Слайд 1ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 2Человек нового века –личность , имеющая социокультурное многообразие. Создание условий
для развития и свободы каждого члена общества , освоение им
всех достижений предыдущего опыта цивилизаций, становление и совершенствование чувства личной социальной ответственности, становится одной из ведущих проблем бытия в новом веке. Оружейной палаты как вариативная модель образовательного пространства, которому исторически отводилось значимое место в образовании и возрождении культуры, обладает огромным ресурсом для формирования исторического сознания.
Слайд 51.Закладка нервных структур опережает закладку остальных органов.
2.С ранних
этапов нервные структуры подчиняют развитие эмбриона системной организации
3.Все
органы с момента закладки навсегда связаны с нервной трубкой
4.Любая психическая функция связана с определенной структурой мозга.
ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 6Нейроонтогенез– генетически запрограммированные структурные и функциональные превращения в нервной системе
от момента зарождения организма до его смерти.
(И.А.Скворцов)
НЕЙРООНТОГЕНЕЗ
Слайд 7Особое значение имеет закономерность психического развития, описанная
И.А. Скворцовым и
Н.А. Ермоленко в монографии «Развитие нервной системы у детей в
норме и патологии»: развитие идет качественными скачками и перед каждым из них ребенок становится наиболее сенситивен (восприимчив к усвоению нового), но вместе с тем теряет часть тех умений, которые приобретены на идущем этапе. Происходит явление, названное И.А. Скворцовым «обнулением». Например, новорожденный ребенок выходит в мир» с большой степенью готовности к адаптации, но одновременно лишается умения поворачивать голову на бок, которое имелось у него внутриутробно. Важной чертой критических периодов развития является не только максимально благоприятное овладение новой функцией, но и определенная декомпенсация других. Развивающаяся вновь функция как бы «обкрадывает» уже имеющиеся в арсенале ребенка. Ярким примером этого может служить так называемый кризис трехлеток, когда бурно развивается мысль и речь, а некоторые навыки поведения ослабевают, что проявляется в капризности, негативных реакциях, психомоторном возбуждении и пр. Ребенок ведет себя так, как дети младшего возраста, хотя его интеллект соответствует возрастным нормативам. Позже аналогичное явление наблюдается в пубертатном возрасте. У подростков возникают вегетативные расстройства, двигательная неловкость, дискоординации, кожные заболевания, например, юношеские угри. Это «плата» за бурное взросление (половое созревание, физическое и психическое возмужание и т.п.). Ослабление или «обнуление» в кризисные периоды прежних достижений развития носит временный характер. Как правило, организм справляется с критической ситуацией, и линия развития выравнивается. По
И.А. Скворцову, налицо особое явление — «вираж» развития. Совершенно очевидно, что ориентация в этой и других особенностях развития ребенка необходима родителям и всем специалистам, имеющим дело с детьми.
КРИТИЧНСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Слайд 8ФОРМИРОВАНИЕ СОМАТОСЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 93,5 мес –хватает игрушку рукой
4 мес –останавливает взгляд на объекте
и подолгу его рассматривает
6,5 мевс – разнообразный активный лепет (перднеязычные,
заднеязычные)
7,5 мес – синхронное ползанье по –пластунски; появляются двойные звуковые сочетания типа «ба –ба»
8 мес – для захвата использует большой палец
8,5 мес – начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец;
10 мес – пользуется указательным жестом, самостоятельно встает, называет действия и предметы слогами
12 мес- самостоятельно ходит, говорит короткие слова (мама, дада)
1 год 5 мес – рисует «каракули»
1год 3 мес – снимает простые предметы одежды (шапка, варежки)
1 год 6 мес - зачерпывает еду ложкой
1год 8 мес – «телеграфная речь»: двусловные предложения
1 год 9 мес – строит простые сооружения из кубиков
1 год 10 мес – активно пользуется жестами
2 года – формируется предпочтения руки, бегает
2 года 6 мес – правильно держит карандаш, узнает контурные изображения
3 года – дорисовывает недостоющие ручки, ножки к человечку; копирует круг
4 года – умеет делать кувырок в перед, прыгает на одной ноге, копирует квадрат, пользуется ножницами, использует определение пространства в речи (на, под, за), рисует человечка с туловищем, складывает картинки из кубиков, застегивает пуговицы, одевается без посторонней помощи
5 лет – выполняет одновременно два вида движений, сам рисует фигуры (круг, квадрат, треугольник), рисует человека в одежде, сюжетные рисунки, самостоятельно завязывает шнурки на ботинках
РАЗВИТИЕ ПРАКСИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Слайд 1010 месяцев
10 – 12 месяцев
2 – 3 года
4
года
Слайд 16Выделяют 3 периода до 1 года жизни:
1)Таламопаллидарный
2)Стриопаллидарный
3)Развитие корковых функций
Таламопалидарный период
(от рождения до 4 мес.), характерны:
1. Беспорядочные,некоординированные движения.
