Разделы презентаций


Воспитание и школа в Древней Индии

Содержание

Две главные эпохи дравидско-арийская Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Воспитание и школа в Древней Индии
Выполнили:
Артюшенкова Алиса и Гнидковская

Анна

Воспитание и школа в Древней ИндииВыполнили: Артюшенкова Алиса и Гнидковская Анна

Слайд 2Две главные эпохи
дравидско-арийская

Цивилизация дравидских племен - коренного населения

Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия н. э. -

соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.
Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

Буддийская

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру - собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.
Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.
Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.


Две главные эпохи дравидско-арийская Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия

Слайд 3В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория

Индии была освоена арийскими племенами. Население было поделено на четыре

основные касты, или варны.
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. Население было

Слайд 4Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в

Древней Индии.
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования

стала религиозная идеология брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.Другим не менее важным фактором генезиса

Слайд 5взгляд на идеальное воспитание
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать

на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден

для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.
взгляд на идеальное воспитаниеСформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно

Слайд 6Книги с учениями
Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в

древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев «Бхагавата-пурана» дано подробное описание

образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.

Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

Суть обучения по «Бхагавадгите» состояла в следующем Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
Книги с учениямиРазвернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев «Бхагавата-пурана»

Слайд 7К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась

определенная традиция семейно-общественного воспитания.
На первой ступени - в семье -

систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания.На первой ступени -

Слайд 8Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило

на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали

молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты.

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы,

Слайд 9
Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность.

Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя

по хозяйству. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения.
Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь

Слайд 10Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма,

который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад

жизни Древней Индии.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.
Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии

Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие

Слайд 11В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае

в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике,

медицине и пр.
В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов

Слайд 12В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя

получали денежное вознаграждение

В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение

Слайд 13Чему обучали?

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали

чтению и письму на местных языках Определились два типа учебных

заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня) Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.
Чему обучали? В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках Определились

Слайд 15Крупнейшие центры образования в Древней Индии.
В ходе развития организованного воспитания

и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования

Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей Спектр изучаемых предметов был весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.


Крупнейшие центры образования в Древней Индии.В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд

Слайд 17СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира

Учеб. пособие для высшей школы. — М. Совершенство, 1999. — 207с.

2. История педагогики Учеб. пособие Под ред. В.И. Хальзова. - СПб. Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Под ред. А.И. Пискунова. - М. Сфера, 2001. – 510 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.         Джуринский А. Н. История педагогики древнего

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика