны условия их реализации:
порождение новых творческих идей должно быть полностью
свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов;
критический отбор
и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей.
Слайд 29
В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов.
Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его
эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Слайд 30
Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является
различие эмпирического и теоретического мышления.
Слайд 31Эмпирическое и теоретическое мышление (по типу познания)
Слайд 32Давыдов В.В.
Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)
советский педагог и психолог.
Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук
(1971), профессор (1973).
Слайд 33Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления.
При рациональном познании предметного и
социального мира возникает понимание его связей и отношений. При этом
в зависимости от целей, средств, структуры познавательной деятельности субъекта понимание может относиться к двум разным, хотя и тесно связанным, переходящим друг в друга сторонам предметной действительности и ее воспроизводства в мышлении.
Слайд 34
Так, в рациональном виде может выражаться внешняя сторона действительности, ее
наличное бытие. Эта сторона выступает как предмет эмпирического мышления. Но
в процессе акта понимания может быть воспроизведено опосредованное, внутреннее, сущностное бытие действительности, которое является предметом теоретического мышления.
Слайд 35Эмпирическое мышление
сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления
познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств.
В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.
Слайд 36Функции эмпирического мышления:
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и
различного;
Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия;
В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.
Слайд 37Основными чертами эмпирического мышления являются:
его направленность на внешние свойства и
связи познаваемых объектов,
формальный характер обобщения этих объектов, рассудочность при оперировании
общими представлениями.
Слайд 38
Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления - классифицировать
и упорядочить познаваемые объекты. Согласно исследованиям В.В.Давыдова, на формирование этого
типа мышления нацелена массовая практика школьного обучения.
Слайд 39Теоретическое мышление
Воспроизводит целостную систему взаимодействия, познает развивающуюся объективную реальность.
Слайд 40Своеобразие теоретического мышления в том, что это
область объективно взаимосвязанных явлений,
составляющих целостную систему;
Слайд 41
В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность.
В
зависимостях, раскрываемых теорией, одна вещь выступает как способ проявления другой
внутри некоторого целого.
Слайд 42Понятие
одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и
как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное
действие.
Слайд 43Основные мыслительные действия
Сравнение
Абстракция
Классификация
Обобщение
Анализ
«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Слайд 44Сравнение
Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и
признаки.
Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других
свойств и обозначаются словом.
Слайд 45Абстракция
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые
отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и
тем самым построить определенную классификацию
Слайд 46Анализ
Познание сложных, системных объектов.
Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего
в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.
Слайд 47Обобщение
Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений
системного объекта.
Слайд 48«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Определение способа выведения частных проявлений системного
объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения
в системе.
Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от абстрактного к конкретному».
Слайд 49
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не
в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно
для первого вида обобщения),
а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.
Слайд 50
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не
только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний
о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.
Слайд 51
Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от
абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.
Слайд 52Мышление как процесс решения задач
Любая задача имеет объективную (предметную) и
субъективную (психологическую) структуру.
Слайд 53Объективно задача включает в себя:
1) набор определенных условий;
2) требование,
которого нужно достичь
С психологической точки зрения требованию задачи
соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения.
Слайд 54
Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых
для этого средств в данных условиях.
Слайд 55Для решения задачи важно:
Наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта
готовых средств достижения цели;
Слайд 56
Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их
поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления.
Слайд 57
Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется
творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения
творческих задач.
Слайд 58
Процесс мышления исследуется и при субъективно неопределенной цели. В этих
случаях преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта
самостоятельной проблемой.
Слайд 59
Такие ситуации являются экспериментальной моделью для исследования процессов целеполагания в
мышлении.
Само мышление выступает при этом как процесс не только решения,
но и постановки задач.
Слайд 60
Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и
средствами.
Слайд 61Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по
следующей схеме:
Слайд 62
Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности.
Осознание проблемной ситуации — первый этап разрешения проблемы.
Слайд 63
На втором этапе - происходит выделение того, что известно, и
того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.
Слайд 64
На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений
о типе задачи, исходя из предшествующего опыта).
Слайд 65
На четвертом — появляются гипотезы как предположения о способах решения
задачи.
Слайд 66
Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой — ее
проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Слайд 67
Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и
теоретическом мышлении.
Слайд 68
Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ
решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения
всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.
Слайд 69
В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей
задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно
квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.