Слайд 1
Вниманию студентов I курса факультета иностранных языков, факультета украинской филологии
и социальных наук и отделения «туристическая деятельность» (со знанием английского
языка) факультета управления, администрирования и информационной деятельности!
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ !
В этом году вам впервые предлагается возможность
выбрать латинский язык как дисциплину свободного
выбора студентов социально-гуманитарного цикла.
Для более осознанного выбора предлагаем ознакомиться с данной
слайд-презентацией, и если вас заинтересовала важность и полезность
дисциплины «Латинский язык», то включите ее в свое заявление с
перечнем выбранных для изучения в следующем учебном году дисциплин
свободного выбора.
Слайд 2Дисциплину «Латинский язык»
преподает кандидат
филологических наук,
доцент кафедры
романо-германской филологии
Кудинова Ольга
Ивановна.
Слайд 3Tempus fugit, Lingua Latina manet
(Времена меняются, латынь остается)
Слайд 4Каким образом объяснить интерес к латыни
в XXI столетии?
Грамотно
структурированный курс латинского языка предлагает значительные преимущества, которые не может
предложить изучение современных языков: развитие логического и научного мышления; упрощение последующего изучения современных языков; приобретение твердого понимания общей культуры и улучшение понимания современной мировой
культуры, поскольку
этот язык всегда связан
с греко-римской
цивилизацией и
многочисленными
событиями и
структурами,
которые оцениваются
через греко-римскую
призму.
Слайд 5 «Omnia itinera Romam ducunt» -
«Все дороги ведут в Рим»
Слайд 6 «Это основной язык европейской культуры от античности до
нового времени, и без него невозможно самостоятельное постижение важнейших фактов
этой культуры по первоисточникам, а следовательно, и никакое подлинно историческое образование» (Боровский Я.М.)
Lapis niger (букв. Чёрный камень) — один из наиболее ранних памятников с надписью на латинском языке.
необходимо изучать
латинский язык?
Латынь лежит в основе большинства европейских языков, и её изучение позволяет быстрее и проще понять принципы составления слов в этих языках. Изучение латинского языка развивает грамматическое мышление, учит видеть структуру языка, что способствует усвоению как родного, так и современных иностранных языков.
Терминология всех научных дисциплин имеет греко-латинское происхождение. Выучить термины очень сложно, если непонятно, от каких слов они образованы.
В современном активном разговорном русском языке имеется несколько десятков тысяч слов, пришедших из латыни без изменений, либо содержащих латинские основы.
Изучение латинских крылатых выражений повышает общий уровень культуры.
Все европейские алфавиты построены на основе латиницы.
Изучение латинского языка дает преимущества в интеллектуальном плане, такие как развитие логического и научного мышления.
Изучение латыни даёт фундамент гуманитарного образования, открывающий доступ к более адекватному восприятию и пониманию философии, истории, литературы и других наук.
Sine ira et studio - без гнева и пристрастия
(девиз современных историков; фраза впервые
прозвучала в труде древнеримского историка
Тацита «Анналы»)
Слайд 8Сила древних языков - если говорить только о практически наблюдаемых
результатах - в том, что занятие ими даже в
гомеопатических дозах параллельно с любым другим предметом - гуманитарного или естественного цикла - улучшает результаты учения.
Этот великий язык сегодня
переживает своеобразное возрождение.
В учебные программы гимназий и
университетов Европы включается
его непременное изучение.
Бельгия, Швейцария, Германия,
Великобритания, Франция - вот
лишь несколько стран, которые
выделяют латинский язык в своих
программах.
Слайд 9 Но подобный интерес к латыни нельзя
считать
только европейским феноменом.
В
Соединенных Штатах возобновление латыни
последовало за серией исследований, которые были проведены в начале 1990. Эти исследования выявили, что ученики, которые посещали занятия по изучению латыни, систематически показывали более высокие речевые навыки, также они с большей легкостью могли решить математические задачи. Кроме того, эти же ученики значительно приумножили свои знания по истории, по пониманию современного мира, а также по знаниям в области науки и иностранных языков.
Слайд 10Капитолийская волчица - символ Рима
Латынь всегда оставалась уникальным явлением человеческой
культуры, завоевавшим пространство и время
«История Рима — история всего мира»
(Наполеон)
Латынь является официальным языком Ватикана.
