Слайд 1Виды работ со слабоуспевающими учениками
СОСТАВИТЕЛЬ: Пе Валентина
Васильевна учитель нач.
класс.
Слайд 2
Чтобы предотвратить неуспеваемость,
надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках
учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 3
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие
правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и
не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Слайд 4Виды работ
Карточки для индивидуальной работы(дифференцированный подход).
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты
Слайд 5Дифференцированный подход
может быть осуществлен на любом из этапов урока:
-при закреплении;
-при проверке домашнего задания;
-при самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к
обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Слайд 6
Задача.
В старшую группу детского сада купили 5 машинок, а мячей
на 7 больше. Сколько
всего игрушек купили для старшей
группы?
- 5 шт.
- ? на 7 шт. > чем
?
! Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
Слайд 7
Карточки – задания
1.
Допиши краткую запись и решение задачи.
Сделай пояснение
к каждому действию.
Машины - 5 шт.
Мячи - ? на …
больше
1) 5+7=12
2) 12+7= …
2.(Поэтапное выполнение)
1) Найди, сколько мячей купили.
2) Ответь на вопрос задачи.
Слайд 8
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:
(5+___)+___ =
Слайд 10Специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы
Слайд 13Задания с выбором ответа. Тест.
1.
В каком слове допущена ошибка?
1) прорупь
3) сугроб
2) рукав
4) мороз
2.
Какое слово нельзя разделить для переноса?
1)улей 3) листок
2) корка 4) лист
Слайд 15
Имя существительное
(карточки – тренажёры)
Выбери правильный ответ.
Имя существительное
– это часть речи, которая обозначает … а) действия
предметов;
б) признаки предметов; в) предметы.
Имена существительные изменяются по …
а) числам; б) родам; в) падежам.
2. Отгадай загадку. Укажи род существительных в этой загадке.
Гость гостил
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного молотка. ________________
А) женский; б) мужской; в) средний.
3. Измени по падежам имя существительное
карандаш в ед. и во множ. числе. Выдели окончания у существительных.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
4. Определи падеж имён существительных.
Летят со свистом _____, приблизился к норе ____,
поселился в дупле _____, слепил из снега _______,
получил письмо _____, пришёл за книгой ________.
1.Закончи предложения.
Имена существительные изменяются по ________________________________________.
Чтобы правильное написать безударное падежное окончание существительного надо:
1.________________________________
2.________________________________
3.________________________________
Слова – помощники:
1 скл. - ________________________________;
2 скл. - ________________________________;
3 скл. - ________________________________ .
2. Допиши окончания имён существительных. Обозначь орфограмму.
Ждал на дорог _ , жил на окраин _ , сбился с дорог _ , деревья в ине _ , приехал к бабушк _ ,
вышел из избушк _ , встретил на вокзал _ , прислал по почт _ , вырос на пустош _ .
3.Допиши окончание существительного. Определи падеж всех существительных. Разбери выделенное слово как часть речи.
Здравствуй, в белом сарафан _
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи. (П. Вяземский)
Слайд 16Индивидуальная работа по карточкам
«Составление деформированных предложений»
Задание: Составить предложение,
добавив в него имя прилагательное.
1.– звёзды, сверкать, небо. В вечернем
небе сверкали яркие звёзды.
Задание: (У существительных определить род, число, падеж, подчеркнуть прилагательное)
2. – облако, плыло, над землей, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
(Опорные слова: красное, сильное, темное)
Задание: (Грамматический разбор предложения )
3. – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
(Опорные слова: холодная, сильная, утренняя)
Задание: (У существительного определить падеж, выделить окончание, подчеркнуть прилагательное)
4. посыпалась, с неба,– крупа. С неба посыпалась колючая крупа. (Опорные слова: голубая, снежная, колючая)
Задание: (Прилагательное разобрать по составу, подчеркнуть)
Слайд 19Алгоритм решения уравнений
Прочитай уравнение.
Назови действие, компоненты.
Вспомни, как найти неизвестный компонент.
Запиши
и вычисли.
