Слайд 1Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь
Слайд 2
ТЕМА № 3. Особенности организации, формы и методы проведения индивидуальной
воспитательной работы с военнослужащими. Идеологическая подготовка личного состава в подразделении.
ЗАНЯТИЕ
№ 1. Особенности организации, формы и методы проведения индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими. Идеологическая подготовка личного состава в подразделении.
Слайд 3Цели занятия
Изучить особенности организации, формы и методы проведения индивидуальной воспитательной
работы с военнослужащими, роль и место младших командиров в системе
воспитания личного состава, требования руководящих документов к ее организации и проведению.
Ознакомить обучающихся с требованиями руководящих документов по организации идеологической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Беларусь, порядке проверки и оценки знаний военнослужащих и подразделений по идеологической подготовке.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Особенности организации, формы и методы проведения индивидуальной воспитательной
работы с военнослужащими. Роль и место младших командиров в системе
воспитания личного состава.
2. Идеологическая подготовка личного состава в подразделении: организация, форма и методы проведения занятий, порядок оценки знаний. Роль и место младших командиров в организации идеологической подготовки личного состава.
Слайд 5Литература
Приказ МО РБ №1 от 3.01. 2006 года «Об
утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах
Республики Беларусь».
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь № 1 от 11.01.2010 г. «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию».
Организационно-методические указания МО РБ по идеологической подготовке военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь на учебный год.
Слайд 61-й учебный вопрос.
Особенности организации, формы и методы проведения индивидуальной
воспитательной работы с военнослужащими. Роль и место младших командиров в
системе воспитания личного состава.
Слайд 7
Индивидуальная воспитательная работа является одной из основных форм воздействия на
сознание и чувства личного состава и предполагает изучение индивидуальных особенностей
военнослужащих, правильный и рациональный выбор методов, приемов, средств и форм влияния на каждого, обеспечение охвата постоянным педагогическим влиянием всех военнослужащих, совершенствование индивидуального стиля воспитательной деятельности.
Слайд 8
Содержание индивидуальной воспитательной работы командира с подчиненными военнослужащими включает:
1. изучение
деловых и морально-психологических качеств военнослужащих и выработку рекомендаций по их
воспитанию (самовоспитанию);
2. выбор и осуществление индивидуальных воспитательных воздействий;
3. обучение организации и методике индивидуальной воспитательной работы подчиненных командиров (начальников);
4. осуществление анализа результативности воспитания военнослужащих, формулирование выводов с целью наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего в ходе его дальнейшей военной службы.
Слайд 9
Индивидуальная воспитательная работа проводится всеми должностными лицами воинских частей, основываясь
на принципе – каждый командир (начальник) учит и воспитывает, прежде
всего, непосредственно подчиненных ему военнослужащих. В каждой воинской части разрабатывается система индивидуальной воспитательной работы, соответствующая специфике выполняемых задач по предназначению и включающая в себя комплекс следующих мероприятий: определение ее целей и задач (кто, с кем, когда и как организует данную работу); подбор и четкое распределение исполнителей; планирование индивидуальной работы и организация охвата постоянным индивидуальным влиянием всех военнослужащих; изучение состояния индивидуальной воспитательной работы; осуществление контроля и анализа полученных результатов.
Слайд 10Суть индивидуальной воспитательной работы состоит в том, что командир оказывает
воспитательное воздействие на подчиненного с учетом его индивидуальных психологических качеств.
Индивидуально-психологические
качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности.
Слайд 11Направленность личности военнослужащего проявляется в общих и частных целях воинской
службы, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах
поведения, профессиональной подготовки, военно-профессиональной деятельности, целеустремленности при достижении значимых для военнослужащего жизненных целей.
Слайд 12
Темперамент военнослужащего определяется типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим или
флегматическим) и проявляется в его подвижности или усидчивости, общительности, эмоциональности.
Способности
военнослужащего отражаются в овладении им различными видами военно-профессиональной и другой деятельности.
Слайд 13Методы применяемые при изучении индивидуально-психологических качеств подчиненных:
1. наблюдение;
2. познавательная (диагностическая)
беседа;
3. анализ результатов деятельности;
4. метод независимых характеристик;
5. биографический метод.
Слайд 14Наблюдение
Оно предполагает систематическое накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения,
проявления личностных особенностей подчиненного, позволяющее сделать выводы об уровне развития
и направленности его индивидуально-психологических качеств.
Слайд 15
Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного
военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой
информации, оценочных суждений и т.д.) на заранее определенный перечень вопросов. В ее ходе младший командир имеет возможность не только глубже узнать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на военно-профессиональное совершенствование, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.
Слайд 16
Правила проведения диагностической беседы:
• целесообразно избирать тему для начала диагностической
беседы обязательно с учетом интересов подчиненного. Это могут быть служебные
или социально-бытовые вопросы, проблемы здоровья, взаимоотношений с близкими и т.д.;
• беседуя с подчиненным, важно проявлять искренний интерес к нему как личности, его взглядам, суждениям и т.д.;
• необходимо поощрять стремление подчиненного рассказывать о себе. Чем чаще младший командир это делает, тем более полными и достоверными могут быть результаты диагностической беседы.
Слайд 17
Анализ результатов
деятельности
Это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его
военно-профессиональной деятельности. Он предусматривает учет младшим командиром действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод о направленности личности подчиненного (его потребностях, мотивах и целях), особенностях его характера, уровне сформированности жизненной позиции и др.
Слайд 18Метод независимых характеристик Предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе
анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении
лиц.
Биографический метод
заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.
