Слайд 1Влияет ли форма итогового контроля
на принципы преподавания литературы в
школе?
Теоретический и практический аспекты проблемы
Слайд 2Существующие формы аттестации и предполагаемые перспективы
Слайд 3Уникальность учебного предмета «литература»
его освоение происходит в процессе осуществления
всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их
неразрывной взаимосвязи;
предметом и средством обучения на уроке литературы является текст;
коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.
Слайд 4Анализ результатов ЕГЭ по литературе
Слайд 6
Типичные ошибки при выполнении работы по литературе в формате ЕГЭ
недостаточное
знание (а в ряде случаев незнание) текста художественных произведений;
невладение историко-литературным
и культурно-историческим контекстом;
неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;
неадекватное прочтение формулировок заданий;
неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;
изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема
Слайд 7
Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы
заданий);
различные виды пересказа (С5);
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12);
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5);
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);
написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4)
Слайд 8СТАНДАРТ 2004
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
•
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Слайд 9Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года осуществлялись в двух направлениях
совершенствование
заданий базового уровня сложности
повышение объективности оценивания развернутых ответов выпускников
Слайд 10
Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 года
Введены новые задания: на
установление соответствия и на множественный выбор из перечня.
При
оценивании заданий С1, С3 учитывается речевое оформление ответа.
При проверке выполнения заданий С2 и С4 вместо трех введено четыре позиции оценивания. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Переработаны формулировки большей части критериев оценки заданий С1 – С5.
Максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
Слайд 11
Формулировки литературоведческих понятий в заданиях В вариативны:
Пример 1. Как называется
способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к
предмету разговора?
Пример 2. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?
Слайд 12
Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:
экзаменуемый
вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу;
включение «эталонных»
ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых;
это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»
Слайд 13
критерии оценивания
компетенции
даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую
позицию;
при необходимости формулирует свою точку
зрения;
убедительно обосновывает свои тезисы;
не подменяет
анализ пересказом текста;
фактические ошибки и неточности отсутствуют
понимать суть вопроса
давать прямой ответ на поставленный вопрос
понимать содержательно-концептуальную информацию текста
аргументировать
анализировать текст
владеть фоновыми знаниями
владеть коммуникативно-речевыми умениями
Слайд 14Два взаимосвязанных
направления работы
Совершенствование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение
Совершенствование
коммуникативных (текстовых умений)
Слайд 15
УМК
Г.В. Москвина,
Н.Н. Пуряевой,
Е.Л. Ерохиной
Слайд 16Компетентностный подход
авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы:
от теории к деятельности и от деятельности к теории. В
основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;
ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
Слайд 17Основные содержательные особенности
построения учебников:
5 по 8 класс -- строится
не по хронологическому принципу (не владеют необходимым объемом знаний по
истории); развитию и поддержанию познавательного интереса способствует создание проблемных ситуаций; в названии каждого тематического раздела программы содержится вопрос или познавательное противоречие;
учащиеся 9 класса в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, делать выводы и обобщения, поэтому в основе программы 9 класса лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения
Слайд 18Ведущая теоретико-литературная и методическая идея
5 класс – осознание природы художественного
образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в
единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии
Слайд 19В учебнике используются три основных типа текста
тексты литературных произведений
– большие по объему тексты (Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик», М.М.
Пришвин «Кладовая солнца») даны с сокращениями;
теоретические тексты – помещены в начале каждого раздела, обозначают основную теоретическую идею данного раздела. После этих текстов обязательно приводится задание («Проверь себя…»), в которые вынесены ключевые для данной темы слова и словосочетания;
текст об авторах – краткие биографии писателей. В тех случаях, если творчество писателя изучается из класса в класс (Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Некрасов, Тургенев, Бунин, Есенин, Платонов, Астафьев, Зощенко) приводится только информация, актуальная для изучения конкретного произведения. На этапе 8-9 классов эта информация суммируется в целостную картину.
Слайд 20Методический аппарат УМК
все задания решают задачу коммуникативного развития школьников
создает возможность
для организации всех видов речевой деятельности
Слайд 21задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его
осмысленное чтение и понимание;
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли
учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
Слайд 22вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение
воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
задания, развивающие речевые умения; особая роль
отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
Слайд 23специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу,
успешно участвовать в научном дискурсе;
творческие задания, выполняя которые можно
рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
Слайд 24задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,
прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
коллективные задания
формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Слайд 25
Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель
вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам
Задания повышенной сложности не
являются обязательными для выполнения. Однако они позволяют работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии.
Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей, но нельзя оценить высоко несамостоятельную работу.
Слайд 26Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения
«Найди в тексте доказательства
утверждения…» - ответ на вопрос необходимо именно ИСКАТЬ в тексте,
а не давать приблизительный пересказ нужного фрагмента.
«Расскажи…» - предполагается, что учащийся не просто перечисляет факты, называет события или героев, а строит развернутое монологическое высказывание.
Необходимо обучать школьников строить адресное высказывание: рассказывать не «в пустоту», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать свой рассказ понятным и интересным им.
Слайд 27В приложении к учебнику даны памятки
«Как подготовиться к выразительному
чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как
написать аннотацию».
Ссылки на эти памятки встречаются в учебнике всякий раз, когда выполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток.
Слайд 28Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками
Это требует
от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то, что
написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы.
Учащиеся должны осознать, что без чтения сносок полноценное постижение смысла прочитанного текста невозможно.
Слайд 29Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе
Рекомендуем учителю не игнорировать
эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования слов
в словаре, любыми способами актуализировать в речи учеников новые слова.
Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.