Слайд 2 соответствие между ресурсами и потребностями, как способ использования ограниченных
ресурсов для создания рыночных товаров и услуг и их перераспределения
между членами общества
Слайд 3равновесие всей экономической системы в целом, которая характеризует сбалансированность, пропорциональность
всех экономических процессов
Слайд 4Макроэкономическое равновесие означает такое состояние национальной экономики, когда на всех
рынках одновременно устанавливается равенство спроса и предложения.
Слайд 5Идеальное равновесие достигается при полной реализации экономических интересов субъектов хозяйства
во всех отраслях и сферах экономики. Оно предполагает наличие условий
совершенной конкуренции и отсутствие внешних эффектов.
Реальное равновесие устанавливается в экономике в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду.
Слайд 6На реальном рынке встречаются не два контрагента — продавец и
покупатель, а множество продавцов и покупателей, к примеру, продавцов рубашек
и галстуков и тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, стремится приобрести эти товары. Цены, по которым предлагаются и покупаются рубашки и галстуки, как и любые иные товары, устанавливаются на основе многих, массовых, а не единичных сделок.
К тому же на рынке предлагаются и покупаются не только рубашки и галстуки, но и множество других товаров. В этом случае речь идет о совокупном спросе и предложении в рамках национального рынка. Иначе говоря, конкретные товары — галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, макароны и коньяки — объединяют в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном выражении.
Слайд 7Совокупный спрос (AD) – это спрос на весь объем товаров
и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен
на товары и данном уровне тарифов на платные услуги.
Совокупный спрос (AD) – это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен.
Слайд 8Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не множество,
а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок.
Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.
С одной стороны, это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С), фирм — на инвестиционные товары и услуги (I), государства — на приобретаемые государством товары и услуги (G). С другой стороны, это предложение валового внутреннего продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Итак, совокупный спрос — это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение — это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.
Слайд 9размеры денежных доходов населения;
уровень цен на товары и размеры тарифов
на платные услуги;
состояние системы налогообложения в стране;
условия кредитования;
состояние денежного обращения;
национальные
и исторические особенности;
географические и демографические особенности;
профессионально-квалификационная структура занятости населения;
уровень безработицы в стране;
уровень и состояние имущественной дифференциации в обществе.
Слайд 10Проблемы макроэкономики — это проблемы функционирования отдельных секторов и хозяйства
в целом, т.е. на национальном уровне. Наиболее важные из них
— проблемы обеспечения занятости, снижения уровня инфляции, поддержания оптимальных темпов развития, совершенствования народнохозяйственной структуры, «вписанности» национального хозяйства в мировую экономику. Эти проблемы не остаются неизменными: меняется их актуальность, подходы к решению, пересматриваются задачи и методы экономической политики.
Макроэкономика — сложное, противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов. В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции. Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы — демографические сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты — обычаи, традиции, кодекс экономического поведения.
Макроэкономическая неравновесность — это инфляция, спад производства, нарушения платежного баланса. Чтобы анализировать и управлять конкретной ситуацией на рынке (ринках), неравновесной ситуацией, нужно иметь представление о том, что такое равновесность (равновесие).
Слайд 12средняя склонность к потреблению показывает, какая часть располагаемого дохода используется
на потребление
АРС
потребительские расходы
располагаемый доход
C
Y
=
=
Слайд 13средняя склонность к сбережению показывает, какая часть располагаемого дохода используется
на сбережения
АРS
сбережения
располагаемый доход
S
Y
=
=
Слайд 14предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — MРC)
показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост потребления
МРС
Изменения в
потреблении
располагаемый доход
C
Y
=
=
Слайд 15предельная склонность к сбережению показывает, какая часть прироста дохода используется
на прирост сбережения
МРS
Изменения в сбережении
Изменения в доходе
S
Y
=
=
Слайд 16Функция потребления:
С = С + МРС (Y - Т), где
С - автономное потребление,
Т - налоговые отчисления.
Функция сбережения:
S = S
+ MPS (Y - Т),где
S - автономные сбережения
Слайд 17В теории равновесия имеются как общие положения, так и специфические
концептуальные подходы представителей различных школ и направлений. Различия в подходах
связаны с глубиной разработок, с изменениями самой экономической действительности. В той или иной степени они обычно отражают национальные особенности и конкретные ситуации отдельных стран. Анализ функциональных зависимостей между отдельными макропараметрами помогает понять ситуацию, уточните экономическую политику, но не дает универсальных решений.