Слайд 1 Воронежский государственный университет
Групповое
занятие
по учебной дисциплине
«ВОЕНАЯ ТОПОГРАФИЯ И
ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Тема: 3.
«Топографические карты и чтение их»
Военная кафедра
Слайд 2Учебные цели:
1. Дать понятие о сущности картографического изображения местности и
ее основных свойств.
2. Изучить разграфку и номенклатуры топографических карт,
смежных листов.
3. Научить составлять заявки на карты по сборной таблице на район действий подразделения.
4. Изучить виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные надписи и цифровые обозначения, классификацию и изображение на картах.
5. Научить изучать и оценивать элементы местности по карте, определять их количественные и качественные характеристики.
Воспитательная цель:
Воспитывать и развивать у студентов профессионально важные качества,
необходимые будущим офицерам, чувство гордости к Вооруженным Силам РФ.
Слайд 3Учебные вопросы:
1. Сущность картографического изображения местности и ее основные свойства.
Определение понятий: «топографическая карта и план», уровенная поверхность, эллипсоид, масштаб
карты. Математическая и геодезическая основа топографических карт. Топографические карты зарубежных стран.
2. Разграфка и номенклатура топографических карт. Определение номенклатуры смежных листов, составление заявки на карты по сборной таблице на район действий подразделения.
3. Виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные надписи и цифровые обозначения. Классификация и изображение на картах дорожной сети, населенных пунктов, гидрографии, объектов социально-культурного назначения, почвенно-растительного покрова и других топографических элементов местности.
4. Изучение и оценка элементов местности по карте, определение их количественных и качественных характеристик.
Слайд 4
Литература:
1. Учебник Бубнов И.А. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ, Москва, военное издательство 1987
г.
2. Говорухин А.М. «Справочник по военной топографии», Москва, военное издательство
1986 г.
3. БОЕВОЙ УСТАВ по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2, Москва, военное издательство 2004 г.
Слайд 5 Вопрос 1.
Сущность картографического изображения местности и ее основные
свойства. Определение понятий: «топографическая карта и план», уровенная поверхность, эллипсоид,
масштаб карты. Математическая и геодезическая основа топографических карт. Топографические карты зарубежных стран.
Слайд 6Сущность картографического изображения местности и ее основные свойства. Определение понятий:
уровенная поверхность, эллипсоид.
Под фигурой Земли понимают математическую фигуру, ограниченную
поверхностью среднего уровня Мирового океана в спокойном его состоянии, мысленно продолженную под всеми континентами. Эта воображаемая поверхность, перпендикулярная в любой ее точке к направлению отвесной линии (направлению силы тяжести), называется основной уровенной поверхностью, а фигура Земли, образованная ею, - геоидом. Эллипсоид вращения, поверхность которого наиболее близка к поверхности геоида, называют земным эллипсоидом, или земным сфероидом.
Слайд 7Определение понятий: «топографическая карта и план», масштаб карты.
Картой называют
уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости в определенной картографической проекции,
отображающее в условных знаках размещение, состояние, взаимосвязь многообразных природных или общественных явлений.
Рабочая карта - это топографическая карта, на которой командир (начальник) графически с помощью условных обозначений и принятых сокращений отображает тактическую или специальную обстановку и ее изменение в ходе боевых действий.
Планы городов создают на территории городов, крупных железнодорожных узлов, военно-морских баз и других важных населенных пунктов и их окрестностей.
Они предназначены для детального изучения городов и подходов к ним, ориентирования, выполнения точных измерений и рассчетов при организации и ведения боя.
Слайд 8Разновидности карт.
Все карты, изображающие поверхность Земли, в том числе моря
и океаны, называются географическими. Однако на практике карты принято подразделять
на две группы: топографические и географические.
К географическим картам относят карты более мелких масштабов (1:1000000 и менее). Карты от 1:1000000 и крупнее, подробно изображающие поверхность земной суши, называют топографическими. Бывают карты геологические, карты почв и грунтов, карты проходимости и т.д.
Специальные карты предназначены для решения конкретных задач и для определенного круга потребителей. Их содержание имеет более узкую направленность.
К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других.
Масштабы карты.
По масштабам топографические карты подразделяются
на:
мелкомасштабные (1:1 000 000 – 1:500 000);
среднемасштабные (1:200 000 – 1:100 000);
крупномасштабные (1:50 000 и крупнее).
По основному назначению делятся на оперативные и тактические.
Оперативные:
1:1 000 000;
1:500 000;
1:200 000;
1:100 000.
Тактические:
1:100 000;
1:50 000;
1:25 000.
Слайд 10ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА МАСШТАБА 1:100 000
Слайд 11ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА МАСШТАБА 1:50 000
Слайд 12 ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА МАСШТАБА 1:25000
Математическая и геодезическая
основа топографических карт.
Проектирование физической поверхности Земли на эллипсоид по нормалям (перпендикулярам) к его поверхности, и изображение на плоскости, т. е. по карте, этих горизонтальных проложений в заданном масштабе и по определенным для данной карты математическим правилам.
Математически определяемый способ построения на плоскости картографической сетки того или иного вида, на основе которой на карте изображают поверхность Земли, называется картографической проекцией.
Топографические карты зарубежных стран.
В США, Канаде,
Мексике, Франции при создании карт пользуются размерами эллипсоида Кларка, в Финляндии и некоторых других странах - размерами эллипсоида Хейфорда, в Австрии — размерами эллипсоида Бесселя, в Российской Федерации и ряде других стран - размерами эллипсоида Красовского.
При решении некоторых практических задач, когда не требуется высокая точность, фигуру Земли принимают за шар, поверхность которого (около 510 млн. км2) равна поверхности эллипсоида принятых размеров. Радиус такого шара, вычисленный по элементам эллипсоида Красовского, равен 6371116 м или округленно 6371 км.
Слайд 15Вопрос 2.
Разграфка и номенклатура топографических карт. Определение номенклатуры смежных
листов, составление заявки на карты по сборной таблице на район
действий подразделения.
Слайд 16Разграфка и номенклатура топографических карт.
Разграфка карт - система деления
карт на отдельные листы.
Номенклатура карт - система обозначения (нумерации)
листов.
Топографические карты делятся на отдельные листы линиями меридианов и параллелей. Такое деление удобно тем, что рамки листов точно указывают положение на земном эллипсоиде участка местности, изображенного на данном листе, и его ориентировку относительно сторон горизонта.
Слайд 17Стандартные размеры листов карт
различных масштабов указаны в таблице :
Слайд 18Определение номенклатуры смежных листов.
Слайд 19Разграфка и номенклатура листов карт
в листе карты масштаба 1:1
000 000
Слайд 20Расположение и порядок обозначения
листов карт масштабов 1 : 50 000
– 1 : 25 000 на листе карты 1 : 100 000
Слайд 21Номенклатура топографических карт.
Счет листов всех масштабов ведется направо и сверху
вниз, при этом:
Листы карты масштаба 1:500 000 (4 листа) обозначаются
русскими прописными буквами А, Б, В, Г.
Следовательно, если номенклатура листа миллионной карты N-36, то заштрихованный на рисунке лист карты масштаба 1:500 000 имеет номенклатуру N-36-А;
Листы карты масштаба 1:200 000 (36 листов) обозначаются римскими цифрами от I до XXXVI. Номенклатура заштрихованного на рисунке листа карты N-36-IX;
Листы карты масштаба 1:100 000 нумеруются цифрами от 1 до 144.
Например, номер заштрихованного листа, заштрихованного на рисунке, N-36- 41.
Лист карты масштаба 1:100 000 содержит 4 листа карты масштаба 1:50 000, обозначаемые русскими прописными буквами А, Б, В, Г, а лист карты масштаба 1:50 000 – 4 листа карты масштаба 1:25 000, которые обозначаются строчными буквами а, б, в, г.
Слайд 22Определение номенклатуры смежных листов.
В соответствии с этим установлена и номенклатура
листов, единая для топографических карт всех масштабов.
Номенклатура каждого листа
указана над северной стороной его рамки.
Рядом с номенклатурой, кроме того, подписано название наиболее крупного из показанных на нем населенных пунктов.
На каждом листе указывается также номенклатура смежных с ним листов, что облегчает их подбор при склейке карты.
Эти подписи помещены посередине стороны внешней рамки листа.
Слайд 23Составление заявки на карты по сборной таблице на район действий
подразделения.
Для подбора нужных листов карт на тот или иной
район и для быстрого определения их номенклатуры существуют так называемые сборные таблицы карт.
Они представляют собой мелкомасштабные схемы, разделённые меридианами и параллелями на клетки, соответствующие обычным листам карты масштаба 1:100 000, с указанием их порядковой нумерации в пределах листов миллионной карты.
При составлении заявки на карты номенклатуры запрашиваемых листов карт проводят слева направо и сверху вниз.
При наличии листа карты или склейки листов карт номенклатуры смежных листов можно определить по подписям номенклатур на сторонах рамок листов карт.
Слайд 25Вопрос 3.
Виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные надписи
и цифровые обозначения.
Классификация и изображение на картах дорожной сети,
населенных пунктов, гидрографии, объектов социально-культурного назначения, почвенно-растительного покрова и других топографических элементов местности.
Слайд 26Виды условных знаков.
Условные знаки по их назначению и свойствам подразделяются
на следующие три вида: масштабные, внемасштабные и пояснительные.
Масштабными, или контурными,
условными знаками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, т. е. такие, размеры которых (и длину, и ширину, и площадь) можно измерить по карте.
Каждый такой знак состоит из контура, т. е. планового очертания изображаемого объекта, и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (заполняющих знаков), указывающих род и разновидность объекта.
Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они совпадают с другими линиями местности (канавами, береговыми линиями, дорогами, заборами и т. п.), которые обозначаются своими условными знаками.
Слайд 27Внемасштабными, или точечными, условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, сооружения
башенного типа, отдельно стоящие деревья – ориентиры и др.), не
выражающиеся в масштабе карты, и поэтому их можно представить на ней лишь в виде точек.
Фигурный рисунок такого знака включает эту как бы главную точку, показывающую точное положение данного объекта на местности, и обозначает, что это за предмет.
Такая главная точка находится:
- у знаков симметричной формы (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка) – в центре фигуры;
- у знаков, имеющих форму фигуры с широким основанием, – в середине основания;
- у знаков, имеющих основание в виде прямого угла, – в вершине угла;
- у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, – в центре нижней фигуры.
Геометрический центр фигуры Середина основания знака
Геометрический центр нижней фигуры
Вершина прямого угла у основания знака
Слайд 28Цветовое оформление (расцветка) карт.
Карты для улучшения читаемости печатаются в красках.
Благодаря этому изображение местности расчленяется как бы на отдельные составные
элементы, каждый из которых отчетливо выделяется своим цветом.
Цвета красок на картах стандартны и в какой-то мере соответствуют действительной окраске изображаемых объектов: леса, сады, кустарниковые плантации и заросли выделяются на картах зеленым цветом; водные объекты, а также болота, солончаки, ледники – синим; элементы рельефа и некоторые разновидности грунта (пески, каменистые поверхности, галечники) – коричневым; автострады и шоссейные дороги – оранжевым цветом, а грунтовые дороги – желтым. На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 оранжевым цветом выделяются также кварталы населенных пунктов, в которых преобладают огнестойкие строения, а на картах масштаба 1:100 000 и мельче этим цветом показаны города с населением 50 тыс. и более жителей. Остальные элементы содержания карт печатаются черной краской.
Слайд 29
Пояснительные подписи и цифровые обозначения.
На картах применяются полные и сокращенные
подписи.
Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, гор, отдельных урочищ.
Шрифты подписей названий населенных пунктов и рек одновременно служат и условными обозначениями, так как своими размером и начертанием (рисунком) они дополняют характеристику этих объектов.
Сокращенные подписи, сопровождающие некоторые условные знаки, поясняют свойства изображенных объектов, сообщая о них данные, которые невозможно отобразить графически. Так, у условных знаков промышленных, сельскохозяйственных и некоторых других объектов они указывают род объекта или производства.
Например: маш. – машиностроительный завод, медн. – медные разработки, вдкч. – водокачка, мин. – минеральный источник.
Сокращенными подписями поясняется также характер и некоторых других объектов, неразличимых по условному знаку, но выделяющихся по своему значению.
Например: шк. – школа, гсп. – госпиталь, каз. – казарма и т. п.
Слайд 30Цифровые обозначения.
Цифрами указываются числовые характеристики некоторых объектов, например, число
домов в сельских населенных пунктах, отметки высот наиболее характерных точек
рельефа, меженный уровень воды в реках, характеристика лесонасаждений – высота и толщина деревьев, густота древостоя и т. п.
Слайд 31Классификация и изображение на картах дорожной сети.
Железные дороги изображаются
на картах с подразделением: по ширине колеи (1435 мм и
более, в странах бывшего СССР – 1524 мм) и узкоколейные;
по числу путей – однопутные, двухпутные, трехпутные;
по виду тяги - электрифицированные и с паровой или дизельной тягой;
по состоянию – действующие, строящиеся и разнообразные.
Особыми условными знаками изображаются трамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги.
На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а также рабочие казармы и блокпосты. Их изображения сопровождаются сокращенными подписями, указывающими род объекта (ст., раз., пл., ост., п., каз.,
бл.-п. и т. п.).
Слайд 32Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются в
зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по
признакам, указанным ниже:
Автострады – капитальные дороги с прочным покрытием из асфальто- или цементобетона на твердом основании. Ширина покрытой части не менее 14 м, что допускает интенсивное скоростное движение автотранспорта любого тоннажа в четыре ряда и более. Уклоны не более 4 градусов. Пересечение с другими дорогами на разных уровнях.
Усовершенствованные шоссе – дороги с твердым основанием и покрытием из асфальта, бетона, брусчатки, клинкера или щебня (гравия), пропитанного вяжущим веществом. Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает двухстороннее движение. Уклоны не более 5 градусов. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение всего года.
Слайд 33Шоссе – дороги с основанием из камня, песка или твердого
грунта, покрытые гравием, щебнем или шлаком, уплотненными укаткой, иногда пропитанными
вяжущим веществом, а также дороги, вымощенные булыжником или колотым камнем (мостовые). К этому классу относятся дороги с основанием и покрытием усовершенствованных шоссе при ширине менее 6 м. Допускается движение автотранспорта в течение всего года.
Улучшенные грунтовые дороги – профилированные, но не имеющие прочного основания и покрытия, регулярно ремонтируемые дороги. Грунт проезжей части бывает улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущим веществом. Проезд автотранспорта среднего тоннажа возможен в течение большей части года.
Грунтовые (проселочные) дороги – непрофилированные дороги без покрытия. Проходимость зависят от грунта и сезонно-климатических условий.
Слайд 34Грунтовые (проселочные) дороги – непрофилированные дороги без покрытия. Проходимость зависят
от грунта и сезонно-климатических условий.
Полевые и лесные дороги –
грунтовые дороги местного узкохозяйственного значения, по которым движение автогужевого транспорта производится эпизодически, главным образом в период полевых работ или лесоразработок.
Караванные пути и вьючные тропы – основные пути в пустынных, полупустынных и горных районах, используемые для вьючного транспорта.
Пешеходные тропы – пути в труднодоступной местности (горы, тайга, болота), пригодные только для пешего движения.
Зимние дороги – временные пути для проезда зимой через замерзшие болота, озера, реки, проливы и заливы.
Слайд 35Дороги с деревянным покрытием – дороги, проложенные через труднопроходимые, обычно
заболоченные места. Устраиваются в виде настила из досок, бревен или
деревянных пластин, уложенных на прогоны из бревен.
Фашинные участки дорог (фашинники) – участки дорог через болотистые места, выстланные связками хвороста (фашинами), уложенными на продольные лежи и прижатые по бокам жердями. Сверху засыпаны слоем земли или песка.
Изображение автострад и других шоссейных дорог сопровождается пояснительными подписями, указывающими ширину проезжей части и материал покрытия (А- асфальт, Б – булыжник, Бр – брусчатка, Г – гравий, К – колотый камень, Кл. – клинкер, Ц – цементобетон, Шл. – шлак, Щ – щебень).