2. Физиологический гипертонус
в руках и в ногах.
3. Оживлённость и постепенная редукция безусловных рефлексов.
4. Фиксация взора, улыбка.
5. Гуление (с1,5-2мес. жизни)
ОНТОГЕНЕЗ ПСИХОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 17Нормализация мышечного тонуса.
Развитие целенаправленных движений в руках.
С 6 мес.—самостоятельно сидит
С
7-8 мес.—ползание, с 9 мес.—встаёт, держась за опору.
Начальное понимание обращённой
речи.
С 6 мес.—появление лепета.
СТРИОПОЛИДАРНЫЙ И ПИРАМИДНО-СТРИАРНЫЙ ПЕРИОД
(ОТ 4 ДО 11 МЕС.)
Слайд 181. Контроль зрения за движением рук.
2. Тонкие движения рук.
3.
Начало самостоятельной ходьбы.
4. Развито бинокулярное зрение, различает запахи, интонации.
5. Значительный
словарный запас в импрессивной речи.
6. Произношение первых слов.
КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ К 1 ГОДУ
Слайд 19С именем Н. А.Бернштейна связана концепция уровней построения движения По
Бернштейну, для выполнения того или другого движения мозг не только
посылает определенную "команду" к мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые, корректирующие "команды".
Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и периферийной нервной системой существует не только прямая, но и обратная связь.
УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
Слайд 20МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
СТРУКТУР И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 22Изучение функциональной организации мозга
Слайд 24Периоды функциолнальной активности мозга по ээг
Слайд 26Топографическое картирвоание и компьютерная томография
Слайд 27По данным исследования: *определяется процентное содержание массы активных нейронов коры
больших полушарий, а так же их метаболизм и функциональная активность
относительно возрастной нормы
*скорость первичной и вторичной обработки информации
*сформированность речевых программ в правом и левом полушарии
*объем оперативной и долговременной памяти
*анатомические особенности срединных структур мозга
*состояние ликворо-динамики
*плотность белого вещества
*сформированность нейро-медиаторных систем мозга
*показатели состояния шейного отдела позвоночника и плотность кровотока по шейным сегментам
*математическая обработка данных, ожидания роста функциональной активности мозга в предстоящий год жизни
Суперпозиционная электромагнитная томография гм
Слайд 28Метод Нейроэнергокартирования (НЭК) основан на разработках Института мозга РАМН, сертифицирован
и разрешен для применения МЗ РФ. Уровень постоянного потенциала –
медленная электрическая активность, интегрально отражающая метаболизм различных зон головного мозга человека.
Методика: Регистрация и анализ уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга в пяти отведениях (лоб, темя, затылок, левый и правый виски).
Запись в фоновом состоянии в течение 2 минут, затем под психологической нагрузкой (корректурная проба) в течение 10 минут и в течение 2 минут после нагрузки.
Было обследовано 32 ребёнка в возрасте от 7 до 14 лет.
НЕЙРОЭНЕРГОКАРТИРОВАНИЕ (НЭК)
Слайд 31Магистральные сосуды шеи
МАГИСТРАЛЬНЫЕ СОСУДЫ
ГОЛОВНОГО И ШЕЙНОГО ОТДЕЛОВ
Слайд 32Многоуровневые туннельные нарушения
Травматические дисфункции позвонков шейного отдела позвоночника и кранио-вертебральной
зоны влияют на венозный отток и ликвородинамику с нарушением
пространственных представлений и реципроктной координации у детей
НЕРВНЫЕ СПЛЕТЕНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ
Слайд 33Миофасциальные и мышечно-тонические синдромы шейно-грудного отдела позвоночника и плечевого пояса
( элевация структур верхней апертуры грудной клетки, многоуровневые «туннельные» нарушения),
что подтверждает наличие у детей симпатического «натального», «мышечного» и «информационного» стресса
ОБСЛЕДОВАНИЕ
СТАТИКО-КИНЕТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Слайд 34Смещение центра тяжести от вертикальной оси
ВАРИАНТЫ НЕОПТИМАЛЬНОГО
СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА
Слайд 35
Выявлено три характерные группы учащихся по показателям фонового состояния по
сравнению с возрастной нормой:
1. Группа с низким значением фонового УПП
– 12,5 % учащихся.
2. Группа с нормальным УПП – 47% учащихся.
3. Группа с повышенным УПП – 40,5% учащихся.
В первой группе инструкцию по корректурной пробе не восприняло 75% учащихся, а 25% испытуемых хоть и выполнили задание, однако показали низкую работоспособность. При этом психологическая нагрузка вызвала во всей группе значительное увеличение УПП.
Во второй группе 20% учащихся не восприняло инструкцию, а 40% учащихся показали срыв адаптационных возможностей (быстрое исчерпание энергетических ресурсов мозга)
В третьей группе 31% учащихся не воспринял инструкцию, при этом 16% учащихся показали срыв адаптационных возможностей, а также еще 16% учащихся показали низкие ресурсные возможности
У 90% от общего количества испытуемых было зафиксировано значительное превышение УПП в лобном и правом височном отведении по сравнению с возрастной нормой, что можно считать популяционным маркером для данной группы детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Слайд 36
Результаты эксперимента выявили три типологических группы учащихся, требующих различного психолого-педагогического
сопровождения.
Предлагаемая методика психофизиологического обследования позволяет выявить индивидуальный профиль учащегося, который
может быть дополнен данными других исследований. На основании полученного индивидуального профиля психологи и педагоги могут разделять учащихся на группы в соответствии с их психофизиологическими возможностями и способностями.
Регулярное НЭК-обследование позволяет отслеживать результат воздействия коррекционных мероприятий и этапы созревания морфо-функциональных структур мозга , а так же по показаниям медленной электрической активности , интегрально отражающая метаболизм различных зон головного мозга, определять соответствие обучающей нагрузки на перераспределение энергетического потенциала в различных участках коры головного мозга. Данный профиль помогает специалистам рассчитать адекватную учебную нагрузку на учащегося, избегая ситуаций срыва адаптационных возможностей организма.
Обобщая результаты психофизиологических показателей адаптивных возможностей детей с ОВЗ к процессу социализации, мы пришли к выводу о необходимости создания комплекса реабилитационных мероприятий в специальных образовательных учреждениях, которые в совокупности смогут обеспечить формирование потенциала состояния здоровья без срывов адаптационных механизмов.
Выводы:
Слайд 39Первичные поля коры представляют собой четко отграниченные участки, которые соответствуют
центральным частям анализаторов. В эти поля проходит по специфическим проекционным
афферентным путям основная масса сигналов от органов чувств.
Представительство кожной и сознательной проприоцептивной чувствительности находится первичных корковых полях (1, 2, 3), занимающих постцентральную извилину
Первичное двигательной поле (4) располагается в предцентральной извилине
Первичное зрительно поле (17) расположено на медиальной поверхности полушария вдоль шпорной борозды
Первичные слуховые поля (41, 42) локализуются в поперечных височных извилинах (Гешля) и заходят в верхнюю височную извилину.
Первичные обонятельные поля находятся в археокортексе
Первичное вкусовое поле располагается в нижнем участке постцентральной извилины
Корковый конец вестибулярного анализатора имеет представительство в средней височной извилине (поле 21), верхней теменной дольке, верхней височной извилине.
Важная роль в регуляции функций внутренностей отводится лимбической области коры, в которую входит поясная и парагиппокампальная извилины, гиппокамп, прозрачная перегородка и подмозолистое поле. Лимбическая кора вместе с подкорковыми образованиями (миндалевидное тело, ядро поводков, ядра сосцевидных тел) составляет лимбическую систему, которая представляет субстрат эмоций и реакций, связанных с основными биологическими влечениями (голод, жажда, страх и т.д.).
Слайд 40Вторичные поля коры примыкают к первичным полям. Их можно рассматривать
как периферические части корковых анализаторов. Эти поля связаны с ассоциативными
ядрами таламуса. При поражении вторичных полей сохраняются элементарные ощущения, но нарушается способность к более сложным восприятиям. Вторичные поля не имеют четких границ, в них не выражена соматотопическая проекция.
Вторичное поле общей чувствительности локализуется в верхней теменной дольке (поля 5, 7). Вторичные зрительные поля (18, 19) занимают медиальную поверхность затылочной доли и большую часть латеральной поверхности. Вторичное слуховое поле (22) находится в верхней и средней височных извилинах. Вторичные обонятельные и вкусовые поля локализуются в парагиппокампальной извилине и крючке (поля 28, 34).
Во вторичные поля передаются сигналы из мозжечка. Эфферентные волокна идут отсюда к ядрам полосатого тела. Таким образом, вторичные двигательные поля имеют отношение к экстрапирамидной системе, их функция необходима для выполнения сложных стереотипных двигательных актов
Вторичные двигательные поля (6, 8) находятся кпереди от предцентральной извилины.
Слайд 41Третичные поля коры отличаются наиболее тонкой нейронной структурой и преобладанием
ассоциативных элементов. Они занимают всю нижнюю теменную дольку и часть
верхней теменной дольки, а также затылочно-височно-теменную область. Эти поля связаны с задними ядрами таламуса. В третичных полях осуществляются наиболее сложные взаимодействия анализаторов, лежащие в основе познавательного процесса (гнозия), формируются программы целенаправленных действий (праксия).
