Разделы презентаций


Виды Мышления

Содержание

Понятие.Виды мышления.Основные мыслительные действия.Мышление как процесс решения задачи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Виды мышления

Виды мышления

Слайд 2
Понятие.
Виды мышления.
Основные мыслительные действия.
Мышление как процесс решения задачи.

Понятие.Виды мышления.Основные мыслительные действия.Мышление как процесс решения задачи.

Слайд 3Мышление это
это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной

ориентации в окружающем природном и социальном мире;
для изучения конкретных психологических

механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Мышление этоэто активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;для

Слайд 4Виды мышления
Виды мышления различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,

используемым средствам, познавательным возможностям

Виды мышленияВиды мышления различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям

Слайд 5Генетический принцип классификации
наглядно-действенное,
наглядно-образное,
словесно-логическое.

Генетический принцип классификациинаглядно-действенное, наглядно-образное,словесно-логическое.

Слайд 6
Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных

уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя

критериями:
Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов

Слайд 7
Один из них (первая часть названий) есть та

конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или

ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:
Один из них (первая часть названий) есть та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту

Слайд 8
а) объект как таковой в своей материальности и конкретности;
б) объект,

изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
в) объект, описанный в той

или иной знаковой системе.

а) объект как таковой в своей материальности и конкретности;б) объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже; в) объект,

Слайд 9
Умение решать наглядные, практические задачи служит наиболее простым показателем соответствующих

уровней развития мышления !


Умение решать наглядные, практические задачи служит наиболее простым показателем соответствующих уровней развития мышления !

Слайд 10
Другой критерий (вторая часть названий)- это основные способы, с помощью

которых человек познает окружающий мир:
а) через практическое действие с

объектом;
б) с помощью образных представлений;
в) на основе логических понятий и других знаковых образований.
Другой критерий (вторая часть названий)- это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир: а) через

Слайд 11Наглядно-действенное мышление
Основная характеристика определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать

отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.


Наглядно-действенное мышлениеОсновная характеристика определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Слайд 12
Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм

мышления.

Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.

Слайд 13наглядно-образное мышление
ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует

наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ

предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.

наглядно-образное мышлениеситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.

Слайд 14
Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления

Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления

Слайд 15Словесно-логическое мышление
На следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать

существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Словесно-логическое мышлениеНа следующем уровне, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Слайд 16
Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и

практических действий

Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий

Слайд 17Этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое мышление


Этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.Наглядно-действенноеНаглядно-образноеСловесно-логическое мышление

Слайд 18По типу решаемых задач
Теоретическое и практическое мышление

По типу решаемых задачТеоретическое и практическое мышление

Слайд 19Теоретическое мышление
- это познание законов и правил.

Теоретическое мышление- это познание законов и правил.

Слайд 20Практическое мышление
направлено на разработку средств практического преобразования действительности: постановка

цели, создание плана, проекта, схемы.


Практическое мышление направлено на разработку средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Слайд 21Теплов Б.М.
(1896-1965)
советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии;
Автор книги «Ум полководца»,

М., 1961

Теплов Б.М.(1896-1965)советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии;Автор книги «Ум полководца», М., 1961

Слайд 22
Практическое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено, что важной особенностью

практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого

дефицита времени и актуального риска.
Практическое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается

Слайд 23
В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все

это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем

мышление теоретическое.
Мышление педагога по данной классификации относится к разряду практического мышления


В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении

Слайд 24Интуитивное и аналитическое мышление (по степени рефлексии)
три критерия для их

различения:
временной (время протекания процесса),
структурный (членение на этапы),
уровень осознанности.

Интуитивное и аналитическое мышление (по степени рефлексии)три критерия для их различения:временной (время протекания процесса),структурный (членение на этапы),уровень

Слайд 25Аналитическое мышление
развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы,

представлено в сознании самого мыслящего человека.

Аналитическое мышление  развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Слайд 26Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально

осознанным.

Интуитивное мышлениехарактеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Слайд 27Творческое и критическое мышление ( по принципу их функционального назначения)

Творческое и критическое мышление ( по принципу их функционального назначения)

Слайд 28Противоположны условия их реализации:
порождение новых творческих идей должно быть полностью

свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов;
критический отбор

и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей.
Противоположны условия их реализации:порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних

Слайд 29
В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов.

Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его

эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом

Слайд 30
Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является

различие эмпирического и теоретического мышления.

Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является различие эмпирического и теоретического мышления.

Слайд 31Эмпирическое и теоретическое мышление (по типу познания)

Эмпирическое и теоретическое мышление (по типу познания)

Слайд 32Давыдов В.В.
Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)
советский педагог и психолог.

Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук

(1971), профессор (1973).
Давыдов В.В.Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)  советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992).

Слайд 33Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления.
При рациональном познании предметного и

социального мира возникает понимание его связей и отношений. При этом

в зависимости от целей, средств, структуры познавательной деятельности субъекта понимание может относиться к двум разным, хотя и тесно связанным, переходящим друг в друга сторонам предметной действительности и ее воспроизводства в мышлении.
Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления.При рациональном познании предметного и социального мира возникает понимание его связей и

Слайд 34
Так, в рациональном виде может выражаться внешняя сторона действительности, ее

наличное бытие. Эта сторона выступает как предмет эмпирического мышления. Но

в процессе акта понимания может быть воспроизведено опосредованное, внутреннее, сущностное бытие действительности, которое является предметом теоретического мышления.
Так, в рациональном виде может выражаться внешняя сторона действительности, ее наличное бытие. Эта сторона выступает как предмет

Слайд 35Эмпирическое мышление
сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления

познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств.

