Слайд 1Тема 13:
Межличностные отношения и общение
План лекции:
Понятие межличностных отношений. Общение,
его структура и виды
Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и
их преодоление.
Вербальная и невербальная коммуникация.
Слайд 2Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
Майерс Д. Социальная психология
СПб, 1997.
Семечкин Н.И. Социальная психология. Спб, 2004.
Слайд 3
Взаимоотношения - специфический вид отношения человека к человеку, в котором
имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного
ответного личностного отношения
Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа.
Иными словами, они возникают и складываются на основе определённых чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в процессе общения.
Слайд 4Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Слайд 5Виды общения
по содержанию:
- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- когнитивное
(обмен информацией, знаниями)
- кондиционное (влияние на физическое или психическое состояние
друг друга)
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
по целям: биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост участников общения)
по средствам:
- непосредственное (с помощью естественных органов человека) или опосредованное (с использованием специальных орудий и средств)
- прямое (непосредственные личные контакты) или косвенное (осуществляется через посредников).
Слайд 6Особенности коммуникации между людьми
Общение нельзя понимать лишь как отправление информации
какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как
в отличие от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера.
Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить «на одном языке»). Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы.
Слайд 7Коммуникативные барьеры
Барьеры понимания:
1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов);
2) семантический (различие в
системах значений участников общения);
3) стилистический (несоответствие стилей общения);
4) логический (логика
коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей реципиенту манере доказательства)
Барьеры социально-культурных различий вызываются социальными, возрастными, культурными, профессиональными различиями между людьми.
Барьер отношения: неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информации.
Слайд 8Вербальная коммуникация
Речь выполняет следующие функции:
выражения
воздействия
сообщения
обозначения
Совокупность специальных мер, направленных на
повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией».
Слайд 9Модель коммуникативного процесса по Г. Ласуэллу
Кто? (передаёт сообщение) –
Коммуникатор.
Что? (передаётся) – Сообщение (текст).
Как? (осуществляется передача) – Канал.
Кому? (направлено
сообщение) – Аудитория.
С каким эффектом? – Эффективность.
Позиции коммуникатора: открытая, отстранённая, закрытая.
Слайд 10Невербальная коммуникация
Включает следующие знаковые системы:
Оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика).
Паралингвистическая
– система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность). Экстралингвистическая – включение
в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.
Организация пространства и времени коммуникационного процесса. Проксемика (Э. Холл) – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Визуальный контакт (контакт глаз)
Слайд 11Язык жестов
Потирание кончика носа может иметь два значения. Если человек
говорит сам, то скорее всего он говорит совсем не то,
что он думает на самом деле. Если же он слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит
Жест открытости
Слайд 12Язык жестов
Жесты лжи
Потирание века (Б. Клинтон)
Прикосновение ко рту (Б. Гейтс)
Слайд 13Язык жестов
Жесты лжи
Оттягивание воротничка (когда ложь раскрыта)
Умолчание правды («знаю, но
не скажу»)
Слайд 14Невербальная коммуникация
Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
создавать и
поддерживать психологический контакт
придавать новые оттенки словесному тексту
выражать эмоции, оценки, принятую
роль, смысл ситуации
Невербальные средства тонко скоординированы между собой и словами в целом.
Слайд 15Верно или неверно
Важной чертой межличностных отношений является их эмоциональная
основа.
Опосредованное общение – это общение через посредников.
Коммуникация представляет собой интерсубъектный
процесс.
Коммуникативная сторона общения – это передача информации от коммуникатора к рецепиенту.
Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.
Жесты, мимика и пантомимика образуют паралингвистическую систему невербальной коммуникации.
На расстоянии 45-120 см мы общаемся с маленьким ребёнком.