Разделы презентаций


Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно- транспортной среды

Содержание

Ребенок на дороге – от младшего дошкольника к школьникуЧто может и умеет в каждом возрасте? Чему и как учить?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Возрастные аспекты взаимодействия участников дорожно- транспортной среды

Возрастные аспекты  взаимодействия участников дорожно- транспортной среды

Слайд 2Ребенок на дороге – от младшего дошкольника к школьнику
Что может

и умеет в каждом возрасте?
Чему и как учить?

Ребенок на дороге – от младшего дошкольника к школьникуЧто может и умеет в каждом возрасте? Чему и

Слайд 3Что требуется от ребенка в дорожно-транспортной среде?
ЧТО ИМЕННО он делает,

когда переходит дорогу, выходит из автобуса…?

Что требуется от ребенка в дорожно-транспортной среде?ЧТО ИМЕННО он делает, когда переходит дорогу, выходит из автобуса…?

Слайд 4Восприятие
Обнаружить потенциальные источники опасности [организованный визуальный поиск, избирательность внимания, оценка

скорости/времени]
Координировать информацию от разных органов чувств с разных направлений

ВосприятиеОбнаружить потенциальные источники опасности [организованный визуальный поиск, избирательность внимания, оценка скорости/времени]Координировать информацию от разных органов чувств с

Слайд 5Мышление
Судить о степени опасности/безопасности [использование прошлого опыта и прогнозирование вероятного

будущего]
Быть готовым взять на себя тот или иной риск

МышлениеСудить о степени опасности/безопасности [использование прошлого опыта и прогнозирование вероятного будущего]Быть готовым взять на себя тот или

Слайд 6Этапы обучения
Знания: транспорт может быть опасен 

Поведение: действия и правила, обеспечивающие

безопасность
Выбор: оценка риска и выбор безопасной стратегии поведения

Этапы обученияЗнания: транспорт может быть опасен Поведение: действия и правила, обеспечивающие безопасность Выбор: оценка риска и выбор безопасной

Слайд 7Младшие дошкольники
Развиваются сенсорные эталоны (цвета, формы, звуки…)
Наглядно-действенное мышление
Кризис 3 лет:

«Я сам»
Уже есть сложившиеся предпочтения, включая представления о неприятном (и

это может быть, например, детское автокресло…)
Младшие дошкольникиРазвиваются сенсорные эталоны (цвета, формы, звуки…)Наглядно-действенное мышлениеКризис 3 лет: «Я сам»Уже есть сложившиеся предпочтения, включая представления

Слайд 8Чему можно учить
Что транспорт бывает опасен и почему (например, машина

быстрее человека, она твердая…)
Как ориентироваться в объектах на дороге (не

только визуально: игра в распознавание звуков – сирена скорой помощи, гудение двигателя, звонок велосипеда…)

Кто является главным взрослым, обучающим безопасности на дороге в этом возрасте?
Чему можно учитьЧто транспорт бывает опасен и почему (например, машина быстрее человека, она твердая…)Как ориентироваться в объектах

Слайд 9Положительные требования
«Не перебегай дорогу», «Нельзя вырывать руку» – а что

тогда делать?

Можете ли вы привести 2-3 примера положительных требований к

ребенку при переходе дороги?
Положительные требования«Не перебегай дорогу», «Нельзя вырывать руку» – а что тогда делать?Можете ли вы привести 2-3 примера

Слайд 10Как можно учить
Семейные ритуалы [именно ритуал как привычная последовательность действий,

а на «алгоритм»]
Наглядные «эксперименты» на игрушках [но ждать, что это

изменит поведение, еще рано]
Как можно учитьСемейные ритуалы [именно ритуал как привычная последовательность действий, а на «алгоритм»]Наглядные «эксперименты» на игрушках [но

Слайд 11Познавательный эгоцентризм
Трудно встать на позицию другого: «подумай, как мама волнуется!»

- работает плохо
Буквально не понимают, что другой человек из-за препятствия

может не видеть того, что видит сам ребенок
Познавательный эгоцентризмТрудно встать на позицию другого: «подумай, как мама волнуется!» - работает плохоБуквально не понимают, что другой

Слайд 12Старшие дошкольники
Управление своим поведением при помощи речи
Сюжетно-ролевая игра помогает осваивать

социальные роли
Развитие фантазии дает почву страхам
Наглядно-образное мышление. Развивается способность действовать

по инструкции, но понятийное мышление еще не сформировалось
Старшие дошкольникиУправление своим поведением при помощи речиСюжетно-ролевая игра помогает осваивать социальные ролиРазвитие фантазии дает почву страхамНаглядно-образное мышление.

Слайд 13Чему можно учить
Правилам поведения на дороге [правила не всегда будут

гибко использоваться ребенком в нестандартных ситуациях]
Как делать выбор (например, места

для перехода)

Чему можно учитьПравилам поведения на дороге [правила не всегда будут гибко использоваться ребенком в нестандартных ситуациях]Как делать

Слайд 14Как можно учить
Обсуждение правил перехода дороги, выбора места и т.д.

с родителями
Ролевые игры [ребенку проще выполнять правила, играя роль «контролирующего»

лица]
Как можно учитьОбсуждение правил перехода дороги, выбора места и т.д. с родителямиРолевые игры [ребенку проще выполнять правила,

Слайд 15Младшие школьники
В 7-8 лет способность к концентрации внимания достигает необходимого

уровня. Развиваются оптимальные стратегии ориентировки в ситуации.
Оценка отношений расстояния и

скорости (как быстро приблизится машина) развивается до 11-12 лет.
Младшие школьникиВ 7-8 лет способность к концентрации внимания достигает необходимого уровня. Развиваются оптимальные стратегии ориентировки в ситуации.Оценка

Слайд 16Младшие школьники
Формируется понятийное мышление: к 10 годам в понятие «безопасного

места для перехода» включают не только формальные правила (например, «зебру»),

но и систему условий (например, отсутствие машин, закрывающих обзор)
Младшие школьникиФормируется понятийное мышление: к 10 годам в понятие «безопасного места для перехода» включают не только формальные

Слайд 17Различия в опыте
Без опыта самостоятельного перехода дороги понятия о безопасности

того действия формируются медленнее -> нужны самостоятельные пробы под наблюдением

взрослых
Все больше детей родители подвозят на занятия на личном транспорте -> в принципе мало опыта в качестве пешехода
Как это влияет на качество жизни детей?
Различия в опытеБез опыта самостоятельного перехода дороги понятия о безопасности того действия формируются медленнее -> нужны самостоятельные

Слайд 18Различия в опыте: примерная градация
Привозят родители на машине
Приводят родители
Родители провождают

до сложного участка, дальше идет сам
Идет сам в сопровождении более

опытных сверстников
Идет полностью сам

А как приходят и уходят ваши ученики?

Различия в опыте: примерная градацияПривозят родители на машинеПриводят родителиРодители провождают до сложного участка, дальше идет самИдет сам

Слайд 19Чему можно учить
Последствия автомобильных аварий
Ответственность водителей перед остальными участниками движения
Влияние

сверстников и как ему не поддаваться, если понимаешь, что тебе

предлагают большой риск
Чему можно учитьПоследствия автомобильных аварийОтветственность водителей перед остальными участниками движенияВлияние сверстников и как ему не поддаваться, если

Слайд 20Чему можно учить
Обсуждать сценарии, в которых дети принимают самостоятельные решения.
Правило

для дошкольника: если мяч укатился на дорогу, стой на тротуаре.
Сценарий

для школьника: мяч укатился на дорогу и остановился посередине. Пешеходного перехода рядом нет, машины ездят часто. Что вы будете делать?
Чему можно учитьОбсуждать сценарии, в которых дети принимают самостоятельные решения.Правило для дошкольника: если мяч укатился на дорогу,

Слайд 21Как можно учить
Практика: самостоятельность под контролем
Учет зоны ближайшего развития (учить