Слайд 19Под индивидуальной воспитательной работой понимается целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие младшего командира
и подчиненных с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием
наиболее целесообразных в конкретной воспитательной ситуации форм, методов, средств и приемов воспитания. Ее главной целью является создание таких условий для подчиненного, которые бы обеспечили формирование всесторонне развитого и качественно подготовленного военнослужащего, способного эффективно решать свои профессиональные задачи в любой обстановке.
Слайд 20По своей сути формы индивидуальной воспитательной работы - это организационная
сторона воспитательной деятельности, отражающая ее место, продолжительность, характер и особенности
педагогического взаимодействия с подчиненным. Анализ войсковой практики позволяет определить, что ее наиболее характерными формами в отделении, расчете, экипаже выступают беседа, задания и поручения, а также индивидуальная помощь военнослужащему.
Слайд 21
Индивидуальная воспитательная беседа - представляет собой конфиденциальный словесный обмен сержанта
и военнослужащего личными идеями, убеждениями, моральными ценностями и другой информацией
с целью формирования у подчиненного необходимых личностно-значимых военно-профессиональных качеств. Каждая индивидуальная беседа требует предварительной подготовки: знания индивидуально-психологических качеств подчиненного; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана, вопросов и методики (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие вопросы и т.д.).
Слайд 22
Индивидуальные задания и поручения - их суть заключается в преднамеренном
обязательстве подчиненного решать те практические задачи, которые повлияют на формирование,
закрепление и развитие необходимых ему военно-профессиональных личностных свойств и качеств.
Индивидуальная помощь подчиненному - представляет собой оказание содействия подчиненному в решении проблем, возникающих в его развитии, выполнении служебных обязанностей или личной жизни.
Слайд 23Под методом индивидуальной воспитательной работы понимается система наиболее целесообразных средств
и приемов педагогического взаимодействия, направленных на формирование у подчиненного необходимых
военно-профессиональных личностных свойств и качеств.
Методы:
метод убеждения;
метод поощрения;
метод примера;
метода упражнения;
метод критики;
метод принуждения.
Слайд 24
Метод убеждения - представляет собой активное воспитательное взаимодействие с военнослужащим
с целью оказания ему помощи в осмыслении предъявляемых идей и
требований, а также выработки внутреннего согласия с ними.
Метод поощрения - его основная суть заключается в применении системы средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей военно-профессиональной
деятельности.
Метод примера - предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненного показом положительных действий младшего командира и других военнослужащих с целью формирования желания подражать им.
Слайд 25Метод упражнения - представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащего,
которая формирует у него привычки правильного (уставного) поведения, оптимальный алгоритм
действия в конкретной военно-профессиональной ситуации. Его средствами выступают: соблюдение внутреннего порядка в подразделении, строгое выполнение распорядка дня; качественное решение учебных и служебных задач, высокая требовательность со стороны младшего командира и т.д.
Слайд 26
Метод критики - это объективный и целенаправленный анализ отрицательных личностных
свойств и качеств военнослужащего или результатов его военно-профессиональной деятельности. Средствами
реализации воспитательных возможностей метода выступают безличная и стимулирующая критика, критика-упрек, критика-сожаление, критика-опасение.
Метод принуждения - он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических воздействий на подчиненного с целью изменения его поведения в лучшую сторону, побуждения к добросовестному выполнению своих военно-профессиональных обязанностей. В число целесообразных средств принуждения входят: запрещение; напоминание о служебных обязанностях; предупреждение о возможном привлечении к ответственности.
Слайд 272-й учебный вопрос: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ,
ФОРМА И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНИТИЙ, ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ. РОЛЬ И
МЕСТО МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА.
Слайд 28
Идеологическая подготовка планируется:
1. в батальоне – на месяц;
2.в роте (взводе)
- на неделю, с установленной периодичностью в зависимости от категории
военнослужащих.
Занятия по идеологической подготовке проводятся :
- с прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту – еженедельно по 2 часа, как правило, в утреннее время в дни, установленные приказом командира воинской части;
- с военнослужащими срочной военной службы – еженедельно продолжительностью не менее 2 часов, как правило, в утреннее время.
Слайд 29
Занятия по идеологической подготовке проводятся в группах по категориям. Численность
групп до 30 человек.
Руководителями групп назначаются офицеры органов идеологической работы,
а также наиболее подготовленные офицеры (как правило, командиры подразделений). В каждой группе идеологической подготовки назначается помощник руководителя группы.
При проведении занятий по идеологической подготовке применяются активные формы обучения (диалог, диспут, учебные задания, семинары, практические занятия, деловые игры), их различные сочетания; учитываются общеобразовательный и профессиональный уровень военнослужащих, морально-психологическая обстановка в воинской части и подразделении, а также специфика воинской части.
Слайд 30Индивидуальные знания военнослужащего оцениваются:
- «отлично», если он в совершенстве овладел
учебной программой и способен применять полученные знания на практике;
- «хорошо»,
если он овладел учебной программой и способен применять полученные знания на практике;
- «удовлетворительно», если он слабо овладел учебной программой;
- «неудовлетворительно», если он не овладел учебной программой или систематически совершал грубые дисциплинарные проступки в течение учебного года.
Слайд 31Оценка учебным группам, подразделениям, воинским частям определяется исходя из индивидуальных
оценок военнослужащих:
- «отлично», если 100 % военнослужащих получили положительные оценки, при
этом не менее 50% оценены на «отлично»;
- «хорошо», если не менее 90 % военнослужащих получили положительные оценки, при этом не менее 50 % оценены не ниже, чем на «хорошо»;
- «удовлетворительно», если не менее 80 % военнослужащих получили положительные оценки;
- «неудовлетворительно», если менее 80 % военнослужащих получили положительные оценки.