Разделы презентаций


ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Содержание

вниманиеПроизвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.Направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Слайд 2внимание
Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо

объекте восприятия.
Направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности

устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
вниманиеПроизвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.Направленность психики (сознания) на определенные объекты,

Слайд 3Сущность внимания
Физиологические основы внимания:
Наличие участков коры головного мозга с повышенной

в данной момент возбудимостью
Образование новых условно-рефлекторных связей и успешная выработка

дифференцировки
Наличие отрицательной индукции между участниками с повышенной и пониженной возбудимостью
Наличие явлений доминанты
Сущность вниманияФизиологические основы внимания:Наличие участков коры головного мозга с повышенной в данной момент возбудимостьюОбразование новых условно-рефлекторных связей

Слайд 4Свойства внимания
Концентрация внимания – способность человека сосредотачиваться на главном в

его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находиться в данный

момент за пределами решаемой задачи.
Избирательность внимания – его сосредоточение на наиболее важных предметах.
Распределение внимания – возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой энергии на выполнение данного вида деятельности.
Устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Свойства вниманияКонцентрация внимания – способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что

Слайд 5Свойства внимания

Свойства внимания

Слайд 6Виды внимания
Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное

действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и

вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Сосредоточенное внимание – внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Виды вниманияНепроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя

Слайд 7внимание
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
Возникает и поддерживается независимо от волевых усилий субъекта
Объект овладевает субъектом
Не

требует психического напряжения
Направляется и поддерживается сознательно поставленной цели
Субъект овладевает объектом
Требует

психического напряжения

Возникает на основе произвольного, поддерживается осознанной ценностью объекта

Не требует психического напряжения

вниманиенепроизвольноепроизвольноепослепроизвольноеВозникает и поддерживается независимо от волевых усилий субъектаОбъект овладевает субъектомНе требует психического напряженияНаправляется и поддерживается сознательно поставленной

Слайд 8Факторы влияющие на произвольное внимание
.

Установка
Мотивация
эмоциональное состояние
интенсивность стимула
значимость стимула или ситуации
особенности

ситуации.
Личностные особенности например склонность волноваться и тревожиться)
Нейробиологические причины (СДВ, гиперактивность)

Факторы влияющие на произвольное внимание.УстановкаМотивацияэмоциональное состояниеинтенсивность стимулазначимость стимула или ситуацииособенности ситуации.Личностные особенности например склонность волноваться и тревожиться)Нейробиологические

Слайд 9Рассеянностью называются снижения способности долгое время концентрировать внимание, сосредотачиваться на

чём-то одном, происходят постоянные переходы от одного явления к другому,

не останавливаясь ни на чём. Рассеянность чаще всего проявляется при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и может сочетаться с повышенной истощаемостью внимания.
Повышенной отвлекаемостью является чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При этом никакое действие не будет доведено до конца. Повышенная отвлекаемость наблюдается при маниакальных состояниям, когда она связывается с ускорением ассоциативных процессов.
Инертность внимания – это, наоборот, малая подвижность внимания, при которой нарушено переключение внимания, это своего рода патологическая фиксация внимания.
Апрозексией называется полное отсутствие внимания.

Синдромы нарушения внимания

Рассеянностью называются снижения способности долгое время концентрировать внимание, сосредотачиваться на чём-то одном, происходят постоянные переходы от одного

Слайд 10Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5 Согласно DSM-5 (2013), диагноз синдром

дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по изданию

DSM-IV 1994 года с 6 лет). Симптомы должны наблюдаться в разных ситуациях и обстановке. Для постановки диагноза необходимо наличие 6 симптомов (из группы «невнимательности» и/или «гиперактивности и импульсивности»), а с 17 лет — 5 симптомов. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и пациенты должны отставать от уровня развития большинства подростков своего возраста. Для постановки диагноза симптомы должны проявляться и до 12 лет, при этом их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Невнимательность

Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом остаётся сосредоточенным во время лекций, разговоров или длительного чтения).
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь (например, кажется что умственно он в другом месте, даже в отсутствие какого-либо очевидного отвлечения).
Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач и других видов деятельности (например, затруднение в управлении последовательными задачами, затруднение хранения материалов и вещей в порядке; беспорядочная, неорганизованная работа, плохое управление временем, невыполнение сроков).
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьная или домашняя работа, для старших подростков и взрослых — подготовка отчётов, заполнение бланков, анализ длинных документов).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные материалы, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны, зонты, перчатки, кольца или браслеты, которые снял на время).
Легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых может включать отвлечённые мысли).
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение обязанностей, выполнение поручений, у старших подростков и взрослых — обратные звонки, оплата счетов, назначение встреч).

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5 Согласно DSM-5 (2013), диагноз синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее

Слайд 11Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5 Согласно DSM-5 (2013), диагноз синдром

дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по изданию

DSM-IV 1994 года с 6 лет). Симптомы должны наблюдаться в разных ситуациях и обстановке. Для постановки диагноза необходимо наличие 6 симптомов (из группы «невнимательности» и/или «гиперактивности и импульсивности»), а с 17 лет — 5 симптомов. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и пациенты должны отставать от уровня развития большинства подростков своего возраста. Для постановки диагноза симптомы должны проявляться и до 12 лет, при этом их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Гиперактивность и импульсивность

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, извивается на месте.
Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте (например, оставляет своё место в классе, в офисе или на другом рабочем месте или в других ситуациях, требующих сохранения на месте).
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо (Примечание: у подростков или взрослых может быть ограничено чувством беспокойства).
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор» (например, ему неудобно находиться в течение длительного времени в ресторанах, на встречах; может расцениваться другими как беспокойный, с кем сложно быть наравне).
Бывает болтливым.
Часто отвечает до того, как вопрос задан до конца (например, завершает предложения людей, не может ждать поворота в разговоре).
Обычно с трудом дожидается наступления благоприятных событий в различных социальных ситуациях (например, в ожидании права быть обслуженным в порядке очереди).
Часто перебивает или вторгается к другим (например, встревает в разговоры, игры или дела; может начать использовать вещи других людей, не спрашивая или не получая разрешения; у подростков и взрослых — может вторгаться в то, что делают другие).

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5 Согласно DSM-5 (2013), диагноз синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее

Слайд 12память
Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении

прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или

возвращении в сферу сознания.
памятьФорма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование

Слайд 13ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации,

которая является необходимым условием обогащения опыта человека новым знаниям и

формам поведения.
Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.
Узнавание – сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.
Забывание- исчезновение , выпадение из памяти заученного.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека

Слайд 14Характеристики памяти
Объем – характеристика памяти, отражающая количественные показатели и возможности

запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации (средний объём 7±2)
Быстрота –

способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.
Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
Длительность – характеристика памяти, свидетельствующая о способности человека удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
Готовность – характеристика памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
Характеристики памятиОбъем – характеристика памяти, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации (средний

Слайд 15Виды памяти

Виды памяти

Слайд 16Закономерности памяти
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
Сильные и значимые физические раздражители

(громкий звук, яркий свет и т.д.)
То, что вызывает повышенную ориентировочную

деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т.п.)
Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например , профессионально значимые предметы)
Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.
То, что более всего связано с потребностями данного человека.
То, что является объектом активной деятельности. (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминается непроизвольно и прочно).

Закономерности памятиУсловиями успешного непроизвольного запоминания являются:Сильные и значимые физические раздражители (громкий звук, яркий свет и т.д.)То, что

Слайд 17Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
Выявление

его структуры, логических взаимосвязей и элементов, семантическая и пространственная группировка

материала;
Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, предоставление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядно-зрительного образа;
Содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
Эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, становиться объектом активной умственной деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;Выявление его структуры, логических взаимосвязей и элементов, семантическая

Слайд 18мнемотехники
мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать

большие объемы информации.
.

Приемы организации произвольного мнемического действия

мнемотехникимнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.. Приемы организации произвольного мнемического

Слайд 19Конус обучения Эдгара Дейла
Прослушивание лекций и чтение материалов на конкретную

тему является самым неэффективным способом усвоения информации;
Обучение людей и применение

личных знаний на практике является наиболее эффективным методом усвоить что-либо
Конус обучения Эдгара ДейлаПрослушивание лекций и чтение материалов на конкретную тему является самым неэффективным способом усвоения информации;Обучение

Слайд 20Нарушения памяти
Количественные нарушения памяти:
Гипомнезия — общее ослабление памяти, проявляющееся

в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий.
Гипермнезия (термин Джеймса

Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности.
Амнезия — утрата памяти.

Нарушения памятиКоличественные нарушения памяти: Гипомнезия — общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих

Слайд 21II. Качественным нарушения (парамнезии):
псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при

котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция — обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.
криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот.
контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам
II. Качественным нарушения (парамнезии):псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события

Слайд 22Рекомендованная литература:
А.Г.Маклаков., «Общая психология»-СПб.:Питер, 2000
И.В.Дубровина,Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г.
М.В.,

Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва 2004 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение

в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.
Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с.





Рекомендованная литература: А.Г.Маклаков., «Общая психология»-СПб.:Питер, 2000 И.В.Дубровина,Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан;-«Психология»-М.: «Академия» 2001г. М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» Москва

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика