Разделы презентаций


Влияет ли форма итогового контроля на принципы преподавания литературы в школе?

Содержание

Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Влияет ли форма итогового контроля на принципы преподавания литературы в

школе?
Теоретический и практический аспекты проблемы

Влияет ли форма итогового контроля  на принципы преподавания литературы в школе?Теоретический и практический аспекты проблемы

Слайд 2Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы

Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы

Слайд 3Уникальность учебного предмета «литература»
его освоение происходит в процессе осуществления

всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их

неразрывной взаимосвязи;
предметом и средством обучения на уроке литературы является текст;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.

Уникальность учебного предмета «литература» его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение,

Слайд 4Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Слайд 6 Типичные ошибки при выполнении работы по литературе в формате ЕГЭ
недостаточное

знание (а в ряде случаев незнание)  текста художественных произведений;
невладение историко-литературным

и культурно-историческим контекстом;
неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;
неадекватное прочтение формулировок заданий;
неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;
изъяны в речевом оформлении  письменных ответов разного объема
Типичные ошибки при выполнении работы по литературе в формате ЕГЭ недостаточное знание (а в ряде случаев

Слайд 7 Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы

заданий);
различные виды пересказа (С5);
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12);
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5);
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);
написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4)
Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:    осознанное, творческое чтение художественных

Слайд 8СТАНДАРТ 2004
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;

изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• характеризовать особенности

сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

СТАНДАРТ 2004знать/понимать• образную природу словесного искусства;• содержание изученных литературных произведений;• изученные теоретико-литературные понятия;уметь• воспринимать и анализировать художественный

Слайд 9Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года осуществлялись в двух направлениях
совершенствование

заданий базового уровня сложности
 
повышение объективности оценивания развернутых ответов выпускников
 

Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года осуществлялись в двух направленияхсовершенствование заданий базового уровня сложности  повышение объективности оценивания

Слайд 10 Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года
Введены новые задания: на

установление соответствия и на множественный выбор из перечня.
При

оценивании заданий С1, С3 учитывается речевое оформление ответа.
При проверке выполнения заданий С2 и С4 вместо трех введено четыре позиции оценивания. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Переработаны формулировки большей части критериев оценки заданий С1 – С5.
Максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.


Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года  Введены новые задания: на установление соответствия и на множественный

Слайд 11 Формулировки литературоведческих понятий в заданиях В вариативны:

Пример 1. Как называется

способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к

предмету разговора?

Пример 2. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?

Формулировки литературоведческих понятий в заданиях В вариативны: Пример 1. Как называется способ авторской оценки изображаемого, в

Слайд 12 Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:
экзаменуемый

вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу;

включение «эталонных»

ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых;

это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»

Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются: экзаменуемый вправе построить собственное аргументированное суждение

Слайд 13
критерии оценивания
компетенции
даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию;
при необходимости формулирует свою точку
зрения;
убедительно обосновывает свои тезисы;
не подменяет

анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют

понимать суть вопроса
давать прямой ответ на поставленный вопрос
понимать содержательно-концептуальную информацию текста
аргументировать
анализировать текст
владеть фоновыми знаниями
владеть коммуникативно-речевыми умениями


критерии оцениваниякомпетенциидаёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точкузрения;убедительно обосновывает

Слайд 14Два взаимосвязанных направления работы
Совершенствование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение
Совершенствование

коммуникативных (текстовых умений)

Два взаимосвязанных  направления работыСовершенствование умения анализировать и интерпретировать литературное произведениеСовершенствование коммуникативных (текстовых умений)

Слайд 15
УМК
Г.В. Москвина,
Н.Н. Пуряевой,
Е.Л. Ерохиной

УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л.

Слайд 16Компетентностный подход
авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы:

от теории к деятельности и от деятельности к теории. В

основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;

ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.

Компетентностный подходавторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности

Слайд 17Основные содержательные особенности построения учебников:
5 по 8 класс -- строится

не по хронологическому принципу (не владеют необходимым объемом знаний по

истории); развитию и поддержанию познавательного интереса способствует создание проблемных ситуаций; в названии каждого тематического раздела программы содержится вопрос или познавательное противоречие;

учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения

Основные содержательные особенности  построения учебников:5 по 8 класс -- строится не по хронологическому принципу (не владеют

Слайд 18Ведущая теоретико-литературная и методическая идея
5 класс – осознание природы художественного

образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в

единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
Ведущая теоретико-литературная и методическая идея5 класс – осознание природы художественного образа; 6 класс – осознание специфики содержания

Слайд 19В учебнике используются три основных типа текста
тексты литературных произведений

– большие по объему тексты (Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик», М.М.

Пришвин «Кладовая солнца») даны с сокращениями;

теоретические тексты – помещены в начале каждого раздела, обозначают основную теоретическую идею данного раздела. После этих текстов обязательно приводится задание («Проверь себя…»), в которые вынесены ключевые для данной темы слова и словосочетания;


текст об авторах – краткие биографии писателей. В тех случаях, если творчество писателя изучается из класса в класс (Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Некрасов, Тургенев, Бунин, Есенин, Платонов, Астафьев, Зощенко) приводится только информация, актуальная для изучения конкретного произведения. На этапе 8-9 классов эта информация суммируется в целостную картину.
В учебнике используются три основных типа текста тексты литературных произведений – большие по объему тексты (Э.Т. А.

Слайд 20Методический аппарат УМК
все задания решают задачу коммуникативного развития школьников

создает возможность

для организации всех видов речевой деятельности

Методический аппарат УМКвсе задания решают задачу коммуникативного развития школьниковсоздает возможность для организации всех видов речевой деятельности

Слайд 21задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его

осмысленное чтение и понимание;

 вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли

учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

 вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;  вопросы, которые помогают

Слайд 22вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение

воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
 задания, развивающие речевые умения; особая роль

отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
 задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;

вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст; задания, развивающие речевые

Слайд 23специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу,

успешно участвовать в научном дискурсе;

творческие задания, выполняя которые можно

рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе; творческие задания,

Слайд 24задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,

прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
 коллективные задания

формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
 рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации. 
задания, выполняемые в паре: школьники учатся  принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное

Слайд 25 Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель

вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам
Задания повышенной сложности не

являются обязательными для выполнения. Однако они позволяют работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии.

Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей, но нельзя оценить высоко несамостоятельную работу.

Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим

Слайд 26Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения
«Найди в тексте доказательства

утверждения…» - ответ на вопрос необходимо именно ИСКАТЬ в тексте,

а не давать приблизительный пересказ нужного фрагмента.
«Расскажи…» - предполагается, что учащийся не просто перечисляет факты, называет события или героев, а строит развернутое монологическое высказывание.
Необходимо обучать школьников строить адресное высказывание: рассказывать не «в пустоту», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать свой рассказ понятным и интересным им.

Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения«Найди в тексте доказательства утверждения…» - ответ на вопрос необходимо именно

Слайд 27В приложении к учебнику даны памятки
«Как подготовиться к выразительному

чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как

написать аннотацию».

Ссылки на эти памятки встречаются в учебнике всякий раз, когда выполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток.
В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному

Слайд 28Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками
Это требует

от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то, что

написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы.

Учащиеся должны осознать, что без чтения сносок полноценное постижение смысла прочитанного текста невозможно.

Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сноскамиЭто требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую

Слайд 29Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе
Рекомендуем учителю не игнорировать

эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования слов

в словаре, любыми способами актуализировать в речи учеников новые слова.


Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.

Большое внимание в учебнике уделяется словарной работеРекомендуем учителю не игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся по

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика