Слайд 1Виктор Петрович
Астафьев
(1924-2001)
Слайд 2Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу
Енисея, недалеко от Красноярска
В семь лет мальчик
потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Мальчик попадает в детдом-интернат.
"Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.
Слайд 3Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу,
он работает составителем поездов.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем
уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале.
По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957)
В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
Слайд 4Васюткино озеро
Землю свою люблю и не устаю
удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать —
она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.
Астафьев
Природа и человек— эта тема
многих произведений Астафьева
Слайд 5В основе сюжета…
Однажды, еще учась в пятом классе, в
сочинении Витя Астафьев описал, как летом заблудился в заполярной тайге,
смертельно испугался, но сумел взять себя в руки и на 4-й день всё-таки вышел к Енисею. Он назвал сочинение “Жив!”. Учитель прочитал сочинение в классе и благословил паренька редкой и потому дорогой похвалой: “Молодец!”)
Слайд 6Герои рассказа
Васютка – мальчик, 13 лет;
мать Анна;
отец Григорий
Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады;
дедушка Афанасий;
дядя Коляда
– старшина рыбосборочного бота.
Слайд 71.Зачем Васютка отправился в тайгу?
(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние
кедры он уже обколотил.)
2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и
каковы были её напутственные слова?
(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”)
3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
(Следил за пометками на деревьях).
4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?
(Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).
Вспоминаем и анализируем прочитанное:
Слайд 85.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт?
(Увидел глухаря)
6.
Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
(Да, ведь он знал
много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход).
7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
пробираться через сухой валежник;
“почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;
ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
Слайд 99. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после
четырёх дней скитания по тайге?
(Чувство радости, восторга. Докажите словами
текста).
10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
умение ориентироваться.
Слайд 10О чем говорится?
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
молчаливая, равнодушная, глухая,
угрюмая
небольшое, унылое, подёрнутое ряской
молочный, клейкий, неподвижный
далёкие, таинственные,
мерцающие
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
лес
тайга
озеро
туман
звезды
река
Слайд 11Найдите сравнения
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль,
темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел
над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”.
Слайд 12 Почему же так назван рассказ?
Васютка открыл озеро, его
не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца
и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.
Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.
Слайд 13Какой Васютка?
Знаток тайги
заботливый
разумный
славный
пытливый
ловкий
разговорчивый
смышленый
внимательный
терпеливый
откровенный
выносливый
добрый
смелый
рассудительный
СОСТАВЛЯЕМ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЯ:
Слайд 15Тест (письменно):
1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в)
сказка-быль.
2. Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов
для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
3. Птица, которая “увела” Васютку в тайгу: а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
4. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
5. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а) речка; б) болото; в) озеро.
7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
8. Родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться.
9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.
10. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
а) “С тайгой надо дружить!”; б) “Тайга хлипких не любит!”; в) “В тайге одному делать нечего!”.
Слайд 16Проверьте и оцените свою работу:
1.а
2.а
3.б
4.в
5.б
6.в
7.б
8.в
9.в
10.б
За каждый правильный ответ поставьте себе
0,5 балла. Подсчитайте баллы, поставьте себе оценку.
Слайд 17Домашнее задание:
(по выбору учащихся)
1. Написать письмо Васютке: Чему я научился
и что узнал благодаря тебе.
2. Подобрать и записать законы
природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.