Разделы презентаций


Власть и общество в Северо-Восточной Руси в домонгольский период

Структура лекции: Формирование новой политической концепции власти. Основные черты и особенности собственнического (вотчинного) мировоззрения. 2. Андрей Боголюбский – первая попытка установления самодержавия в русских землях. 3. Особенности взаимоотношения власти и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Власть и общество
в Северо-Восточной Руси в домонгольский период

Власть и общество в Северо-Восточной Руси в домонгольский период

Слайд 2 Структура лекции:
Формирование новой политической концепции власти. Основные черты и особенности

собственнического (вотчинного) мировоззрения.

2. Андрей Боголюбский – первая попытка установления

самодержавия в русских землях.

3. Особенности взаимоотношения власти и общества.




Структура лекции: Формирование новой политической концепции власти. Основные черты и особенности собственнического (вотчинного) мировоззрения. 2. Андрей

Слайд 3 1. Формирование новой политической концепции.

Основные черты и особенности собственнического (вотчинного) мировоззрения

В Киевской Руси Рюриковичи:
♦ Приглашены населением на заранее оговоренных условиях
 Власть изначально была договорной;
 Источник легитимации княжеской власти – народное вече;

♦ Первые князья – пришельцы. Явившись на Русскую землю, они вошли в уже готовый общественный строй, до них сложившийся:
земледельцы-смерды – на собственной земле;
городское население – с развитой вечевой жизнью.
Князья вынуждены были адаптироваться к сложившемуся жизненному укладу.
1. Формирование новой политической концепции.    Основные черты и особенности собственнического (вотчинного)

Слайд 4

Во Владимиро-Суздальских землях Рюриковичи:
♦ Пришли раньше, чем

заселение земель приобрело
массовые масштабы.
♦ Владевшие обширными, но почти пустынными землями, князья
приглашали колонистов для заселения земель чтобы увеличить
свои доходы и свою собственную политическую силу.
Массовое заселение по инициативе князя
«Власть предвосхитила заселение» (В.О. Ключевский, 1841-1911).

♦ Князья получили право рассматривать себя не как пришлых
правителей, вынужденных адаптироваться к сложившемуся
жизненному укладу, а как творцов нового уклада на новом, до того
почти пустынном месте, который они могли «считать делом рук своих,
своим личным созданием».

Возникновение вотчинного (собственнического )
мировоззрения князей

В.О. Ключевский: «Понятие о князе как о личном собственнике удела было юридическим следствием значения князя как заселителя и устроителя своего удела».

Во Владимиро-Суздальских землях Рюриковичи: ♦ Пришли

Слайд 5С.Ф. Платонов (1860-1933):
«В самом деле, на севере князь часто

первым занимал местность и искусственно привлекал в нее новых поселенцев,

ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцы в известном городе был князь, исконным владельцем городской земли было вече; теперь на севере пришельцем оказалось население, а первым владельцем земли - князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками - хозяевами данного места. В лице князя произошло соединение двух категорий прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. <…>
Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, "вотчинник". На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием "удельного порядка" и весьма несходные с порядком Киевской Руси».
С.Ф. Платонов (1860-1933): «В самом деле, на севере князь часто первым занимал местность и искусственно привлекал в

Слайд 6
Р. Пайпс (амер. историк, 1933-2018):
"В Киевской

Руси и во всех вышедших из нее княжествах, кроме северо-восточных,

население появилось прежде князей: сперва образовались поселения и лишь потом политическая власть.
Северо-Восток, напротив, был по большей части колонизирован по инициативе и под водительством князей; здесь власть предвосхитила заселение.
В результате этого северо-восточные князья обладали такими властью и престижем, на которые сроду не могли рассчитывать их собратья в Новгороде и Литве. Земля, по их убеждению, принадлежала им; города, леса, пашни, луга, речные пути были их собственностью, ибо строились, расчищались и эксплуатировались по их повелению.
Такое мнение предполагало, что все живущие на их земле люди были их челядью либо съемщиками; в любом случае, они не могло претендовать на землю и обладать какими-либо неотъемлемыми личными правами.
На северо-востоке сложилось некое собственническое мировоззрение; пронизав все институты политической власти, оно придало им характер, подобия которого было не сыскать ни в других частях России, ни в Европе".
Р. Пайпс (амер. историк, 1933-2018):

Слайд 7
Основные черты собственнического (вотчинного)
мировоззрения:
♦ Земля – собственность

князя:
убеждение князя, что он является

собственником всей земли, городов, лесов своего княжества

эта земля моя, потому что земли расчищались крестьянами, города строились по моему повелению.

♦ Собственностью считалось и население, проживающее на княжеской земле

Население:
– не может владеть землей на частном праве
– обладать какими-либо неотъемлемыми
личными правами.

Основные черты собственнического (вотчинного) мировоззрения:♦  Земля – собственность князя:    убеждение князя, что

Слайд 8Система управления русскими землями (после 1097)
Управление отдельными областями (княжествами)

♦ Область

– коллективная собственность отдельной княжеской ветви (династии).

♦ Старший представитель ветви

(династии) правил в стольном городе и делил управление с младшими родичами («сидели» в областных городах»).

♦ Киевские земли – династическая собственность всего рода Рюриковичей

Сохранилась традиция общего родового неразделенного княжеского владения.

Система управления русскими землями (после 1097)Управление отдельными областями (княжествами)♦ Область – коллективная собственность отдельной княжеской ветви (династии).♦

Слайд 9 2. Андрей Боголюбский – первая попытка установления

самодержавия в русских земля

Новые политические идеи  Новые политические притязания
А. Боголюбский: «хотел он стать самовластцем»
Начал борьбу с родовым принципом правления
(коллективного властвования рода Рюриковичей)
А. Ахиезер (философ, культуролог, 1929-2007): «Будучи конструктором жизненного уклада они (князья) чувствовали себя вправе считать территорию княжества не общеродовой, а своей личной собственностью, которой вольны распоряжаться по своему усмотрению».

А. Боголюбский изгнал родичей-сопровителей, нарушив традицию коллективного родового правления.
Территория княжества не общеродовая, а личная собственность князя
 зарождается идея государства как личной собственности (вотчины) правителя
 укрепляется традиция передачи территориальных владений по завещанию от отца к сыну (раздел княжества между сыновьями).


2. Андрей Боголюбский – первая попытка установления      самодержавия в русских

Слайд 10 2. Снижение роли

городских вечевых институтов
♦ Не устраняя вече в старых

городах, северо-восточные князья снижали политический статус старых городов, возвышая выстроенные ими новые.
Соловьев С.М. (1820-1879): «Против вечевых притязаний князья нашли себе опору в новых городах. Разница между старыми и новыми городами та, что старые города считая себя старее князей, смотрели на них как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, видит в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение».
♦ Перенос столицы из Суздаля в «ничтожный пригород Владимир на Клязьме» (Е. Шмурло). В новой столице княжеское самовластие не встречало ограничений со стороны вече.
 Начало выстраивания вместо двухполюсной (княжеско-вечевой) однополюсной авторитарной модели.

2. Снижение роли городских вечевых институтов

Слайд 113. Борьба с родовитым боярством и изменение состава управленческого аппарата

Андрей изгнал из Ростовской земли вслед за своими

братьями и племянниками и "передних мужей" отца своего, т.е. больших отцовых бояр.

Б.А. Рыбаков (1908-2001): «Новый князь решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. <…> Первым актом князя было изгнание младших братьев (они со временем могли превратиться в его соперников) и старой дружины отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. <…> По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам <…> Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между "самовластцем" – князем и боярством».

Изгнав «больших отцовых бояр» А. Боголюбский окружает себя служилыми людьми (княжие холопы, милостники, дворня).

Административный аппарат формируется из зависимых от князя холопов.

3. Борьба с родовитым боярством и изменение состава управленческого аппарата   Андрей изгнал из Ростовской земли

Слайд 12

Структура дружины (киевской, традиционной)

старшая младшая
привилегированный слой свободные и холопы
(полные и временные)
«служилые»
– бояре – детские (военные слуги ?)
(советники,
высшие должностные лица)
– княжие мужи – отроки (дворовые слуги ?)
(дворня  дворяне)

Структура двора (А. Боголюбский)
(XII в. – вытеснение термина «дружина» термином «двор»)

Административный аппарат Дружина
Дворяне (холопы) Бояре + дворяне
(термин впервые появился в 1175 г.)
- условное землевладение - частная собственность на землю
- зависимость от князя - право «вольной службы»



Структура дружины (киевской,

Слайд 13
1175 г.: Убийство Андрея Боголюбского приближенными

(первый в истории Рюриковичей придворный заговор, дворцовый переворот)

Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. «При "нормальных" отношениях между князьями и вассалами недовольство князем приводит к его изгнанию. Невозможность изгнания провоцирует убийство. Тем самым эпизод сигнализирует о том, что на смену отношениям "князь-дружина" начинают приходить отношения "государь-подданные"».

Андрей Боголюбский: первая попытка установления однополюсной авторитарной (самодержавной) модели, которая потом достраивалась московскими князьями/царями.

1175 г.: Убийство Андрея Боголюбского приближенными   (первый в истории Рюриковичей придворный заговор,

Слайд 143. Особенности взаимоотношений князя и общества в северо-восточных землях
Общество:
Крестьяне, переселяющиеся

на северо-восток:
– становились свободными;
– считали обрабатываемую землю

своей собственностью
(продавали, передавали по наследству);
– имели право жить там, где хотели;
– платили подати князю, на чьей территории они проживали.

Ремесленники: могли переезжать из города в город, из княжества в
княжество, выплачивая подати то одному, то другому князю.

Бояре:
– абсолютные собственники своей земли;
– не были обязаны служить князю, на чьей территории находились их вотчины, т.е. существовал обычай вольной службы.


3. Особенности взаимоотношений князя и общества в северо-восточных земляхОбщество:Крестьяне, переселяющиеся на северо-восток: –  становились свободными;–

Слайд 15 Все население обладало полной свободой в отношении обязанностей к

княжеской власти;

 Русские князья с сильно развитой собственнической психологией.



У князей не было способа принудить кого-либо (кроме своих холопов и слуг), исполнять свою волю.
Любой другой человек – боярин (дружинник), крестьянин, ремесленник, купец – мог уйти от него и перебраться из этого княжества в другое княжество.
Противоречие:

теоретически – князья собственники

на практике – не имели возможности реализовать свои права.

На протяжении нескольких столетия сначала князья, а затем и московские цари боролись с населением, стремясь сделать всю Россию своей собственностью (вотчиной) не только на словах, но и на деле.

Сигизмунд Герберштейн (немецкий путешественник XVI в.):
«Люди все считают себя холопами, то есть рабами своего Государя».
 Все население обладало полной свободой в отношении обязанностей к княжеской власти;  Русские князья с сильно

Слайд 16Литература:

1. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец

или новое начало? М., 2005.
2. Данилевский И.Н. Русские земли

глазами современников и потомков (ХII–ХIV вв.). М., 2000.
3. Дубов И.В. Спорные вопросы этнической истории Северо-Восточной Руси IХ-ХIII веков // Вопросы истории. 1990. № 5.
4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. Т. 1. Лекция XVII-XX. М., 1987-1999.
5. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси: К постановке проблемы // История СССР. 1991. № 4.
6. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
7. Пайпс Р. Россия при старом режиме / Пер. с англ. М., 1993.
8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.
10. Флоря Б.Н. "Служебная организация" и ее роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян // Отечественная история. 1992. №2.
11. Шмурло Е. История России. 862-1917 гг. М., 1999.
Литература:1. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005. 2. Данилевский

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика