Слайд 2Воздушный винт-лопастный агрегат, вращаемый валом двигателя, создающий тягу в воздухе,
необходимую для движения самолета.
Винты классифицируются:
По числу лопастей-двух-, трех-, четырех- и
многолопастные;
По материалу изготовления- деревянные, металлические;
По направлению вращения(смотреть из кабины самолета по направлению полета) – левого или правого вращения;
По расположению относительно двигателя- тянущие, толкающие;
По форме лопастей- обычные, саблевидные, лопатообразные;
По типам- фиксированные, неизменяемого и изменяемого шага.
Воздушный винт состоит из ступицы, лопастей и укрепляется на валу двигателя с помощью специальной втулки.
Слайд 3Винт неизменяемого шага
Имеет лопасти, которые не могут вращаться вокруг своих
осей. Лопасти со ступицей выполнены как единое целое.
Слайд 4Винт изменяемого шага
Имеет лопасти, которые во время работы могут при
помощи гидравлического или электрического управления или автоматически вращаться вокруг своих
осей и устанавливаться под нужным углом к плоскости вращения.
Слайд 5Винт фиксированного шага
Имеет лопасти, которые устанавливаются на земле перед
полетом под любым углом к плоскости вращения и фиксируются. В
полете угол установки не меняется.
Слайд 6По диапазону углов установки лопастей воздушные винты подразделяются
На обычные, у
которых угол установки изменяется от 13 до 50 градусов, они
устанавливаются на легкомоторных самолетах;
На флюгерные- угол установки меняется от 0 до 90 градусов;
На тормозные или реверсные винт, имеют изменяемый угол установки от
-15 до +90 градусов, таким винтом создают отрицательную тягу и сокращают длину пробега самолета;
Слайд 7К воздушным винтам предъявляются следующие требования
Винт должен быть прочным
и мало весить;
Должен обладать весовой, геометрической и аэродинамической симметрией;
Должен развивать
необходимую тягу при различных изменениях в полете;
Слайд 8 Винт воздушный
ВИНТ ВОЗДУШНЫЙ
(или пропеллер), аппарат для получения тяги в воздухе, необходимый для
полета аэроплана, дирижабля, движения аэросаней, аэромобилей и т. п. Винты воздушные вращаются или с тою же скоростью, что и мотор, если они насажены непосредственно на вал последнего, или раза в полтора-два медленнее, если у мотора имеется редуктор (приспособление, уменьшающее число оборотов). 303Встречающиеся на практике числа оборотов воздушных винтов бывают от 800 до 2.000 в мин. Наиболее распространенными и употребительными оказываются винты, сделанные из дерева, но в последнее время существует также много и металлических винтов из специальных легких и прочных сплавов. В сравнении с деревянными, последние допускают большие окружные скорости, прочнее, но дороже и сложнее в смысле оборудования их производства. Наиболее употребительные типы воздушного винта. По наклону лопастей воздушные винты бывают: правые, если они дают тягу вперед (по направлению полета), вращаясь по часовой стрелке, и левые — в обратном случае. 304Иногда еще характеризуют воздушные винты по их положению на самолете, называя винт тянущим, если он стоит спереди мотора, и толкающим, если он стоит сзади последнего. Однако, никакой разницы между толкающим и тянущим воздушным винтом нет, если они имеют одно и то же направление вращения. Воздушные винты, расположенные один за другим, называются тандем. Кроме двухлопастных, бывают также трех- и четырехлопастные воздушные винты. Однако, последние, в виду их громоздкости, представляют неудобства при их хранении и перевозках; поэтому их применяют лишь в исключительных случаях. Каждая из лопастей воздушного винта представляет вырез из винтовой поверхности, как это схематически представлено на рис. 2. При вращении воздушного винта вокруг его оси, лопасти, встречающие воздух под некоторым углом, за счет их наклона к плоскости вращения, сообщают воздуху скорость по оси винта и вызывают воздушный поток, как это изображено на рис. 3. 305С другой стороны, отбрасывая воздух назад, сами лопасти испытывают давление, направленное в противоположную сторону, которое и создает тягу воздушного винта. Раньше лопастям придавали форму лопаточек с обеими плоскими сторонами, но, по мере разработки теории и практики винтостроения, выработался особый вид винтовых профилей, напоминающих толстые аэропланные крылья (рис. 4). Задняя сторона профилей воздушного винта (рис. 4) обычно выполняется прямолинейной и представляет как раз часть винтовой поверхности, изображенной на рис. 2. Тот путь по оси воздушного винта, который проходит образующая этой поверхности за один полный оборот, принято называть геометрическим шагом винта. Если бы винт двигался в воздухе, как в жесткой гайке, то он как раз продвигался бы вперед на эту величину за один оборот. За счет податливости воздуха в большинстве случаев действительный шаг Рис. 4. (т. е. передвижение вперед за один оборот, или т. н. поступь винта) бывает на 10 — 20% меньше его геометрического шага. Заднюю поверхность воздушного винта принято называть его рабочей поверхностью. Если рабочая сторона воздушного винта представляет винтовую поверхность постоянного шага Н, то такой винт называется винтом с постоянным шагом. В том случае, если это условие не соблюдено, воздушный винт оказывается с переменным шагом, который измеряется по сечению на семи десятых радиуса (0,7R), считая от оси вращения.
Слайд 9Подбор воздушных винтов для авиационных моделей
Воздушный винт самолета — это
часть обычного винта. Проще всего это представить так, — превратим
резьбу простого винта в высокие гребни и отсечем от указанного винта кусок и получим подобие воздушного винта самолета.
1. Диаметр воздушного винта самолёта d - это диаметр круга, описываемого концами воздушного винта, а половина диаметра есть радиус R воздушного винта.
2. Шаг воздушного винта самолёта h — это расстояние, которое проходит воздушный винт вдоль оси за один свой оборот, или расстояние между соседними витками винтовой линии. Шаг воздушного винта самолёта бывает постоянным или переменным. Понятие геометрического шага выводится из представлений, что винт вращается в твердом или вязком теле; в действительности же, воздушный винт вращается в воздухе и путь, проходимый винтом за один оборот, будет гораздо меньше. Действительный шаг отличается от геометрического шага на величину, которая называется скольжением. Действительный шаг получил наименование поступи винта — т.е. расстояние, которое самолет пролетает за один оборот воздушного винта.
Из этого следует, поступь винта — частное от деления скорости самолёта на число оборотов воздушного винта: h =ν/n.
Относительная поступь — частное от деления поступи на диаметр винта: λ=h/d.
Воздушный винт, устанавливаемый впереди самолета, называется тянущим винтом. В некоторых случаях винты устанавливают сзади крыла; тогда винт называется толкающим.
3. Профиль воздушного винта самолёта — это сечение лопасти винта по его рабочей части. Передняя часть профиля называется носом, а противоположная часть — хвостовиком. Расстояние между наиболее отдаленными точками носа и хвостовика называется шириной профиля, а линия, соединяющая эти точки, называется хордой профиля. Наибольшее расстояние, перпендикулярное хорде профиля, называется толщиной профиля.
Слайд 10На самолётах ЯК-52 и ЯК-55 установлен обычный веслообразный деревянный двухлопастный
тянущий винт левого вращения, изменяемого шага с гидравлическим управлением.