Слайд 1Презентация
Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника
Слайд 2Введение
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности,
так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Наше время
– время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка
Слайд 3Изобразительная деятельность детей
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
как происходит возрастная эволюция детского рисунка;
проводится психологический анализ процесса
рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком.
Слайд 4Виды изобразительной деятельности дошкольника
Слайд 5Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников
Изобразительная деятельность дошкольников – это
развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению
связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Слайд 6Связь изобразительной деятельности с развитием психических функций
Изобразительная деятельность требует согласованнию
участия многих психических функций. Детское рисование способствует также согласованности межполушарного
взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка.
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходится во мнении, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Слайд 7Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков:
Наблюдатель
Мечтатель
Для творчества характерны
образы и сюжеты, увиденные в жизни
Для творчества характерны образы сказок,
образы воображения
Слайд 8Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа
эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь,
делятся на несколько стадий.
Слайд 9Доизобразительный этап: стадия каракулей – 2 года
Первые каракули – обычно
почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение,
а сам карандаш.
Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге.
На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом.
Слайд 10Вторая стадия доизобразительного этапа: от 2 до 3 лет
Но на
этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это –
папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно.
Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Слайд 11Изобразительный период: стадия предметного рисования – от 3 до 5
лет
Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются»
в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?»
Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека.
Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.
Слайд 12Изобразительный период: стадия правдоподобных изображений – 5-7 лет
Характеризуется постепенным отказом
от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.
В детских
рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты.
Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют.
Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству.
Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.
Слайд 13Внутрисемейные отношения в детских рисунках
Часто в рисунках фигурируют члены семьи.
Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и
демонстрируют их в своих рисунках.
Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет.
В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах.
Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности.
Слайд 14Дальнейшее развитие изобразительных способностей
Взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем
творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если
ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии – правильных изображений.
Здесь мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою «детскость» – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.
К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.
Слайд 15Влияние изобразительного искусства на творческую личность ребенка
Одним из важнейших вопросов
детской психологии и педагогики является вопрос о творчестве детей, развитии
этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Слайд 16Понятие творческой деятельности
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на
создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом к творческой деятельности служит
проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.
Слайд 17Развитие творческих способностей ребенка
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому
нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих
способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе).
Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.
Слайд 18Эстетическое воспитание ребенка как основа развития творческой личности
Эстетическое воспитание –
целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное
и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв)
Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.
Слайд 19Задачи эстетического воспитания детей
Первая группа задач направлена на формирование эстетического
отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и
чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Слайд 20Условия и средства эстетического воспитания
Слайд 21Содержание эстетического воспитания
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний,
умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Под руководством взрослых
дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Слайд 22Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:
Наблюдение за окружающей
действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые
наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
Развитие самостоятельных действий – педагог предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Слайд 23Список литературы:
Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ под. ред. А. В.
Петровского – М.: Просвещение, 1979.
Степанов С. Тайна детского рисунка
// Няня. 1997. №9.
Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А. П. Ершова, Е. А.Захарова, Т.Г .Пеня и др. – М.: Просвещение, 2002.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 2008.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2001.