Слайд 1Воспитание и обучение успехом
Слайд 2Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,
иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.
Януш Корчак
Слайд 3Главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
К.Д.
Ушинский говорил, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
Слайд 4Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех в учении – единственный источник
внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Слайд 5Переживание учеником ситуации успеха на уроках
повышает мотивацию учения и
развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Слайд 6Технологические операции создания ситуаций успеха:
1.Снятие страха –
помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь
самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Слайд 72. Авансирование успешного результата –
помогает учителю выразить свою твердую убежденность
в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей.
Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Слайд 8Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности –
помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Слайд 9 4. Внесение мотива –
показывает ребенку
ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо
после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Слайд 105. Персональная исключительность –
обозначает важность усилий ребенка в предстоящей
или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе
я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Слайд 116. Мобилизация активности или педагогическое внушение –
побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать
работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Слайд 127. Высокая оценка детали –
помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно
удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Слайд 13 Методы создания ситуации успеха на уроках
Необходимость дифференцированного подхода: задатками,
уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Задача учителя - дать
возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
Слайд 14Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает
возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности,
формирует положительные мотивы учения.
Слайд 15Наиболее эффективными для создания на уроке ситуации успеха являются проблемно
– поисковые и творчески – воспроизводящие методы обучения. Проблемные ситуации
могут создаваться на всех этапах процесса обучения.
Слайд 16Предупреждает и угрожает по невыполнению требований
Останавливает внимание на негативном
Даёт
прозвища (плохой, ленивый …)
Много говорит за детей
Выражает недовольство учеником, группой
учеников
Слайд 17
Успех является источником внутренних сил
ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик тогда
тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!