Слайд 1Виды, периодичность и технология проведения технического обслуживания машин
Слайд 21. Виды и периодичность выполнения технического обслуживания машин.
2 .Технология технического
обслуживания тракторов и сельхозмашин.
Слайд 31. Виды и периодичность выполнения технического обслуживания машин.
Параметры технического состояния
(ПТС) машины и её составных частей имеют различную скорость изнашивания,
поэтому они могут достичь своего предельного (Пкр) значения за различные интервалы наработки .
Один параметр Д1 например уровень моторного масла в картере двигателя, требует контроля и восстановления за 8-10 м.-ч. (т.е. еже сменно), а другой параметр Д5 (рис. 1) – за 1000-1200 м.-ч. (т. е. Один раз в год).
Слайд 4Всего же за год эксплуатации трактора требуется выполнить 300…400 операций
технического обслуживания или в среднем одна операция обслуживания через каждые
2,5…3,5 м-ч.
Чтобы не останавливать часто трактор на обслуживание и не отрывать его от выполнения с.-х. работ, все операции сгруппированы в виды технического обслуживания.
Вид технического обслуживания – это комплекс операций по проверке и регулировке узлов и механизмов, выполняемых через определенный интервал времени (наработки), называемый периодичностью.
Слайд 5Качество технического обслуживания обеспечивается соблюдением ГОСТа 20793-86 «Тракторы и машины
сельскохозяйственные. Техническое обслуживание», в котором определены все виды, периодичность, циклы,
а также основные требования к проведению операций технического обслуживания.
Периодичность номерных видов ТО может выражаться в объеме выполненной основной работы, в литрах (кг) израсходованного топлива, в мотто-часах, в километрах пробега, в выработанной продукции.
Слайд 6Виды технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин
Слайд 7Периодичность ТО тракторов и самоходных шасси установлена в моточасах, литрах
или килограммах израсходованного топлива.
Периодичность ТО самоходных комбайнов установлена в физ.
гектарах, литрах израсходованного топлива, моточасах работы двигателя.
Периодичность ТО несамоходных комбайнов и стационарных машин установлена в часах или тоннах переработанной продукции.
Периодичность номерных видов ТО тракторов зависит от года выпуска.
Слайд 8Для тракторов, решение о постановке на производство которых было принято
до 1 января 1982 года, периодичность составляет: ТО-1 – 60
м.-ч.; ТО-2 – 240 м.-ч.; ТО-3 – 960 моточасов
Развитие системы технического обслуживания и ремонта происходит в направлении увеличения периодичности ТО и ремонта, уменьшения перечня операций при ТО, применения универсальных смазочных материалов и рабочих жидкостей.
Поэтому для тракторов, решение о постановке на производство которых принято после 1 января 1982 года периодичность ТО составляет: ТО-1 – 125 м.-ч.; ТО-2 – 500 м.-ч.; ТО-3 – 1000 м.-ч.
Слайд 9Рис. 1. схема периодичности ТО тракторов при ТО-1 – 125
м.-ч.; ТО-2 – 500 м.-ч.; ТО-3 – 1000 моточасов
В
этой схеме ТО-1………..36
ТО-2……....6
ТО-3……....3
ТР………....2
КР………...1
Слайд 10Допускается отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) для проведения операций
по ТО-1 и ТО-2 до 10 %, а по ТО-3
до 5 % от нормативной.
Цикл технического обслуживания – это длительность работы машин (трактора) до первого ТО-3.
Так цикл ТО тракторов при периодичности 60…240…960 моточасов будет следующим:
1-1-1-ТО2-1-1-1-ТО2-1-1-1-ТО2-1-1-1-ТО3
Сравните с циклом ТО при новой периодичности 125…500…1000 моточасов:
1-1-1-ТО2-1-1-1-ТО3
Слайд 11Видно, что система ТО с периодичностью 125…500…1000 м.-ч. значительно уменьшила
число постановок тракторов на ТО и в целом уменьшила трудоемкость
обслуживания за цикл.
Для сложных самоходных с.х. машин в т.ч. уборочных комбайнов цикл ТО сокращается и имеет вид: 1-1-1-ТО2 – комбайны.
Однако, в случаях, когда наработка этих машин менее 300 м.ч., то ТО-2 не проводится и цикл ТО сокращается до ТО-1. Дл прицепных и навесных с.х. машин (плугов, сеялок, культиваторов и др.) количество ТО может быть уменьшено до ЕТО или ТО-1 (при обязательном обслуживании при постановке техники на хранение, во время хранения и при снятии с хранения).
Слайд 122. Технология технического обслуживания тракторов и сельхозмашин.
Технология технического обслуживания –
это совокупность способов и средств, выполнения операций, обеспечивающих работоспособность и
исправность машины.
Технологию ТО обычно представляют технологическими картами, в которых изложен процесс ТО, указаны операции, материалы, инструмент, приспособления, приборы и оборудование для выполнения операций, а также режимы и технические требования на их выполнения.
Слайд 13Кроме того, в технологических картах приведены квалификация исполнителей, средняя трудоемкость
выполнения операций.
Каждая технологическая карта ТО содержит все операции для полного
выполнения работы:
- моечно-очистительной;
- контрольно-диагностической;
- смазочно-заправочной;
- регулировочной и т.п.
Каждый вид ТО обусловливается определенной номенклатурой технологических карт.
Слайд 14Операции, изложенные в технологических картах, выполняют в строгой технологической последовательности,
обеспечивающей высокое качество результатов труда и полную загрузку исполнителей.
Кроме технологических
карт технология ТО представляют также организационно-техноло-гические карты, которые составляются на один из видов технического обслуживания трактора или системы, узла, агрегата.
Это документ, в котором указывается содер-жание операций, последовательность их выпол-нения, исполнители, оборудование, приспособ-ления, приборы и инструмент, продолжитель-ность выполнения работ и технические условия.
Слайд 15Основными исходными нормативно-техническими документами по составлению организационно-технологических карт на ТО
являются:
- «Техническое описание и инструкция по эксплуатации», которую прикладывают к
трактору и разработанные ГОСНИТИ технологии технического обслуживания тракторов. Например, «Трактор – Т-150К. Техническое обслуживание». – М.: ГОСНИТИ, 1985.
Слайд 16Организационно-технологические карты на ТО составляются с целью такой организации работ,
при которой все операции ТО выполняются в полном объеме, с
высоким качеством и при минимальных затратах труда и простоев трактора на техническом обслуживании (ПРИМЕР).
Для обеспечения последовательности выполнения работ при ТО, разделении и специализации труда, по каждой машине разрабатывается маршрутный технологический график проведения определенного вида ТО (ПРИМЕР).
Этот график включает в себя последовательность работ для каждого исполнителя.
Слайд 17Обычно маршрутный технологический график представляют в виде последовательности прямоугольников, соединенных
стрелками, с условными обозначениями выполняемых работ.
Маршрутно-технологический график ТО-1 трактора МТЗ-80.
Слайд 18Каждый прямоугольник имеет свой номер. Число рядов прямоугольников, соединенных одинаковым
видом стрелок, характеризует число исполнителей. Стрелки с прерывистой чертой характеризуют
работу тракториста-машиниста, а сплошной чертой – мастера-наладчика.
Применение условных обозначений делает график очень компактным и универсальным.
Слайд 19Образец технологической карты на техническое обслуживание трактора
ПРимер: Определение давления масла
в системе смазки дизельного двигателя.
Исполнитель:
Трудоемкость:
Оборудование, приборы, инструмент:
Слайд 20Образец организационно-технологической карты на ТО трактора