тому, что еще не может сам, но уже может с

помощью взрослого)
Учитывать навыки, которые пригодятся в будущем (готовим до подросткового возраста, до покупки мопеда…)
Как можно учитьПрактика: самостоятельность под контролемУчет зоны ближайшего развития (учить тому, что еще не может сам, но

Слайд 22Развитие представлений об ответственности
Дошкольники: «ничего не испортить, никого не поранить»

[явные последствия]
Младшие школьники: «избегать ошибок, ведущих к авариям» [причинно-следственные связи]
Подростки

и взрослые: «предвидеть и предотвращать рискованные ситуации»
Развитие представлений об ответственностиДошкольники: «ничего не испортить, никого не поранить» [явные последствия]Младшие школьники: «избегать ошибок, ведущих к

Слайд 23Как дети понимают самое серьезное последствие неосторожности – смерть?

Как дети понимают самое серьезное последствие неосторожности – смерть?

Слайд 24«Взрослое» (естественно-научное) понимание смерти
Необратимость
Отсутствие функционирования (неподвижность, отсутствие телесных функций,

невозможность чувствовать)
Универсальность: всеобщность, неизбежность и непредсказуемость
Причинность

«Взрослое» (естественно-научное) понимание смертиНеобратимость Отсутствие функционирования (неподвижность, отсутствие телесных функций, невозможность чувствовать) Универсальность: всеобщность, неизбежность и непредсказуемость

Слайд 25Необратимость
В разговоре демонстрируют понимание – с 5 лет
Невербальными методами –

даже раньше (с 3 лет)

С возрастом понимание необратимости «ухудшается», размывается

НеобратимостьВ разговоре демонстрируют понимание – с 5 летНевербальными методами – даже раньше (с 3 лет)С возрастом понимание

Слайд 26Отсутствие функционирования
К 4-6 годам отличают мертвых и спящих животных
У детей

появляются идеи о посмертном «существовании без тела», независимо от религиозности

их окружения. Они не могут представить себе, что значит «не думать», «не испытывать эмоции» и предполагают, что эти процессы продолжаются…
Отсутствие функционированияК 4-6 годам отличают мертвых и спящих животныхУ детей появляются идеи о посмертном «существовании без тела»,

Слайд 27Универсальность
Понимание универсальности возникает между 6 и 9 годами, примерно до

9 лет дети верят, что можно найти способ избежать смерти

УниверсальностьПонимание универсальности возникает между 6 и 9 годами, примерно до 9 лет дети верят, что можно найти

Слайд 28Причинность
Самый сложный для понимания компонент. Например, дети могут объяснять смерть

близких своим плохим поведением.

ПричинностьСамый сложный для понимания компонент. Например, дети могут объяснять смерть близких своим плохим поведением.

Слайд 29Становление «взрослого» понятия смерти
В целом завершается к 10 годам
Развивается нелинейно
Имеет

большие индивидуальные различия (и у взрослого может быть более «детским»,

чем у подростка)
Точно неизвестно, что развивается раньше – понимание смертности других или собственной смертности (или одновременно)

Становление «взрослого» понятия смертиВ целом завершается к 10 годамРазвивается нелинейноИмеет большие индивидуальные различия (и у взрослого может

Слайд 30Оценка риска и принятие решений в дорожной ситуации подростками
Возрастные особенности

Оценка риска и принятие решений в дорожной ситуации подросткамиВозрастные особенности

Слайд 31Но сначала – несколько слов о взрослых
Ведь взрослый – это

эталон, с которым сравнивают подростка, и до которого ему надо

«дорасти»
Но сначала – несколько слов о взрослыхВедь взрослый – это эталон, с которым сравнивают подростка, и до

Слайд 32Обыденные представления о риске
Случайная угроза (катастрофические события)
«Невидимая» угроза, о которой

информируют специалисты («вредные» продукты…)
Баланс потерь и приобретений (азартные игры…)
Источник переживаний

от преодоления опасной ситуации и себя в ней (экстремальный спорт…)

Обыденные представления о рискеСлучайная угроза (катастрофические события)«Невидимая» угроза, о которой информируют специалисты («вредные» продукты…)Баланс потерь и приобретений

