Слайд 2Тема: «Возрастные особенности детей»
Каникулярная школа вожатых
Слайд 3Младший школьный возраст
(6-10 лет)
Слайд 4Младший школьный возраст (6-10 лет)
Слайд 5Возможные трудности:
Могут быть во власти домашних привычек:
Рано засыпают;
Не умеют застилать
кровать;
Разбрасывают и теряют (не помнят свои) вещи;
Привыкли есть медленно
Боятся темноты
Слайд 6
Что делать?
Советы вожатому
Придерживайтесь режима дня
Почитайте детям на
ночь сказку
Научите детей самостоятельности, обучите основным навыкам труда,
Приучите к
порядку и превратите правила соблюдения чистоты и гигиены в игру
Слайд 7Тоска по дому
Болезненно переживают разлуку с семьей
Отвлечь интересными делами,
переключить внимание
Любознательны
Задают много вопросов
Внимательно выслушать и спокойно отвечать столько, сколько
нужно для понимания
Слайд 8Открыты, жизнерадостны, подвижны, неусидчивы.
Быстро переключается внимание и меняется настроение
Ограничивать
по времени подвижные игры,
устраивать перерывы
Раздражительность, рассеянность.
Быстро утомляются
Поощряйте и хвалите
Чаще
менять вид деятельности
Слайд 9Очень впечатлительны
Постоянно опаздывают
Копируют поведения взрослых
Не рассказывайте истории с «плохим концом»,
сглаживайте негативные эмоциональные моменты
Выходите заранее, отводите больше времени на планируемое
дело,
Станьте для детей авторитетом или хорошим примером для подражания
Слайд 10Постоянно рискуют, склонны к травматизму
Готовы пробовать всё на вкус
Объясняйте запреты
Избегать
чрезмерных ограничений в деятельности детей,
При организации игр и состязаний,
следите за соблюдением необходимых правил безопасности
Расскажите о ядовитых растениях
Слайд 11Младший подростковый возраст (10-13 лет)
Слайд 12Младший подростковый возраст (10-13 лет)
Слайд 13Импульсивны, критичны, дерзки
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
Замкнутость, одиночество, обостренное
переживание своих недостатков
Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в
причинах их поведения
Никогда не кричите!
Больше проводите командных игр
Давайте поручения, связанные с необходимостью общения
Слайд 14Внешнее проявление взрослости:
курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого
лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя
Мнение группы сверстников важнее,
чем взрослого
Антагонизм между мальчиками и девочками
Проводить разъяснительную работу,
Приучать к выполнению разумного режима дня
Направлять их энергию в полезное дело
Проводить игры различные для мальчиков и девочек
Слайд 15Стремление к соревновательности
Отрицание всего вокруг
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры
Проявление, связанные
с наличием тайны (укромные уголки, тайные места, озорство, шалости)
Проводить командные,
спортивные игры, занятия по интересам, коммуникативные тренинги
Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать.
Организовывать интересные игры с элементами романтики и приключений
Слайд 18Растет социальная активность
Стремление к независимости от семьи
Неподчинение взрослым
Вызывающие поведение, вредные
привычки
Слайд 19Замкнутость, агрессивность
Частая смена настроения
Беспокойство о своей внешности
Интерес к себе, поиск
себя
Интерес к противоположному полу, возникновение первой любви
Слайд 20Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Игровые формы работы
Играя, можно легко
выявить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде
сверстников. Игра выявляет знания, показывает
уровень организаторских способностей детей, а также развивает интеллект и физические способности: ловкость, силу, выносливость,
координацию.
Слайд 21Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Метод театрализации
Этот метод реализуется через
костюмирование, особый словарь
общения, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит с разнообразными сюжетами
жизни и социальными ролями
Слайд 22Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Метод состязательности
Состязание - внутренняя «пружина»,
раскручивание
творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, побед над собой. Состязание
распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной!
Слайд 23Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Метод равноправного
духовного контакта
Совместная деятельность
детей и взрослых
«на равных» во всем.
Слайд 24Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Метод воспитывающих ситуаций
Реализуется при помощи
вызванных к жизни процедур самореализации, доверия, саморазвивающего дела.
Слайд 25Вожатский Дзен
Основные методы работы с подростками
Метод импровизации
Организуя коллективное творчество детей,
прислушивайтесь к спонтанно возникающим идеям и развивайте их.