Слайд 2Классификация проектов по доминирующей деятельности ученика
Слайд 3Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или
внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован
в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Слайд 4 Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он
включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение
гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Слайд 5Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении
с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Слайд 6Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Слайд 7Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя
в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Слайд 8Классификация проектов по предметно-содержательной области
Слайд 9Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной
области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей
знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
Слайд 10Межпредметные проекты, выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством
нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной
интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме « Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Слайд 11Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они
могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Слайд 12Классификация проектов по продолжительности
Слайд 13Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Их разработка наиболее
продуктивна на уроках иностранного языка.
Пример: проект «Составление рекламного модуля на
английском языке», 11 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Слайд 14Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности
участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации,
изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс; работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Слайд 15Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение
занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Слайд 16Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В
ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных
обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время