В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.
Эмпирическое мышлениесохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних

Слайд 36Функции эмпирического мышления:
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и

различного;
Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия;

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.
Функции эмпирического мышления:Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного;Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру

Слайд 37Основными чертами эмпирического мышления являются:
его направленность на внешние свойства и

связи познаваемых объектов,
формальный характер обобщения этих объектов, рассудочность при оперировании

общими представлениями.
Основными чертами эмпирического мышления являются:его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов,формальный характер обобщения этих объектов,

Слайд 38
Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления - классифицировать

и упорядочить познаваемые объекты. Согласно исследованиям В.В.Давыдова, на формирование этого

типа мышления нацелена массовая практика школьного обучения.

Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления - классифицировать и упорядочить познаваемые объекты. Согласно исследованиям В.В.Давыдова,

Слайд 39Теоретическое мышление
Воспроизводит целостную систему взаимодействия, познает развивающуюся объективную реальность.

Теоретическое мышлениеВоспроизводит целостную систему взаимодействия, познает развивающуюся объективную реальность.

Слайд 40Своеобразие теоретического мышления в том, что это
область объективно взаимосвязанных явлений,

составляющих целостную систему;

Своеобразие теоретического мышления в том, что этообласть объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему;

Слайд 41
В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность.
В

зависимостях, раскрываемых теорией, одна вещь выступает как способ проявления другой

внутри некоторого целого.

В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В зависимостях, раскрываемых теорией, одна вещь выступает как

Слайд 42Понятие
одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и

как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное

действие.
Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е.

Слайд 43Основные мыслительные действия
Сравнение
Абстракция
Классификация
Обобщение
Анализ
«Восхождение от абстрактного к конкретному»


Основные мыслительные действияСравнениеАбстракцияКлассификацияОбобщениеАнализ«Восхождение от абстрактного к конкретному»

Слайд 44Сравнение
Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и

признаки.
Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других

свойств и обозначаются словом.
СравнениеПозволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются)

Слайд 45Абстракция
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые

отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и

тем самым построить определенную классификацию
АбстракцияВыделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений,

Слайд 46Анализ
Познание сложных, системных объектов.
Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего

в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.


Анализ Познание сложных, системных объектов.Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего в роли генетически исходной основы для всех

Слайд 47Обобщение
Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений

системного объекта.

ОбобщениеМыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.

Слайд 48«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Определение способа выведения частных проявлений системного

объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения

в системе.
Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от абстрактного к конкретному».
«Восхождение от абстрактного к конкретному» Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания,

Слайд 49
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не

в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно

для первого вида обобщения),
а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи

Слайд 50
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не

только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний

о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму

Слайд 51
Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от

абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Слайд 52Мышление как процесс решения задач
Любая задача имеет объективную (предметную) и

субъективную (психологическую) структуру.

Мышление как процесс решения задачЛюбая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру.

Слайд 53Объективно задача включает в себя:
1) набор определенных условий;
2) требование,

которого нужно достичь
С психологической точки зрения требованию задачи

соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения.

Объективно задача включает в себя:1) набор определенных условий; 2) требование, которого нужно достичь  С психологической точки

Слайд 54
Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых

для этого средств в данных условиях.

Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Слайд 55Для решения задачи важно:
Наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта

готовых средств достижения цели;

Для решения задачи важно:Наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели;

Слайд 56
Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их

поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления.

Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого

Слайд 57
Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется

творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения

творческих задач.

Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить

Слайд 58
Процесс мышления исследуется и при субъективно неопределенной цели. В этих

случаях преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта

самостоятельной проблемой.
Процесс мышления исследуется и при субъективно неопределенной цели. В этих случаях преобразование объективного требования в субъективную цель

Слайд 59
Такие ситуации являются экспериментальной моделью для исследования процессов целеполагания в

мышлении.
Само мышление выступает при этом как процесс не только решения,

но и постановки задач.

Такие ситуации являются экспериментальной моделью для исследования процессов целеполагания в мышлении.Само мышление выступает при этом как процесс

Слайд 60
Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и

средствами.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами.

Слайд 61Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по

следующей схеме:

Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме:

Слайд 62
Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности.

Осознание проблемной ситуации — первый этап разрешения проблемы.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации — первый этап разрешения

Слайд 63
На втором этапе - происходит выделение того, что известно, и

того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

На втором этапе - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается

Слайд 64
На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений

о типе задачи, исходя из предшествующего опыта).

На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта).

Слайд 65
На четвертом — появляются гипотезы как предположения о способах решения

задачи.

На четвертом — появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи.

Слайд 66
Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой — ее

проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой — ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется

Слайд 67
Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и

теоретическом мышлении.

Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении.

Слайд 68
Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ

решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения

всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.

Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти

Слайд 69
В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей

задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно

квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.


В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором

Слайд 70
Практическое задание

Практическое задание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика