Слайд 1Витраж
Произведение искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и
предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном
сооружении.
Слайд 2Раннее христианство
метафизические концепции связи света и духа,
разработанные теоретиками раннего христианства.
витраж как посредник между земными и
божественными сферами.
Слайд 3
Витраж «Голова Иисуса Христа», около 1070 г.
Вейссембургское аббатство в Эльзасе.
Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле.
Выразительные линии образа прорисованы
непрозрачной коричневой эмалью.
Слайд 4
Витражи из Аугсбургского собора, 1100 г. Германия
Слайд 5Раннеготический стиль (до 30-х годов XIII века)
«текучие» складки драпировки,
блестящие, яркие краски
богатый орнаментальный декор
Слайд 6Излюбленный сюжет витражей на рубеже XII—XIII веков – притча о
блудном сыне
кафедральный собор, Бурже Франция
Слайд 7Окно-роза в кафедральном соборе Лозанны (Швейцария)
витражная композиция с изображением структуры
мироздания представлениях XIII века.
Солнце, Луна, Земля, знаки Зодиака и
четыре стихии олицетворяют Вселенную.
Образы времен года и трудов, связанных с месяцами, символизируют течение времени.
Слайд 8Высокая готика
вся история мира от Сотворения вплоть до прибытия в
Париж процессии со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрел для
Сент-Шапель Людовик IX (1236 — 1270)
Слайд 9
Моисей у горы Синай. Кафедральный собор Кёльна, Германия. 2-я пол. 13 века
Слайд 10Витраж с пророком Исаией (собор в Эксетере)
Слайд 11
Витражи Руанского аббатства Сент-Уэн
Слайд 13Витражи эпохи Возрождения
наложение цветных стекол одно на другое новых, еще не виданных красочных
оттенков художники стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.
Слайд 14Витраж в эпоху модерна
Модерн – своеобразный отход от строгих законов
классицизма.
не прямые линии, а более натуральные изгибы,
применение
таких материалов, как стекло и металл.
сочетание красоты и функциональности.
особое внимание к деталям, как внешнего вида, так и интерьера.
Слайд 15 Цветы и ветки растений
сплетенные в сложном рисунке стебли
орнаментально
упорядоченные мотивы
беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто
образующие букву «омега»
геометрические композиции
вариации на тему готической стрельчатой арки
стилизованные изображения гербов
пейзажные композиции
Слайд 16Виды современных витражей
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу
стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной
обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг) — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Слайд 17Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все)
стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина
или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Паечный витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.