Слайд 36Классификация и изображение на картах населенных пунктов.
Топографические карты масштаба 1:100
000 и крупнее подробно изображают все населенные пункты, четко отображая
основные их показатели, характеризующие условия размещения, передвижения и действий войск на подступах и внутри этих пунктов.
Особое значение как объекты боевых действий имеют города. В зависимости от численности населения их обычно подразделяют на крупные – более 100 тысяч жителей, средние – от 50 до 100 тысяч и малые – менее 50 тысяч жителей.
Одним из показателей тактических свойств и значения населенных пунктов является характер их планировки (прямоугольная, радиально-кольцевая, комбинированная) и застройки (сплошная, несплошная и рассредоточенная).
Слайд 37
Прямоугольная планировка городских кварталов, особенно при наличии широких улиц, больших
площадей и парков, увеличивает возможность маневра наступающих войск и обладает
обороняющимся организацию наблюдения, системы огня и выбор направления контратак.
Радиально-кольцевая система благоприятствует организации круговой обороны и наступлению с нескольких сторон – по сходящимся направлениям от окраины к центру города.
Сплошная застройка наиболее типична для крупных и некоторых средних городов и кварталов с большими и прочными зданиями, движение боевых и транспортных машин возможно в основном лишь по улицам и переулкам.
Однако и эта возможность зачастую будет весьма ограниченной, особенно в условиях применения ядерного и других видов современного оружия, из-за обломков и развалин зданий.
Слайд 38Классификация и изображение на картах гидрографии.
Берега морей, озера, водохранилища.
Полоса
суши, примыкающая к морю (побережье), вместе с полосой моря, примыкающей
к суше (прибрежьем), образуют морской берег, который характеризуется рельефом побережья, расчлененностью заливами, бухтами, характером подводных и надводных препятствий (скал, рифов, отмелей).
Морские берега могут быть гористыми, возвышенными и низменными.
Прибрежье гористых и возвышенных берегов обычно глубоководное, с большим количеством препятствий. Низменные берега представляют собой обычно равнину, слабо наклоненную к морю. Прибрежье таких берегов обычно мелководное, с отмелями.
Слайд 39
Реки.
Реки подразделяются на горные и равнинные.
Горные реки текут
в глубоких долинах с узким дном, падение достигает несколько метров
на 1 км, течение бурное
(до 7 м/с), дно твердое (каменистое), много стремнин, порогов и водопадов, берега крутые и обрывистые.
Равнинные реки текут в широких долинах, падение составляет всего несколько сантиметров на 1 км, течение спокойное (0,1 – 1,5 м/с), русла извилистые, дно твердое (песчаное) или вязкое (илистое), берега пологие.
По ширине реки подразделяются:
на узкие (до 60 м);
средние (от 60 до 150 м);
широкие или крупные (свыше 150 м).
Слайд 40Классификация и изображение на картах
объектов социально-культурного назначения.
Заводы, фабрики и электростанции,
территории которых выражается в масштабе карты, изображают условными знаками строений
и сооружений с подписью рода объекта или производства.
Если эти объекты в масштабе карты не выражаются, их изображают соответствующими внемасштабными знаками, которые в необходимых случаях сопровождаются подписями.
Слайд 41Аэропорты, аэродромы и посадочные площадки изображают на картах с сохранением
действительных размеров в масштабе карты. Границы их обозначают условным знаком
ограждения или пунктиром, а внутри контура дают условный знак аэродрома (посадочной площадки). Аэровокзалы, ангары, мастерские и другие здания, относящиеся к аэродрому, изображают условными знаками строений. Гидроаэродромы и посадочные площадки для гидросамолетов показывают на картах соответствующими условными знаками, которые располагают на площади изображаемого водного пространства.
На картах изображают обычно все радиостанции и телевизионные центры, а также метеорологические станции.
Бензоколонки, трансформаторные будки, дома лесников, лесопильни, мельницы и другие объекты на картах показывают внемасштабными условными знаками; объекты имеющие значение ориентиров, сопровождаются соответствующими подписями.
Слайд 42Классификация и изображение на картах почвенно-растительного покрова.
