Слайд 1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа
Внутришкольный методический день
«Учебные задания
как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС»
Слайд 2Цель ВМД: научиться проектированию учебных заданий, направленных на развитие предметных, метапредметных
и личностных результатов деятельности
Результат:
1. Понимание участниками ВМД методики составления учебных заданий
по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
2. Знание приемов проектирования учебных заданий, направленных на формирование и развитие
ценностно-смысловых установок, коммуникации, переноса и интеграции знаний, самостоятельного приобретения, пополнения, личностного смысла учения и начальных форм рефлексии.
3. Умение выбрать и представить продукт самостоятельной деятельности педагога по проектированию учебных заданий, направленных на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности:
разработка открытых учебных занятий по теме внутришкольного методического дня
презентация результатов работы проектных групп по разработке различных учебных заданий
Виды деятельности:
Мозговой штурм
Выступление руководителей ШМО о типах учебных заданий
Посещение открытых учебных занятий по теме внутришкольного методического дня и анализ
Работа проектных групп «Проектирование различных типов учебных заданий»
Представление результатов работы проектных групп
Слайд 3Мозговой штурм (работа по группам)
Что вы понимаете под термином «Учебное
задание»?
Слайд 4Актуальность изучения темы
Современному учителю, соблюдая требования ФГОС, нужно создать на
уроке
такие условия, которые бы обеспечивали деятельность ученика по
освоению предметных знаний
и достижению личностных и метапредметных результатов.
Одним из эффективных средств достижения на уроке планируемых
результатов в соответствии с ФГОС, наряду с активными методами
обучения, образовательными технологиями, являются учебные задания.
Слайд 5Группы требований ФГОС
Анализ и систематизация ожидаемых личностных и метапредметных
результатов
ФГОС НОО позволили выделить восемь групп требований [Логинова О.Б., Яковлева
С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное
общее образование. Достижение планируемых результатов»: Лекции 1–
4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 100 c. 2,с.53-55]:
(1) Ценностно-смысловые установки
(2) Приобретение и интеграция знаний
(3) Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии
(4) Сотрудничество
(5) Самоорганизация и саморегуляция
(6) Решение проблем
(7) Использование ИКТ для обучения
(8) Коммуникация
Слайд 6Структура учебного задания
Задание по группам
Как вы считаете, какой должна
быть структура учебного задания, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС?
Слайд 8Пример формулирования ценностно-смыслового учебного задания
по французскому языку
Слайд 9Памятка для анализа учебного задания
Обсуждение учебного задания по вопросам:
Прочитайте задание.
Какое
впечатление вызвало прочитанное задание?
Что нового или интересного вы узнали,
какие факты или какая информация в задании вас удивила, поразила, стала открытием?
Как вы понимаете заголовок задания? Зачем нужно название задания?
Что именно нужно сделать в этом задании? Найдите глаголы, показывающие перечень действий, которые нужно совершить при выполнении задания.
Что нужно сделать в задании устно, а что письменно? Зачем нужно размышлять над вопросами, не требующими письменного ответа?
Что должно стать результатом по итогам выполнения задания?
Каким образом предлагается выполнить задание?
В каком виде нужно представить ответ на задание?
Какие варианты решения задания вы видите?
Слайд 10УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК
Слайд 11УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК
Слайд 12Рекомендации по составлению учебных заданий,
направленных на формирование ценностно-смысловых установок
Главный вопрос
задания:
- В какой мере учебное задание стимулирует учащихся выразить
и
аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать?
Слайд 15Примеры учебных заданий на формирование ценностно-смысловых установок
Примеры ценностно-смысловых учебных заданий
по истории
БИБЛЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ.
Прочитайте документ: Чему учили библейские мудрецы
Не высказывай
пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем;
Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни,что все мы смертны.
Кто делает зло, на того обратится оно.
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста вои разумен.
Сформулируйте моральные нормы, характерные для I тыс. до н.э. и
ответьте на вопрос, актуальны ли они для тебя сегодня? Свое мнение
отразите в таблице:
.
Слайд 16НА ВЕС ЗОЛОТА.
Семья - это самое дорогое, что есть
у каждого
человека. Датский писатель Мартин Андерсен-Нексё писал по этому поводу:
«Домашний
очаг, согретый теплом верного друга, делает человека
неуязвимым». Объясни, как ты понимаешь, что такое семья.
СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД.
В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был, не тужил царь Еремей, да только трудиться не умел. За
что ни возьмется - все спустя рукава. Через три года и три дня, сказав слова:
«Была бы охота, заладится всякая работа», - подданные покинули еремеевское царство. Грусть и тоска заполонила душу царя без народа, что делать, не знает.
Охарактеризуйте личность царя. Предложите ему свое решение по возвращению подданных. Обоснуйте свою позицию.
Слайд 17УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ
РЕФЛЕКСИИ
Слайд 18Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на
формирование личностного смысла учения
и начальных форм
рефлексии
Слайд 19Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла
учения и начальных форм рефлексии
Слайд 20Примеры учебных заданий
ПЕРЕДАЧА МЯЧА.
Тебе с напарником необходимо дойти до
стены и обратно, выполняя передачу баскетбольного мяча двумя руками от
груди.
Передвигайтесь приставным шагом. Важно передавать мяч точно в руки
партнёру, чтобы мяч не упал.
После выполнения задания оцените себя:
1 падение мяча – «отлично»,
2-4 падения – «хорошо»,
5 и более – «удовлетворительно».
Прокомментируй
свою оценку. Предложи свой вариант, как этот приём можно использовать во
время игры в баскетбол?
Слайд 21УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ
Требования ФГОС НОО
9) овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Слайд 22УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ
Требования ФГОС ООО
4) формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) смысловое чтение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Слайд 23Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков коммуникации
Основные
понятия:
Ситуация общения: очное общение и заочное
общение (переписка, воображаемое общение)
Коммуникативная задача
(КТО, КОМУ, ГДЕ,
КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ сообщает, говорит или
пишет);
Тема и предмет (ЧТО сообщает, говорит или пишет);
Формат: жанр, объем, структура, особенности
построения, языковые особенности и т.п. (КАК).
Коммуникативные
Действия
- Рассказать
- Рассказать от лица героя
- Поделиться
- Прокомментировать
- Пояснить
- Доказать
- Аргументировать
- Объявить
- Критиковать
- Опровергнуть
Слайд 25 Примеры учебных заданий на формирование навыков
коммуникации
МОИ ВОПРОСЫ.
Рассмотрите иллюстрации. Какое отношение имеют
данные иллюстрации к стихотворению
«Бородино»? Придумайте свои вопросы, ответами на которые были бы данные иллюстрации.
1
3
2
Слайд 26УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ,
ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
Требования
ФГОС НОО
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Слайд 27УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ,ПЕРЕНОСА
И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
Требования
ФГОС ООО
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Слайд 28Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного
приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
Слайд 29Примеры учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения,
переноса и интеграции знаний
АВТОРСКОЕ СЛОВО.
Найдите три неточности в словоупотреблении
(у И.С.Тургенева в рассказе «Муму» используются не те слова, которые здесь употреблены), вставьте авторские слова:
«Вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко отставив метлу и лопату,
ложился на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверёк».
Сравни данный вариант с авторским. Изменился ли смысл предложения
после ввода авторских слов? Сделай вывод: почему автор остановился
именно на этих словах?