Слайд 33Неопределенность…
…тесно связана с риском:
Неопределенность вероятности наступления ситуации
Неопределенность исхода

Неопределенность……тесно связана с риском:Неопределенность вероятности наступления ситуацииНеопределенность исхода

Слайд 34Когнитивные искажения в оценке риска
Неоправданный оптимизм
Доступность (ориентация на запомнившиеся яркие

примеры / часто повторяющуюся информацию в СМИ…)
Репрезентативность (представления о «типажах»,

подверженных этому риску)
Когнитивные искажения в оценке рискаНеоправданный оптимизмДоступность (ориентация на запомнившиеся яркие примеры / часто повторяющуюся информацию в СМИ…)Репрезентативность

Слайд 35Когнитивные искажения в оценке риска (2)
«Ошибка подтверждения»
Предпочтение того, что уже

есть:
Защита первоначальной точки зрения
Большая готовность рисковать, чтобы защитить себя от

потерь (а не приобрести что-то новое)
Когнитивные искажения в оценке риска (2)«Ошибка подтверждения»Предпочтение того, что уже есть:Защита первоначальной точки зренияБольшая готовность рисковать, чтобы

Слайд 36Теперь – о самих подростках

Теперь – о самих подростках

Слайд 37Подростки
На первый план выходит общение со сверстниками
Потребность во взрослом –

в наставнике, который видит в подростке не ребенка, а молодого

взрослого, «подмастерье»
Изменения самооценки, стремление к самопознанию
ПодросткиНа первый план выходит общение со сверстникамиПотребность во взрослом – в наставнике, который видит в подростке не

Слайд 38«Личный миф»
Осознав свою уникальность, подросток чувствует себя «главным героем» в

своей истории, преувеличивает свои возможности и неуязвимость, свою значимость для

других.

Всегда ли это так? Соотносится ли это с вашим опытом?
«Личный миф»Осознав свою уникальность, подросток чувствует себя «главным героем» в своей истории, преувеличивает свои возможности и неуязвимость,

Слайд 39Подростки: отношение к обучению безопасности
Думают, что уже все знают, а

дорожная безопасность – тема для детского сада
Могут уже иметь опыт

рискованного поведения на дороге, о котором не знают взрослые
Чувство, что «это не случится со мной» (включая рациональные аргументы – «у меня хорошая реакция»…)
Не знают реальной статистики и не ориентируются на нее

Подростки: отношение к обучению безопасностиДумают, что уже все знают, а дорожная безопасность – тема для детского садаМогут

Слайд 40Особенности оценки рисков
Оценивают риски (вероятность их наступления) довольно точно
В некоторых

отношениях – даже переоценивают их, хотя в сравнении с другими

наблюдается необоснованный оптимизм («я рискую меньше, чем мои сверстники»)
Особенности оценки рисковОценивают риски (вероятность их наступления) довольно точноВ некоторых отношениях – даже переоценивают их, хотя в

Слайд 41НЕ считают себя неуязвимыми, но…
Рискуют чаще взрослых
Подростки, практикующие рискованное поведение

в одной из сфер жизни, вероятно, рискуют и в других

контекстах

Почему это происходит?
НЕ считают себя неуязвимыми, но…Рискуют чаще взрослыхПодростки, практикующие рискованное поведение в одной из сфер жизни, вероятно, рискуют

Слайд 42Возможное объяснение
При высоком риске (смерть / инвалидность)
Подростки взвешивают «за» и

«против» – как при обычных решениях – и могут выбрать

рискнуть, если преимущества в их глазах перевешивают
Взрослые УЖЕ НЕ взвешивают «за» и «против», а сразу отказываются от такого риска

Возможное объяснениеПри высоком риске (смерть / инвалидность)Подростки взвешивают «за» и «против» – как при обычных решениях –

Слайд 43Выводы
Подростки не так уж наивны
Неэффективно просто пугать их негативными последствиями
Нужно

использовать их способность к взвешиванию аргументов и принятию решений, и

«сдвинуть» этот процесс в сторону более безопасных решений


ВыводыПодростки не так уж наивныНеэффективно просто пугать их негативными последствиямиНужно использовать их способность к взвешиванию аргументов и

Слайд 44Чему можно учить
Нужно помочь им обсудить влияние последствий на свою

жизнь: Что изменилось бы для тебя в жизни, если бы

ты получил травму позвоночника?
Нужно дать им конкретные навыки оценки опасности и выхода из ситуаций риска (умение сказать «нет»…)
Ответственность водителя в широком контексте (за безопасность людей, за экологию, за комфорт городского пространства…)

Чему можно учитьНужно помочь им обсудить влияние последствий на свою жизнь: Что изменилось бы для тебя в

Слайд 45Как можно учить
Проектная деятельность и молодежные движения («изменить мир»
Личные исследования

(например, исследование альтернативных маршрутов в школу, на курсы, в институт

с учетом покупки того или иного ТС в будущем)
Привлечение подростков как экспертов (например, оценка социальной рекламы, уроки для малышей)
«Прикладная рискология» в межпредметных связях (можно использовать статистику ДТП в задачах по статистике)
Тренинги уверенного поведения (провокация опасного поведения – как пример ситуации, где надо сказать «нет»)
Как можно учитьПроектная деятельность и молодежные движения («изменить мир»Личные исследования (например, исследование альтернативных маршрутов в школу, на

Слайд 46Изменение поведения
Как замотивировать подростков и взрослых на более безопасные действия?

Изменение поведенияКак замотивировать подростков и взрослых на более безопасные действия?

Слайд 47Формирование поведения на дороге

Формирование поведения на дороге

Слайд 48Мотивация
Хочу – важность изменений в жизни человека (Почему? Зачем? Для

чего?)
Могу – уверенность в изменении, уверенность в собственных силах (Как

я буду это делать?)
Буду – намерение начать делать по-новому уже сейчас, приоритет изменения

МотивацияХочу – важность изменений в жизни человека (Почему? Зачем? Для чего?)Могу – уверенность в изменении, уверенность в

Слайд 49Стадии мотивации к изменениям

Стадии мотивации к изменениям

Слайд 50Стадия спокойствия
Человека не беспокоит его поведение; выгоды в его глазах

значительно превышают риски
Задача:
Заронить сомнение — способствовать осознанию рисков и

проблем, связанных с практикуемой моделью поведения

Стадия спокойствияЧеловека не беспокоит его поведение; выгоды в его глазах значительно превышают рискиЗадача: Заронить сомнение — способствовать

Слайд 51Стадия сомнения
Человек испытывает двойственность по поводу изменений. Находится в нерешительности.

Не включает изменения в свои планы на ближайшее будущее
Задачи:
Определить

и развить причины для изменений и риски, связанные с отсутствием изменений.
Укреплять самостоятельность и уверенность в собственных силах относительно изменения поведения


Стадия сомненияЧеловек испытывает двойственность по поводу изменений. Находится в нерешительности. Не включает изменения в свои планы на

Слайд 53Стадия планирования и подготовки
Человек принимает решение измениться и делает

первые попытки — «пробует воду». Планирует начать изменения уже в

ближайшее время (не позже, чем через месяц)
Задача:
Помочь человеку наметить оптимальный план действий, направленных на изменения


Стадия планирования и подготовки Человек принимает решение измениться и делает первые попытки — «пробует воду». Планирует начать

Слайд 54Стадия действия
Человек пробует вести себя по-новому в течение 3—6 месяцев
Задача:
Поддержать

начинания

Стадия действияЧеловек пробует вести себя по-новому в течение 3—6 месяцевЗадача:Поддержать начинания

Слайд 55Стадия поддержки
Человек длительное время (от 6 месяцев до 5 лет

и более) придерживается нового образа поведения
Задача:
Поддержать клиента в определении факторов

срывов и помочь разработать и применить стратегии профилактики срывов


Стадия поддержкиЧеловек длительное время (от 6 месяцев до 5 лет и более) придерживается нового образа поведенияЗадача:Поддержать клиента

Слайд 56Вопросы?
Спасибо за внимание!

Вопросы?Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика