Слайд 1Внеурочная деятельность в школе: основы организации
Воронина ЕА, доцент кафедры социально-педагогического
образования СПБАППО
Слайд 2Зачем Буратино внеурочная деятельность…
Слайд 3Внеурочная деятельность и дополнительное образование
Слайд 4Основная образовательная программа основного общего образования реализуется через урочную и
внеурочную деятельность (ФГОС ООО)
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС
начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования
Слайд 5Сайт АППО
Раздел Деятельность -Методическая деятельность – Сопровождение учебного
плана – Внеурочная деятельность
http://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/soprovozhdeniye-uchebnogo-plana/
Слайд 6Цель внеурочной деятельности
обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения
основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды,
в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 09-1672)
Слайд 7Проблемы реализации ВД: опыт первых лет реализации
Отсутствие целостной системы
внеурочной деятельности, непонимание ее целей и возможностей
«Перевод» большей части занятий
системы дополнительного образования детей в программы «внеурочки».
Организация внеурочной деятельности в традиционных урочных формах.
Отсутствие интереса у сильных загруженных педагогов к созданию авторских программ внеурочной деятельности.
Занятость учеников во второй половине дня.
Незаинтересованность родителей.
Вопросы, связанные с технологией реализации, оформлением (записью в журнал) программ и т.п.
Слайд 8Внеурочной деятельность (потенциал)
совокупность разнообразных видов деятельности школьника
необычные организационные формы
работы «за сеткой уроков»
современные технологии организации деятельности: проектные и
проектно-исследовательские технологии, кейс-технологии, технология развития критического мышления, информационные технологии, технология «квест», образовательное путешествие, отдельные приемы и технологии групповой работы, технология КТД и пр.
возможность работы в малых группах
иная организация учебного времени — традиционные линейные и новые нелинейные формы организации курсов «внеурочки» и т. д
Слайд 9Внеурочная деятельность
часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и
ребёнку в освоении нового вида деятельности, формировании учебной мотивации
деятельность, способствующая
расширению образовательного пространства, создающая дополнительные условия для развития учащихся
необходимое условие взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения
Проектирование авторских программ внеурочной деятельности дает возможность учителю самореализоваться, предъявить свой уникальный опыт
Возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
Слайд 101. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа — 21.02.2015)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937)
5. САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Слайд 11 Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности Письмо Минобрнауки от 18 августа 2017 года №09-1672
Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/)
Основная образовательная программа образовательной организации
Распоряжения и инструктивные письма региональных органов управления образования, где содержатся конкретные управленческие решения (Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию № 03-20- 2057/15-0-0 от 21.05.2015 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга")
Слайд 12ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (ФГОС ООО):
Внеурочная деятельность
планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка,
запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона
общекультурное
духовно-нравственное
спортивно-оздоровительное
общеинтеллектуальное
социальное
Слайд 14ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости
от уровня общего образования
до 1 350 часов за четыре года
обучения на уровне начального общего образования
до 1 750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования
до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации
Слайд 15ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
художественные, культурологические, филологические, хоровые студии
сетевые сообщества
школьные
спортивные клубы и секции
юношеские организации
научно-практические конференции
школьные научные общества
олимпиады
поисковые и научные исследования
общественно полезные практики
военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной
(Приказ Минобрнауки РФ 1644)*
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность
*Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Слайд 16ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Слайд 17При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие
исследовательский, творческий характер
Формы занятий внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся;
сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 09-1672)
Слайд 18Формы занятий ВД
занятия-практикумы
занятия дискуссии
занятия-игры
занятия-конкурсы
занятия-экскурсии
занятия-исследования
занятия -проекты и
т.д.
образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии
Слайд 19В каких из указанных направлений целесообразна реализация программ, имеющая целью
патриотическое воспитание обучающихся. Какие виды деятельности могут быть использованы.
Предложите
варианты программ. На достижение каких результатов они будут направлены?
Приведите примеры программ из личного опыта
духовно-нравственное
физкультурно-спортивное и оздоровительное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Слайд 20
Локальная нормативная база образовательной организации
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
план
внеурочной деятельности
режим внеурочной деятельности
рабочие программы внеурочной деятельности
расписание занятий
внеурочной деятельности
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Слайд 21ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Слайд 22План внеурочной деятельности может включать в себя:
программы организации деятельности
ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам,
клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.
программы воспитательных мероприятий и др…
программы внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады но учебным предметам)
программы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов: курсы по самопознанию, самообразованию, обучение мышлению
программы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы
Инструктивно-методическое письмо от № 03-20-2057/15-0-0 '0356485 от 21.05.2015
Механизм разработки плана
Слайд 23Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности
Рабочая
программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне
с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательный организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
• планируемые результаты внеурочной деятельности
• содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
• тематическое планирование
Слайд 24Структура программы
1. титульный лист
2. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие
цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности,
планируемые результаты
3. содержание курса внеурочной деятельности (формы и виды учебной деятельности)
4. календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
5. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Слайд 25Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:
1) согласование
программ на школьных методических объединениях
2) внутреннее рецензирование*
3) рассмотрение программы
внеурочной деятельности на методическом совете школы
4) утверждение директором школы
5) внешнее рецензирование авторских программ
*В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы. Внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории.
Слайд 26Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений
(Приказ Министерства образования и науки РФ от
29 декабря 2014 г. № 1644)
Внеурочная деятельность является обязательной
Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня
Обучающимся должна быть предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Требование образовательной организацией обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо
Образовательная организация осуществляет обязательное ознакомление всех участников образовательных отношений с образовательной программой образовательной организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности
(Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015)
Слайд 27Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу
и реализовываться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Внеурочная деятельность
может осуществляться по различным схемам: непосредственно в образовательной организации; совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры; в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации (с применением сетевой формы)
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Слайд 28Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных
организациях Санкт-Петербурга» от № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015
При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования
Расписание занятий внеурочной деятельности должно формироваться отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут
Слайд 29Кадровое обеспечение внеурочной деятельности
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие
участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования;
учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.
Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника (Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 09-1672)
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. (Инструктивно-методическое письмо № 03-20-2057 от 21.05.2015)
Слайд 31Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных
организациях Санкт-Петербурга» от № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015
Слайд 32Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных
организациях Санкт-Петербурга» от № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время
Слайд 33Проектирование внеурочной деятельности
Слайд 35Пример оформления нелинейной программы Нелинейная программа «Общекультурное развитие школьника»
Слайд 36Обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов
освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета. Реализация внеурочной
деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения программы
Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации могут использовать:
психолого-педагогический инструментарий пример модели
«портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»)
Слайд 37Оценка результатов ВД должна строиться на общих подходах по оценке
данных результатов, заявленных во ФГОС:
1. обеспечивать оценку динамики индивидуальных
достижений, обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования
2. предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное)…
Слайд 38Результативность изучения программы внеурочной деятельности может определяться на основе участия
обучающегося в конкурсных мероприятиях или в ходе выполнения им ряда
работ.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности могут быть выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, защита портфолио или проекта и т. п. Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть прописаны заранее.
По каждому направлению внеурочной деятельности за учебный год можно планировать не более одного мероприятия по каждому направлению на уровне ОО
Слайд 39 Проектирование метапредметных программ
Разработка надпредметных программ как программ достижения конкретных
метапредметных результатов : «Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению
и выбору книг), «Дискуссия», «Культура познания», «Культура мышления», «Самопознание», "Факт", "Исследование" и пр.
Надпредметные программы могут работать на отдельные метапредметные результаты: «Грамотный покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным» и т.д.
Обучение приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом: это составление ментальных карт, различные графические модели: кластеры, денотатные графы, «фишбон»; приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема)
Слайд 40Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя
/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011
Методическое пособие «Внеурочная
деятельность: содержание и технологии реализации». – авторы составители: Муштавинская И.В., Кузнецова Т.С. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 205 с.
Слайд 41
Спасибо за внимание!
Воронина Елена Адольфовна,
доцент кафедры социально-педагогического
образования СПб
АППО, к.п.н.
E-mail: elenavoronina.iro@gmail.com