Проверь.
Слайд 211С+2С=СУММА
1С=СУММА–2С
2С=СУММА–1С
Слайд 22Падежи
«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов
этой фразы:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки.
Слайд 23или запомнить пары:
Ка-Пэ, эС-Тэ, эФ-Хэ, Цэ-Че, Ша-Ща
Глухие согласные
В этой фразе собраны все глухие
согласные русского языка:
СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? - ФИ!
Слайд 24Формы индивидуальной работы
со слабоуспевающими учениками
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий
по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды,
головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
Слайд 25ЦЫган на ЦЫпочках подошёл к ЦЫплёнку и ЦЫкнул "ЦЫц"
Правописание после "Ц"
Запоминалка слов-исключений, в
которых в корне слова после «Ц» пишется «Ы»
Слайд 26Подготовка к написанию сочинения
Учитель:
Сегодня мы будем подбирать
красивые, образные слова, которые употребляются в прямом и переносном смысле.
Правильно употреблять их в речи.
Составлять и записывать предложения, объединенные темой “Зима-волшебница”, придавать красоту и волшебство этой поры времени. А также выражать свое настроение, чувства посредством слова.
Слайд 27 1. Подбор слов, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные.
(работа на листках-распечатках)
Слайд 28Слова, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные.
Зима (какая?) волшебная, красивая.
Снег
(какой?) белый пушистый, легкий.
Мороз (какой?) сильный, трескучий суровый
Деревья (какие?) озябшие,
заснеженные, залепленные
Снежинки (какие?) легкие, пушистые, белые, как пух
Сказка (какая?) волшебная, интересная, захватывающая
Лес (какой?) заколдованный, тихий, сонный, молчаливый.
Поле(какое?) бесконечное, ровное.
Снеговичок (какой?) веселый, смешной.
Слайд 29Слова, обозначающие действия предметов, т.е. глаголы.
(работа на листках-распечатках)
Зима (что сделала?)
пришла, пожаловала.
Снег (что делает?) летит, падает, порхает, кружится, садится, идет.
Деревья
(что делают?) стоят, спят, мечтают.
Снежинки (что делают?) танцуют, играют, садятся.
Сказка (что делает?) зовет, приглашает, ведет.
Лес (что делает?) завораживает, удивляет.
Поле (что делает?) белеет, стелется.
Снеговичок (что делает?) стоит, улыбается.
Слайд 30Подбор слов, которые обозначают действия предметов
Зима (что сделала?)
Снег (что дедает?)
Мороз (что делает?)
Деревья
(что делают?)
Снежинки (что делают?)
Сказка (что делает?)
Лес (что делает?)
Поле (что делает?)
Снеговичок
(что делает?)
Слайд 31Развитие речи
Задание:
Дополненить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными с
опорой на наглядность.
Слайд 32Стоит… денёк. Ваня и Алёша построили … крепость. Егор слепил
снеговика. Снеговик получился ... . Ребята несутся на санках с
горки. Катя катается по … льду на коньках . Всем весело!
Слайд 34Творческая работа
Методический прием - интерпретация сказки.
Вот примеры некоторых заданий.
Опиши характер
главного героя до встречи с… и после.
«Что было дальше?» -
закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Слайд 35При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные
строчки.
Это такие упражнения:
дополни слоги до слов (му-, про-);
закончи фразу;
придумай рифму к
слову (лучик - … );
соедини рифмующиеся слова;
поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
восстанови рассыпанное стихотворение;
игра «Кто больше подберет рифм»
Синички – водички – птички
игра «Добавлялки»
Где обедал воробей?
В зоопарке у…
«Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Слайд 36
Результат дифференцируемого подхода в обучении:
повышается уровень мотивации учения
каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей
появляется желание
у слабомотивированных учащихся продвигаться в образовании
слабые получают возможность испытать учебный успех
Слайд 37Результаты
Таким образом, индивидуализация обучения способствует тому, что к концу изучения
темы каждый ученик оказывается на том уровне, на котором он
может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.