Слайд 1Возрастная неврология и невропатология – цели и задачи, связь со
специальной педагогикой
Строение и функции нервной системы человека
Лектор
Третьякевич Зоя Николаевна,
доктор мед. наук, профессор
Лекции 1-2 на тему:
Слайд 2Основная литература
Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии
и педагогики. – М., 2004. – 302 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Акимов Г.А. Нервная система при острых нарушениях кровообращения. – Л., 1971. – 262 с.
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. – 2001. - № 3. – С. 10.
Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2000.
Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. – СПб, 1998.
Козявкина Н.В., Гордиевич С.М., Козявкина О.В.и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. – 2002. - № 5. – С. 89.
Слайд 3Ляпидевский С.С. Невропатология / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,
2000.
Неврология детского возраста: болезни нервной системы новорожденных и детей раннего
возраста / Под ред. Г.Г. Шанько, Е.С. Бондарено. – Минск, 1990. – 495 с.
Райнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы у детей. – Казань, 1985.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002. – 232 с.
Сиротюк А.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003. – 282 с.
Скоролиц Т.А., Скоролиц А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – СПб., 1996.
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., 2004.
Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейпа, Б. Стрэтфорда / Под ред. М.Г. Блюминой. – М., 1991. – 331 с.
Трошин В.М., Кравцов Ю.Н. Болезни нервной системы у детей. – Нижний Новгород, 1993.
Слайд 4Значение курса невропатологии для специальной педагогики
Невропатология
(греч. neuron
– нерв,
pathos – болезнь,
logos
– наука) –
медицинская наука, которая изучает болезни нервной системы.
Специальная педагогика занимается изучением особенностей физиологического и психического развития детей с различными отклонениями, их воспитанием, обучением и образованием.
Слайд 5Недоразвитие отдельных структур головного мозга, их функциональная незрелость → приводят
к искажению развития речи, письма, чтения.
Врач-невролог или психоневролог устанавливает характер
дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка.
Затем вместе с дефектологом они определяют прогноз дальнейшего развития ребенка с аномалией, выбирают наиболее оптимальные методы коррекции имеющихся нарушений.
Интеграция неврологии и педагогики создает предпосылки для качественно новой оценки состояния здоровья детей, в т.ч. неуспевающих школьников.
Формируется новая дисциплина – педагогическая неврология. Ее цели и задачи – изучение причин небольших отклонений, или пограничных состояний «на грани нормы», которые обусловливают школьную неуспеваемость.
Слайд 6
Предмет изучения невропатологии:
Исследование причин заболевания (этиология);
Изучение
распространенности заболеваний (эпидемиология);
Механизмы развития болезней (патогенез);
Исследование симптомов
и синдромов поражения центральной и периферической нервной системы (семиотика);
Разработка методов диагностики, профилактики и лечения болезней (терапия).
Слайд 7Методы исследования в неврологии
Клиническое исследование.
Спинномозговая пункция (ликвородинамические пробы, цитологическое, биохимическое
и бактериологическое исследование ликвора).
Рентгенологические исследования (краниография, миелография, спондиллография, пневмоэнцефалографии, пневмомиелография
или томопневмомиелография) → позволяет установить состояние желудочковой системы и подпаутинного пространства головного мозга, блокаду подпаутинного пространства спинного мозга, а также изменение контуров и диаметра позвоночного канала.
Слайд 8Методы исследования в неврологии
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрирует электрическую активность (биопотенциалы)
головного мозга → оценить функциональное состояние головного мозга, выявить наличие
очагового поражения при опухолях, эпилепсии, травмах, сосудистых и воспалительных заболеваниях ЦНС.
Реоэнцефалография (РЭГ) исследует кровоток и тонус сосудистой системы мозга путем регистрации ритмических изменений сопротивления мозговой ткани электрическому току из-за пульсовых колебаний сосудов.
Слайд 9Методы исследования в неврологии
Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) – допплероультрасонография, ультразвуковое ангиосканирование
брахиоцефальных артерий, транскраниальная допплерография – неинвазивный метод исследования кровотока в
сосудистой системе → изучение формы, контуров и просветов кровеносных сосудов.
Компьютерная томография (КТ) дает уточненную информацию о наличии опухолей, гематом, ишемических размягчений, воспалительных процессов, о распространенности или локализации отеков.
Слайд 11Методы исследования в неврологии
Магнитно-резонансная томография (МРТ) помогает обнаружить в головном
и спинном мозге опухоль, абсцесс, воспалительные изменения оболочек, демиелинизирующие очаги,
атеросклеротические бляшки.
Слайд 12Методы исследования в неврологии
Позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) → метод
прижизненного и неинвазивного изучения кровотока и метаболизма во всех отделах
головного мозга (на основании степени интенсивности потребления кислорода и глюкозы), основан на применении сверхкороткоживущих изотопов углерода, азота, кислорода, фосфора и др.
Слайд 13Методы исследования в неврологии
Радионуклидная диагностика → позволяет установить размеры и
довольно точное расположение опухоли, арахноидита, абсцесса.
Метод вызванных потенциалов (ВП) нервной системы
– это электрические реакции мозга и нервной ткани на внешние стимулы. Исследование помогает установить нарушение сенсорной функции, определить уровни и локализацию органических поражений нервной системы, если оно не сопровождается перерывом сенсорного проведения.
Слайд 14Назначение нервной системы:
Управление поведением человека (целесообразная и целенаправленная организация всех
процессов);
Материальный носитель и регулятор психических функций и главный регулятор всех
физических функций организма;
Обеспечивает иерархию взаимодействующих специфических и неспецифических нервных центров (регуляторов)
Слайд 15Возрастная эволюция мозга
В онтогенезе нервная система повторяет этапы филогенеза. Вначале
из клеток эктодермального зародышевого листка образуется мозговая (медуллярная) пластинка, края
которой в результате неравномерного размножения ее клеток сближаются, затем смыкаются → образуется медуллярная трубка.
В дальнейшем из задней части трубки, отстающей в росте, образуется спинной мозг, из передней, развивающейся более интенсивно,— головной мозг.
Канал медуллярной трубки → превращается в центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга.
Слайд 16Возрастная эволюция мозга
Вследствие развития передней части медуллярной трубки образуются мозговые
пузыри: вначале появляются два пузыря, затем задний пузырь делится еще
на два. Образовавшиеся три пузыря дают начало переднему (ргоsencephalon), среднему (mesencephalon) и ромбовидному (rhombencephalon) мозгу.
Продолговатый
Средний
мозг
Слайд 17Возрастная эволюция мозга
Передний (конечный и промежуточный)
Средний
Ромбовидный (задний и продолговатый)
Telencephalon
Слайд 18Возрастная эволюция мозга
На 4-м месяце внутриутробного развития появляется поперечная щель
большого мозга,
на 6-м — центральная борозда и др. главные
борозды,
в последующие месяцы — второстепенные борозды,
после рождения — самые мелкие борозды.
Слайд 20Возрастная эволюция мозга
В процессе развития нервной системы важную роль играет
миелинизация нервных волокон.
Следы миелина обнаруживаются в нервных волокнах задних
и передних корешков уже на 4-м месяце ВР.
К концу 4-го месяца появляется миелин в волокнах восходящих (афферентных, чувствительных) канатиков.
В волокнах нисходящих (эфферентных, двигательных) систем миелин обнаруживается на 6-м месяце.
Слайд 21Возрастная эволюция мозга
В постнатальном периоде постепенно происходит окончательное созревание всей
нервной системы, в частности, коры большого мозга, играющей особую роль
в мозговых механизмах условно-рефлекторной деятельности, формирующейся с первых дней жизни.
Таким образом, нервная система проходит
длительный путь развития, являясь самой
сложной системой, созданной эволюцией.
NB!
Эволюционные законы развития нервной системы были сформулированы М.И.Асвацатуровым.
Слайд 22Аствацатуров Михаил Иванович
(1877-1936 гг)
Аствацатуров М.И.─ один из лидеров российской военной
невропатологии. В течение 20 лет (1917-1936 гг.) до последних дней
жизни возглавлял кафедру нервных болезней Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.
Является основателем биогенетического направления в неврологии.
Сформулировал эволюционные законы развития нервной системы
Слайд 23Понятие о системогенезе
Системогенез (греч. systēma – целое, составленное из частей,
genesis – происхождение) →
1) избирательное созревание
функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза,
2) динамика становления и автоматизации разнообразных приобретенных навыков с конечными приспособительными результатами
Слайд 24Принципы системогенеза:
Принцип избирательности (гетерохронии);
Принцип консолидации элементов в функциональных системах;
Принцип минимального
обеспечения функций
Слайд 25Суть системогенеза
принцип избирательности (гетерохронии) состоит в развитии отдельных функциональных систем
и их компонентов →
в пренатальный период, и ускоренно созревают функциональные системы, которые обеспечивают выживание новорожденного сразу после рождения);
принцип консолидации элементов в функциональных системах
→ морфологические элементы, формирующиеся в эмбриогенезе сначала дистантно и изолированно и функционирующие раздельно, объединяются в функциональные системы при необходимости достижения полезных для организма приспособительных результатов);
Слайд 26Суть системогенеза
1) на ранних стадиях онтогонеза обеспечение функций осуществляется
минимумом входящих в функциональную систему элементов;
2) по мере совершенствования
деятельности функциональных систем число их может увеличиваться и снова уменьшаться при автоматизации их деятельности.
принцип минимального обеспечения функций:
Слайд 27Системогенез поведения отдельных нервных клеток
При первой форме – процессы
морфогенеза НС жестко детерминированы генетическим аппаратом клетки (нейрона).
Ориентация нервных
клеток по отношению к соседним элементам, пути их миграции, а также рост нервных отростков строго определены процессами ядерного синтеза.
В конце своего пути аксоны таких клеток встречают клетки-реципиенты, мембрана которых способна к образованию межклеточных контактов.
Вторая форма клеточного поведения развивающихся нейронов детерминирована средовыми факторами.
Клетки мигрируют, их отростки в процессе своего роста «ищут» адекватную ткань.
Активный поиск допускает отступление от строгой пространственной детерминации клеточных систем.
Происходит активное адаптивное восприятие клетками химических, механических и электрических факторов среды.
Слайд 28Онтогенез системогенеза
В детском возрасте у человека созревает функциональная система группового
общения, которая может рассматриваться как этапная форма перехода к сложному
социальному поведению.
Представления о популяционном системогенезе ставят вопрос о неоднородности детей в группе, неравномерном индивидуальном развитии в школьном возрасте, что имеет большое социальное значение.
Системогенез охватывает различные ведущие черты жизнедеятельности человека от эмбриогенеза до глубокой старости, причем образование новых функциональных систем не заканчивается по достижении зрелости.
В процессе естественного старения избирательно выключаются определенные функциональные системы или их отдельные компоненты. Но при этом еще возможно образование некоторых компенсаторных функциональных систем стареющего организма.
Слайд 29Последовательность включения функций
В пренатальном периоде избирательно формируются внутренние механизмы саморегуляции
функциональных систем: дыхания и выделения; СС системы, определяющей оптимальный для
метаболизма организма уровень АД; системы питания.
К концу пренатального периода формируется функциональная система, обеспечивающая прохождение плода через родовые пути.
В постнатальном периоде происходит избирательное дозревание внешних звеньев саморегуляции отдельных гомеостатичееских функционал. систем. Под непосредственным влиянием организма родителей и факторов среды обитания дозревают внешние звенья функциональных систем питания и выделения.
В периоде раннего детского возраста активно включаются поведенческие врожденные функциональные системы ориентировочно-исследовательского, оборонительного, игрового поведения.
Слайд 30Системогенез в детской неврологии
Помогает оценивать:
возможности компенсации утраченных функций,
подавления
первичных автоматизмов и стимуляции развития нужных навыков,
проводить анализ системных
нарушений, которые возникают при нервных расстройствах у детей,
Дает представления:
о недоразвитии отдельных функциональных систем,
об относительной незрелости отдельных элементов системы как о причинах возникновения врожденных или приобретенных дефектов развития детского организма.
Слайд 31
Строение и функции нервной системы человека
РАМОН-И-КАХАЛЬ, Сантьяго Фелипе ─ испанский
нейрогистолог, удостоенный в 1906 г. Нобелевской премии по физиологии и
медицине (совместно с К.Гольджи) за изучение строения нервной системы
Ramón y Cajal, Santiago Felipe) (1852–1934)
Слайд 32Структура нервной системы
Центральная (ЦНС) – головной мозг, спинной мозг →
защищены мозговыми оболочками, состоящими из соединительной ткани;
Периферическая (ПНС) – нервы,
нервные узлы → соматическая (произвольная регуляция).
Слайд 34Структура нервной системы
Автономная (вегетативная) НС → управляет работой внутренних органов,
не подчиняется воле человека, состоит из трех отделов:
1. Симпатический → усиливает и ускоряет работу сердца, сужает просветы артерий, а просветы бронхов расширяет, усиливает секрецию потовых желез.
2. Парасимпатический → замедляет и ослабляет сокращение сердца.
3. Метасимпатический
Слайд 36Функции нервной системы
Высшая нервная деятельность → (головной мозг)
Двигательная функция →
(головной и спинной мозг, периферическая НС)
Функция чувствительности → (ЦНС, ПНС)
Функция
координации → (ЦНС)
Вегетативная функция → (ЦНС, ПНС, ВНС)
Слайд 37Принцип деятельности ЦНС:
информация интеграция реакция
Слайд 38Нервная система – нейрон
Тело нейрона
Отростки (дендриты и аксон)
Нервная система
– это совокупность всех взаимодействующих нервных клеток организма →
около 25
млрд взаимодействующих нейронов объединены в структуру, называемую ЦНС, или, правильнее, центральным отделом нервной системы.
Анатомически – это головной и спинной мозг, а также (!!!) все те нервы, которые образованы нервными волокнами – отростками (аксонами) нейронов головного и спинного мозга.
Слайд 39Нервные волокна
Безмиелиновые (электротоническое проведение)
Миелиновые (скачкообразное проведение – ПД возникает только
в перехватах Ранвье, где есть межклеточная жидкость)
Слайд 40Периферический нерв
Нерв состоит из одного или нескольких пучков нервных волокон
(аксонов).
Слайд 41Структура периферического нерва
Миелиновые волокна
Безмиелиновые волокна
Чувствительные волокна
Двигательные волокна
Вегетативные волокна
Кровеносные сосуды
Жировая ткань
Оболочки
(периневрий, эндонервий, эпиневрий)
Слайд 43Окончания афферентных нервных волокон (рецепторы) в коже, лишенной волосяного покрова:
6
1
- тельца Паччини (давление); 2 - тельца Руффини (тепло?);
3 - диски Меркеля (тактильная
чувствительность); 4 - тельца Мейсснера
(осязание); 5 - эпидермис; 6 - периферический нерв; 7 - дерма
Слайд 44Чувствительность
Многообразные воздействия на организм из внешней и внутренней среды трансформируются
в афферентные импульсы, которые перерабатываются системами анализаторов чувствительности и органов
чувств.
Широкий спектр средовых влияний воспринимается дифференцированно вследствие специализации рецепторов, причем отдельные виды раздражений проводятся по разным путям, и лишь в высших отделах ЦНС происходит интеграция получаемых сигналов.
Различают три основные группы рецепторов: экстероцепторы (тактильные, болевые, температурные); проприоцепторы – в мышцах, сухожилиях, связках, суставах (дают информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц); интероцепторы (хемоцепторы, бароцепторы и др.) → во внутренних органах.
Слайд 45Чувствительность
Вид чувствительности связан прежде всего с типом рецепторов:
Поверхностная чувствительность
→ болевая, температурная, частично тактильная чувствительность
Глубокая чувствительность → чувство
положения туловища и конечностей в пространстве (мышечно-суставное чувство), чувство давления и веса, двумерно-пространственное чувство, вибрационная чувствительность
Слайд 46Рефлекторная дуга
ВКЛЮЧАЕТ:
1.
рецепторы,
2. афферентный путь,
3. центр рефлекса =
нервный центр,
4. эфферентный путь,
5. эффектор.
– совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса.
Слайд 47Спинной мозг
Шейный отдел
Грудной отдел
Поясничный отдел
Крестцовый отдел
Копчиковый отдел
Сегменты спинного мозга
Шейное сплетение
Поясничное
сплетение
Крестцовое сплетение
Слайд 50Спинной мозг
Рефлекс с 2-главой мышцы
Рефлекс с 3-главой мышцы
Коленный рефлекс
Ахиллов
рефлекс
Слайд 51Головной мозг
Головной мозг человека, состоящий из более чем 100 млрд
нейронов – самый сложный объект в известной нам Вселенной
Слайд 52Головной мозг
Лобная доля
Височная доля
Теменная доля
Затылочная доля
Слайд 53ГОЛОВНОЙ МОЗГ
ПОЛУШАРИЯ
СТВОЛ МОЗГА
Продолговатый мозг
ЛЕВОЕ
ПРАВОЕ
Промежуточный мозг
Средний мозг
Задний мозг
МОСТ
Мозжечок
Слайд 56Последним ароморфозом у человека являются зоны Брока (речевая зона) и
Вернике (понимание речи) ─ зоны формирования речи.