Слайд 1
Вопросы:
Средства физического воспитания.
Гигиенические факторы.
Естественные силы природы.
Физические упражнения.
Физические упражнения –
основное средство физического воспитания.
Возникновение физических упражнений.
Определение физических упражнений.
Содержание и форма
физических упражнений
Техника физических упражнений
Классификация физических упражнений
Ю.И. Родин
Лекция 3. Общая характеристика физических упражнений
Слайд 2
Средства физического воспитания
гигиенические факторы,
естественные силы природы,
физические упражнения
Слайд 3
Средства физического воспитания
Гигиенические факторы :
режим дня, занятий, сна,
бодрствования, питания;
гигиена одежды, обуви,
уборка групповых комнат, зала,
физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода)
- повышают функциональные возможности и работоспособность организма;
способствуют закаливанию организма, тренировке механизмов терморегуляции;
в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.
Слайд 4
Физические упражнения – основное средство физического воспитания
Возникновение физических упражнений непосредственно
связано с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в
пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
Возникновению физических упражнений способствовали:
трудовые процессы,
охота,
религиозные обряды,
инициации
многие другие события и процессы, происходящие в обществе.
Слайд 5
Физические упражнения – основное средство физического
воспитания
С развитием человеческого
общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось.
Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.
Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигательной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физическое развитие.
Слайд 6
Определение физических упражнений
Физические упражнения – двигательные действия которые используются
для решения оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические
упражнения – средство профилактики и коррекции психофизического состояния ребенка.
Слайд 7
Определение физических упражнений
Два значение термина «упражнение»
Первое значение. Виды двигательных
действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания. Это средство воздействия
на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания (целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение»).
Второе значение. Процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Это методы осуществления, воздействия («метод , методики выполнения физических упражнений».
Эти понятия взаимосвязаны, но имеются и различия между ними.
Слайд 8
Содержание физического упражнения
Входящие в физические упражнения двигательные
действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по
ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.
В психофизиологическом аспекте физические упражнения – произвольные движения, которые в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений «управляются умом и волей» (И.М.Сеченов).
Слайд 9
Форма физических упражнений
Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.
Слайд 10
Техника физических упражнений
Способ выполнения движения, с помощью которого решается
двигательная задача.
Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок.
Критерии оценки эффективности техники движения – качественные и количественные результаты решения двигательной задачи
Слайд 11
Техника физических упражнений
Основа техники
главные элементы упражнения, необходимые
для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит
к невозможности выполнения упражнения.
Определяющее звено техники
наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).
Детали техники
второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется.
Слайд 16
Классификация физических упражнений
Классификация — это распределение физических упражнений по
группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками.
В основу одной из
наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм.
Слайд 17
Гимнастика
Общеразвивающая
гимнастика:
основная
гигиеническая
Гимнастика со спортивной направленностью
элементы, доступные детям и
направленные на повышение их общей физической подготовленности:
художественная гимнастика,
- атлетическая
Прикладная,
или лечебная гимнастика
Слайд 18
Особенности гимнастики
избирательное воздействие на различные части тела,
отдельные мышечные группы, суставы, связки и различные стороны их деятельности
и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.);
возможность точной дозировки физической нагрузки
разнообразие упражнений; использование предметов, физкультурных снарядов, инвентаря
применение музыкального сопровождения
Слайд 19
Подвижные игры
сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными
правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
В подвижной игре:
закрепляются двигательные навыки;
развиваются физические качества;
возникают положительные эмоции, интерес;
воспитываются нравственные качества (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).
проявляется самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалка, выдержка и т. д.
Слайд 20
Спорт
Занятия спортом допустимы лишь с достижением определенного этапа возрастного
развития и при соответствующей физической подготовленности
В детском саду дети овладевают
лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последующем
!
Слайд 21
Туризм
Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические
качества в природных условиях.
Выполнение физических упражнений на свежем воздухе
повышает их оздоровительный эффект.
В дошкольных учреждениях проводятся прогулки за пределы участка и за город (элементарный туризм). При этом применяются разные способы передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах).
Слайд 22
Классификация физических упражнений по другим признакам
по преимущественному значению
для развития физических качеств;
по использованию снарядов и предметов: упражнения
на гимнастической скамейке, бревне, упражнения с палками, с мячами и т. д.;
по анатомическому признаку: упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища и ног и т. д.;
по структурному признаку: упражнения циклического, ациклического, смешанного типа;
по биомеханическим признакам: поступательные (прыжки в длину с разбега), вращательные (метание диска);
по физиологическим признакам — упражнения различной интенсивности;
естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.; они применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда) и абстрактные (специально созданы для решения задач физического воспитания):
общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.);
динамические (связаны с перемещением в пространстве) и статические (основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении: стойка «смирно» и др.).