Почвенно-грунтовый покров. Верхний слой
земной коры мощностью в несколько метров принято называть грунтом. Верхний
рыхлый слой грунта (толщиной 1,0 – 1,5 м), обладающий плодородием, называют почвой.
Тундровые почвы занимают северные районы с влажным и холодным климатом.
Подзолистые почвы образовались под лесным покровом в районах умеренного климата, где осадков выпадает больше, чем испаряется влаги.
Черноземные почвы характеризуется черным цветом и высоким плодородием, по составу преимущественно глинистые и суглинистые.
Каштановые почвы располагаются южнее черноземных почв, по механическому составу преимущественно глинистые и суглинистые, в увлажненном состоянии обладают значительной пластичностью и липкостью, по проходимости близки к черноземным.
Сероземы – почвы полупустынь и пустынь, в зоне их распространения особенно много солончаков.
Красноземные почвы распространены в субтропических и тропических районах.
Слайд 43Основные группы растительного покрова.
При изображении растительности на картах ее делят
на следующие группы: древесную (леса, рощи и отдельные деревья) и
кустарниковую; полукустарниковую травянистую; моховую и лишайниковую; искусственные насаждения (сады, парки, плантации).
Лесом называют совокупность деревьев высотой более 4 м.
Состав леса определяется количеством деревьев различных пород в общем числе стволов древостоя, выраженным в процентах. Лес, в котором не менее 80% деревьев принадлежит к одной породе, называют чистым. По составу пород леса подразделяются на хвойные, лиственные и смешанные.
Кустарники – это древесные растения высотой до 4 м.
Травянистая растительность в зависимости от места произрастания подразделяется на луговую и степную, а в зависимости от высоты – на низкотравную (ниже 1 м) и высокотравную (выше 1 м).
Моховая и лишайниковая растительность преобладает в зоне тундры, встречается также на болотах, в лесах и на гребнях гор.
Слайд 58Вопрос 4.
Изучение и оценка элементов местности по карте, определение их
количественных и качественных характеристик.
Слайд 59Способы изучения местности.
В боевой обстановке местность изучают по топографическим
картам, личным осмотром во время рекогносцировки и разведки местности, по
специальным картам и аэрофотоснимкам.
Сведения о местности могут быть получены также из справочных материалов (описаний местности, справок и т. п.), путем опроса местных жителей и пленных.
Слайд 60Методика изучения и оценки местности включает общие правила и целесообразную
последовательность работы с топографической картой и аэроснимками.
Местность изучают последовательно, то
есть в первую очередь изучают те ее элементы, которые оказывают существенное влияние на выполнение боевой задачи. Элементы местности оценивают не изолированно друг от друга, а во взаимной связи.
Например, при оценке проходимости лесного массива изучают не только густоту и толщину деревьев, но и характер грунта и рельефа в лесу. Одновременно с изучением местности запоминают основные ее элементы для того, чтобы при выполнении боевой задачи по возможности меньше обращаться к топографической карте.
Слайд 61
По карте местность обычно изучают в таком порядке.
Вначале определяют
тип местности по рельефу и почвенно-растительному покрову, ее характерные особенности
и основные тактические свойства, то есть уясняют общий характер местности.
Затем детально изучают и оценивают тактические свойства отдельных участков местности и местных предметов, которые могут оказать существенное влияние на выполнение боевой задачи, анализируют их совместно с другими элементами обстановки, в результате чего делают выводы.
Слайд 62Задание на самоподготовку:
1. Иметь понятие о сущности картографического изображения местности
и ее основных свойств.
2. Изучить разграфку и номенклатуры топографических
карт, смежных листов.
3. Научиться составлять заявки на карты по сборной таблице на район действий подразделения.
4. Изучить виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные надписи и цифровые обозначения, классификацию и изображение на картах.
5. Научиться изучать и оценивать элементы местности по карте.
Рекомендуемая литература:
1. Учебник Бубнов И.А. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ, Москва, военное издательство 1987 г.
2. Говорухин А.М.«Справочник по военной топографии» Москва, военное издательство 1986 г.
3. БОЕВОЙ УСТАВ по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2. Военное издательство. Москва 2004 г.