Слайд 1Воспитательный потенциал урока математики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 44
города
Томска
учитель начальных классов:
Боханцева Лина Владимировна
Слайд 2
«У учителя, умеющего воспитывать знаниями,
эти знания... выступают как инструмент,
с помощью которого ученики
сознательно осуществляют
новые шаги в познании
мира.»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду
с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой
цели: целостному развитию личности школьника.
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.
Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
Слайд 4
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его
реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам
образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Слайд 5
Что же такое воспитание сегодня?
Это целенаправленное управление процессом личностного
развития ребёнка при создании благоприятных условий.
Слайд 6
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств
личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного
материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.
Слайд 71.Задачи о труде людей
-основа для психологической подготовки к труду.
Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.
На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнёр.
Слайд 8
Задача: С участка кукурузы, имеющего форму прямоугольника длиной 320 м
и шириной 180 м, собрано зелёной массы в среднем по
150 ц с гектара. Сколько рейсов должна сделать грузовая машина ЗИЛ/150 для доставки кукурузы в силосную башню, если её грузоподъёмность 2 т?
Задача: Портнихи на пошив девяти одинаковых платьев израсходовали 18 м ткани, а на пошив трёх одинаковых костюмов – 12 м ткани. Во сколько раз меньше ткани израсходовали на пошив одного платья , чем на пошив одного костюма?
Задача: Из 32 мотков шерсти связали 8 одинаковых свитеров. Сколько таких свитеров можно связать из 24 таких же мотков шерсти?
Слайд 92.Задачи экологического содержания.
Каждого человека
волнует состояние окружающей среды, поскольку от неё зависят судьбы человечества.
Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа – это не умозрительная картина некоего отдалённого будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живём.
Слайд 10
Задача: Один ледник сползал к морю по горному склону 10
суток. Другой ледник двигался с той же скоростью 12 суток
и преодолел путь на 60 см больше. Какое расстояние преодолел каждый ледник?
Слайд 11
4. Задачи, составленные на краеведческом материале помогают лучше познать свой
край, получить конкретные знания по объектам природы.
Задачи о
связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи работникам сельского хозяйства.
Слайд 12
Задача: Учащиеся 4-х классов помогали в уборке картофеля, 4-а класс
собрал 230 кг картофеля, 4-б – на 20 кг больше,
чем 4-а, но оба класса собрали вместе на 40 кг меньше, чем 4-в класс. Сколько кг картофеля было собрано ребятами?
Задача: Три школы собирали металлолом. Одна школа собрала 2 т, другая -18 ц, а третья – 2240 кг. Какая школа собрала больше всего металлолома, а какая меньше всего?. Можно ли увести весь этот металлолом на пятитонной машине?
Слайд 13Математический материал, который заложен в учебниках, даёт большие возможности для
экономического воспитания подрастающего поколения.
Слайд 14
Задача: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй
толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых вёдер
попусту вытекает из этого крана за 30 дней?
Задача: Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т руды и 3 т угля. В 1987 году ученики нашей школы собрали 8 т металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики нашей школы?
Слайд 15
Воспитанию интереса к предмету помогает нам введение в преподавание
элементов историзма и биографических справок, использование занимательности (это и способ
подачи учебного материала, организация обучения, и сами задания). Они наряду с привитием школьникам интереса к предмету способствуют накоплению учебных знаний, умений, навыков, воздействуют на мыслительную деятельность учащихся.
Слайд 16
Задача: Международная полярная экспедиция в 1931 году на дирижабле LZ
– 127 встретилась у Земли Франца – Иосифа с ледокольным
пароходом «Малыгин». После обмена почтой корабли разошлись. Дирижабль летел со скоростью 80 км/ч, а пароход двигался со скоростью в 4 раза меньше. На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 ч после встречи?
Задача: Вход в каменную ассирийскую столицу Нимруд «охраняли» каменные крылатые львы с бородатыми человеческими головами. Британец Лэйярд в XIX веке откопал эти исполинские статуи. Две из них, на 220 т легче оставшихся на месте 24, он вывез в Лондон. Какова общая масса всех статуй?
Задача: Инки (древняя исчезнувшая цивилизация) плавили золото в специальных печах, продувающихся потоками воздуха. Одна такая печь имела 8 труб, дргая 12 таких же труб. Общая длина труб второй печи на 181 см больше длины труб первой печи. Какова общая длина труб обеих печей?
Слайд 17
При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные
характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями
техники противника.
Слайд 18
«ЯК-3» 720 км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмидт – 109» на
120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше
истребителя «Фоке-Вульф-190-А». Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3».
Задача: От линии фронта в штаб по железной дороге был отправлен моторный броневагон со скоростью 81 км/ч. Одновременно навстречу ему на фронт отправили из штаба бронепоезд «Илья Муромец», который может проходить за сутки 1080 км. Через сколько часов поезда встретятся, если между штабом и фронтом расстояние 84 км?
Слайд 19
Решение задач различными способами – первый шаг к эстетическому
восприятию математики. При этом никто из учеников не остаётся равнодушным,
дети начинают смотреть на математику не как на сухую, скучную науку, а видят, что и здесь нужны выдумка, фантазия, творчество. Школьники учатся самостоятельно находить более простые, а значит более красивые решения задач, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики, а значит и красоту этой науки.
Слайд 20
Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует использование музыки, поэзии, живописи,
пословиц, поговорок, афоризмов.
Однако думается, что определить воспитательные возможности изучаемого материала
и отыскать пути использования знаний для оказания определённого воздействия на учащегося это только одна, хотя и очень важная сторона дела.
Слайд 21
Для осуществления на уроке нравственного воспитания вообще необходима организация воспитательного
влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся на уроке.
Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк.
Слайд 22
С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на
уроке?
Выделим пять таких объектов:
Слайд 23
Это «другие люди».
«Я»-нравственный объект, отношение к которому постоянно проявляет
ученик, является он сам.
Общество и коллектив
Труд.
Родина.