Romans vs celts battle
Девиз
Олимпийских
игр
Слайд 11 Полезность изучения латыни не ограничивается
только перечисленными интеллектуальными преимуществами.
На сегодняшний день во
многих странах латинский язык используют в таких профессиональных сферах, о которых многие и не подозревали. Сюда относят сферу туризма и исторического наследия, где с помощью латыни можно объяснить многочисленные декоративные элементы, которые украшают памятники и здания.
Уважай обычаи предков!
Барселонское метро
На памятной доске-даты
строительства станции:1924-26 гг.
Слайд 12Самая высокая точка испанского города Барселоны — гора Тибидабо (слова
Евангелия на латыни, означающие «тебе даю»). По легенде, на вершине
горы сатана искушал Спасителя, предлагая ему весь подлунный мир. На самой вершине горы возносится ввысь Искупительный Храм Святого Сердца Христова, увенчанный фигурой Иисуса.
Пантеон: M. AGRIPPA L.F. COS TERTIUM FECIT
Маркус Агриппа, сын Луция (Lucii Filius), воздвиг [это здание]/сделал (fecit), когда был консулом в третий раз (cos tertium). Или же: Консул Маркус Агриппа, сын Луция, воздвиг [это здание] в третий раз ( tertium fecit)
«Веками тканая величия одежда!
О каменная летопись времен!
С благоговением, как набожный невежда,
Вникаю в смысл твоих немых письмен.
Великой буквою мне зрится всяк обломок,
В нем речи прерванной ищу следов...
Здесь все таинственно - и каждый камень громок
Отзывами отгрянувших веков.»
(Степан Шевырев)
Слайд 13«Magnus est et qui dat et qui accipit sed maximus
qui amba haec dare potest» - «Велик и тот, кто
дает, и тот, кто принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может» (Надпись на свитке, который держит лев, в скульптурной группе "Мир и Победа" ("Ништадтский мир").
Латинская монограмма на крыльце дома в городе Гродно (Беларусь) – «SALVE» - «здравствуй». Получается, дом приветствует входящих прямо с порога.
На некоторых надгробиях и склепах есть надпись «D.O.M.»,
что расшифровывается как «Deo, Optimo, Maximo» - Господу, Лучшему, Величайшему
«Domus propria domus optima» - «Свой дом - лучший дом»
Слайд 14 Огромное количество латиноязычных документов, которые являются источником познания
истории, науки и культуры нашего народа, ожидают своих исследователей в
исторических архивах, книгохранилищах, музеях.
ОСМЕЛЬСЯ ЗНАТЬ!
Слайд 15 Если говорить об архивном деле, то тут латынь
является необходимым инструментом для классификации и компьютеризации исторических архивов и
коллекций редких произведений. Даже институты, которые связаны с новыми технологиями, сегодня рассматривают классическое образование как один из козырей, при создании программного обеспечения.
Слайд 16Знание основ латинского языка всегда считалось признаком высокой культуры человека,
его образованности. И в наше время актуальны слова римского оратора,
философа и писателя Цицерона:
Non tam praeclarum est scire Latine, quam turpe nescire - Не так похвально знать латынь, как постыдно ее не знать
Слайд 17«Каждый урок латинского языка –
это урок логики» (Альфред Фулье)
На
занятиях по латинскому языку студенты
знакомятся с историей языка, его ролью
в образовании
интернациональной лексики и
терминологического фонда современных наук;
овладевают минимумом общекультурной
лексики, терминов и фразеологизмов, необходимым для
реализации бытового и профессионального общения;
приобретают элементарные навыки анализа
и перевода латинских текстов. Таким образом,
обучение латинскому языку способствует
подготовке конкурентоспособных
специалистов, которые являются не только
профессионалами в своей области, но и творчески
мыслящими личностями с высоким уровнем
языковой и поведенческой культуры.
Слайд 18Изучение курса латинского языка имеет прежде всего практический характер
Слайд 19ōtium, ī (n) - свободное время, досуг, бездеятельность, праздность, безделье,
отдых, покой
in otio - на досуге
in otio de negotiis cogitare
- в свободное время думать о делах
Изучение латыни начинается со слов, грамматики и разговорных выражений, для овладения которыми предлагаются простые конструкции
Слайд 21Учебная программа предусматривает
овладение латинским языком с учетом тесной взаимосвязи
языка,
истории и
культуры
Записки о Галльской войне (лат. Commentarii de Bello
Gallico) — сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал своё завоевание Галлии в 58-50 гг. до н.э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии.
В Древнем Риме сочинение Цезаря считалось образцом лаконичной прозы (Традиционно является основным произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка).
Цицерон. Первая
речь против Луция Сергия Катилины: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?» (Все грамматики и словари латинского языка базируются на нем, как на основном авторе).
Гай Юлий Цезарь
Классические авторы:
Слайд 22Изучается международный гимн студентов «Гаудеа́мус»
(gaudeamus - возрадуемся)
Слайд 23В изучении латинской лексики делается акцент на формировании на ее
основе международной лексики и терминологии
Сurriculum vitae (CV) - Ход жизни
или Жизненный путь - термин, значение которого в общих чертах соответствует термину "резюме". Это документ, который соискатель предоставляет потенциальному работодателю, выставляя свою кандидатуру на открытую вакансию.
(curriculum, ī (n) - бег, один круг вокруг ристалища, круговорот, оборот, путь, поприще)
Прокрастинация - это склонность человека к постоянному откладыванию важных или неприятных дел.
Cras, cras, semper cras, sic evadit aetas - Завтра, завтра, всегда завтра - так проходит жизнь.
(crastĭnus – завтрашний)
Слайд 24На занятиях пополняются знания латинской афористики
Учитель сказал
Будь счастлив (-а)!
Любовь побеждает
все
Дела, а не слова!
Я всегда буду
любить тебя
Верю,
потому
что
абсурдно
Лови
день!
(Наслаждайся
моментом!)
Слайд 25«Но есть совсем другие круги, есть,
И в этот миг —
нетронуто, старинно —
Любовь, надежда, доброта и честь
Идут, для нас незримые,
по Риму.
Они для нас, как мы для них — в тени.
Они идут. Как призраков, их гонят.
И может, правы именно они
И вечны, словно Вечный этот город.»
(Е.Евтушенко, «Ритмы Рима»)
Слайд 30 Таким образом, в процессе изучения курса «Латинский язык» студентами приобретаются
необходимые профессиональные и общекультурные компетенции, а именно:
- владение системой знаний о латинском языке на фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом уровнях;
- способность к построению целостных и логичных высказываний;
- обладание совокупностью знаний о национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и т.д.
Да будет честь
и посохом и розгой
(Девиз St David's School
в Англии)
Слайд 31 Латынь «аd delectandum» —
«для удовольствия»
Hilaritatis – бодрость;
laetitiae – радость
Реализация учебной деятельности предусматривает
широкое использование активных и интерактивных
форм проведения занятий.
Выполнение тренировочных упражнений
переносится на самостоятельную работу
с техническими средствами обучения, что
создает возможности упражняться в языке и
запоминать материал с той скоростью, которая наиболее
оптимальна для каждого конкретного студента, что
повышает эффективность обучения.
Слайд 33 Значение данной дисциплины, являющейся неотъемлемой частью европейского обучения, возрастает в
связи с вхождением украинских университетов в единое европейское образовательное пространство.
В условиях создания предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании и реализации программ академической мобильности студентов изучение латинского языка существенно повышает возможности будущих специалистов вступать в полноценное профессионально-деловое общение.
Venite,
audaces
fortuna
juvat! -
Приходите!
Смелым
помогает
судьба!
Учишь
латинский?
Это
отлично!
Слайд 34Да здравствует
Латинский
Язык !
Vivat
Lingua Latina!
Слайд 35ПУБЛИКАЦИИ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
доцента кафедры романо-германской филологии,
кандидата филологических наук Кудиновой
О.И.
Lingua Latina (Латинська мова): Навчальний посібник з латинської мови для
самостійної роботи студентів 1 курсу напрямів підготовки 6.020303 Філологія*, Філологія. – Ізмаїл, 2015. – 72 с. (4,3 друк.арк.).
Viva vox alit plenius: сучасні тенденції викладання латинської мови // Probleme actuale de lingvistică: Materialele simpozionului ştiinţific сu participare internaţională, Chişinău in memoriam acad. Nicolae Corlăteanu. – Universitatea de stat din Moldova. – Chişinău: CEP USM, 2015. – С. 341–348 (0,4 друк.арк.).
Ovid’s Poetry of Romanian Period in Terms of the Reflection of Ethno-psychological Peculiarities of the North-Western and Eastern Black Sea Region (Творчество Овидия румынского периода в аспекте отражения этнопсихологических особенностей Северо-Западного и Восточного Причерноморья) // Journal of Danubian Studies and Research. – Galati: Danubius University Press, 2015. Vol 5 (№ 2). – С. 96–108 (0,8 друк.арк.).
Латинська мова як фундаментальна дисципліна сучасної європейської філологічної освіти // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, присвяченої 75-річчю Ізмаїльського державного гуманітарного університету (15-17 жовтня 2015). Т. ІІ: Філологія. Мистецтвознавство. – Ізмаїл: РВВ ІДГУ; «СМІЛ», 2015. – С. 57–59 (0,3 друк.арк.).
Пареміологічний підхід до навчання латинської мови у вишах // Науковий вісник Ізмаїльського державного гуманітарного університету. – Ізмаїл: РВВ ІДГУ, 2015. – Вип. 33. – С.101-106 (0,5 друк.арк.).
Tempus fugit, Lingua Latina manet: к вопросу о роли латинского языка в современном европейском лингвокультурном пространстве // Cercetări actuale de lingvistică română. In memoriam I.Dumeniuc - 80 de ani de la naştere. – Universitatea de stat din Moldova. – Chişinău: CEP USM, 2016. – C. 268–274 (0,45 друк.арк.).
Слайд 36ПУБЛИКАЦИИ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
доцента кафедры романо-германской филологии,
кандидата филологических наук Кудиновой
О.И.
Latin language in Gregory Skovoroda epistolary heritage (Латинский язык в
эпистолярном наследии Григория Сковороды) // Journal of Danubian Studies and Research. – Galati: Danubius University Press, 2016. Vol. 6, No 1. - Р. 143 – 155 (0,7 друк.арк.).
Latin loans in French contemporary advertising: socio-cultural, linguistic and psychological aspects (Латинские заимствования в современной французской рекламе: социокультурный, лингвистический и психологический аспекты) // Journal of Danubian Studies and Research. – Galati: Danubius University Press, 2016. Vol. 6, No 1. – Р. 239-245. (0,4 друк.арк., у співавторстві).
Lingua gentem facit: étude sociolinguistique du fonctionnement de la langue latine en Europe contemporaine (Соціолінгвістичне вивчення функціонування латинської мови у сучасній Європі) // ІІ Дунайські наукові читання: духовно-творча константа морального розвитку особистості: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, присвяченої 60-річчю педагогічного факультету Ізмаїльського державного гуманітарного університету (23 вересня 2016 р.). – Ізмаїл: РВВ ІДГУ; «СМІЛ», 2016. – С. 183-188. (0,45 друк.арк.).
Поэзия М.Ю. Лермонтова в современных латинских переводах // Науковий вісник Ізмаїльського державного гуманітарного університету. – Ізмаїл: РВВ ІДГУ, 2016. Вип. 35 – С. 147–151 (0,45 друк.арк.).
Латинські християнські тексти в парадигмі сучасної національної освіти // Філологічні діалоги: Збірник наукових праць. – Ізмаїл: РВВ ІДГУ, 2017. Вип. 4. – С. 88–97 (0,6 друк.арк.).
Слайд 37
«Вновь, арок древних верный пилигрим,
В мой поздний час вечерним «Ave,
Roma»
Приветствую, как свод родного дома,
Тебя, скитаний пристань, вечный Рим»
(Вячеслав
Иванов,
из цикла «Римские сонеты»)
Кафедральный собор г.Грасса
Нотр-Дам-дю-Пюи,
построен в XII столетии
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Если у вас возникнут какие-либо вопросы по поводу записи на курс латинского языка, просим обращаться по электронному адресу:
kafedra.rom.mov@gmail.com
Слайд 38Gratias vobis ago
pro studio vestro!
Omnia bona precor!
– Всего
хорошего!