Кора височной доли имеет отношение к хранению и воспроизведению впечатлений.
Передний отдел полушария имеет отношение к организации действий и также подразделяется на первичные, вторичные и третичные корковые поля.
Третичные поля занимают большую часть лобной доли, на них приходится около 1/4 всей поверхности коры.
Третичные поля лобной коры связаны с высшими формами целенаправленной деятельности и играют важную роль в социальном поведении. При их поражении не нарушается ощущение или движение, но человек становится пассивным, не может оценивать происходящие события и свое поведение, теряет способность к предвидению
Заднее речевое поле располагается в затылочно-височно-теменной области, захватывая все три височные, надкраевую и угловую извилины. Это поле связано преимущественно с восприятием и пониманием речи и функционально является ведущим. При его поражении всегда наступает расстройство речи - афазия. Переднее речевое поле лежит в задней части нижней лобной извилины и соответствует моторному центру речи Брока. Верхнее, дополнительное, речевое поле локализуется у верхнего края полушария кпереди от предцентральной извилины, при его поражении не всегда наблюдаются расстройства речи. Речевые поля, как другие части коры, связаны с ядрами таламуса. Заднее поле связано с задним ядром, верхнее поле - с латеральным ядром, переднее поле - с медиальными ядрами. Все речевые поля связаны ассоциативными путями в единую функциональную систему
Слайд 43Нервная ткань является основным структурным элементом нервной системы и состоит
из нервных клеток (нейроцитов или нейронов) и связанных с ними
клеток глии, обеспечивающих их питание и защиту. Нейроны способны воспринимать раздражение, перерабатывать, хранить и проводить импульс к другой клетке (нервной или мышечной).
Нейроанатомия органически входит в состав нейробиологии - одной из наиболее бурно прогрессирующих областей человеческого знания. В анатомии этот прогресс коснулся прежде всего представлений о тонком строении нервной системы, о клеточном и субклеточном уровне ее организации. Как и многие другие биологические дисциплины, нейробиология - конкретная наука, требующая от изучающего ее определенных знаний анатомического субстрата.
Слайд 44Место соединения клеток называется «синапс». Здесь происходит химическая и электрическая
передача импульса.
Синапс - функциональное соединение нейронов, посредством которого происходит передача
электрических сигналов между клетками. Щелевой контакт обеспечивает электрический механизм связи между нейронами (электрический синапс) – электрический синапс.
Химический синапс отличается ориентацией мембран в направлении от нейрона к нейрону, что проявляется в неодинаковой степени уплотненности двух смежных мембран и наличием группы небольших везикул вблизи синаптической щели. Такая структура обеспечивает передачу сигнала путем экзоцитоза медиатора из везикул.
Синапсы также классифицируются в зависимости от того, чем они образованы: аксо-соматические, аксо-дендритные, аксо-аксонные и дендро-дендритные.
Слайд 45Основной структурной особенностью коры является правильная ориентация клеточных элементов и
волокон, которые идут в направлении перпендикулярном поверхности, либо параллельно ей.
Обычно близкие по размеру клетки группируются на одинаковой глубине, образуя клеточные слои.
верхний молекулярный (плексиморфный) слой содержит мелкие нервные клетки и апикальные волокна пирамидных клеток нижележащих слоев;
наружный зернистый слой содержит пирамидные клетки небольшого размера;
слой средних пирамид;
внутренний зернистый слой состоит из большого количества короткоаксонных нейронов;
внутренний пирамидный слой содержит особенно большие пирамидные нейроны;
полиморфный слой.
Однако в различных участках коры имеются определенные различия в нейронной организации, что лежит в основе создания карт цитоархитектонического строения коры. Например, на карте Бродмана выделено 11 областей, включающих 52 поля.
Слайд 46В коре больших полушарий человека различные специализированные типы нейронов и
их отростки пространственно организованы и распределены по 6 слоям.
1й слой
состоит из конечных разветвлений апикальных дендритов пирамидных нейронов
Во 2м слое сосредоточено значительное количество вставочных клеток с разветвленной системой дендритов , связанных с пирамидными нейронами 2го и 3го слоя. Это некрупные афферентные пирамиды
В 4м и 5м слое расположены пирамиды большого размера, коллекторы информации, посылающие эфферентные волокна другим нейронам. Наиболее крупные пирамиды находятся в 5м слое двигательной сферы (гигантские клетки Беца). Их длинные аксоны формируют пирамидный тракт (6й слой), производящий импульсы, по которым осуществляется управление движениями.
Слои коры:
Слева нейроны с отростками
В центре- тела нейронов разного типа и размера
Справа – волокнистые структуры
Слайд 47НЕЙРОННЫЕ ГРУППИРОВКИ
Клетки разного типа, находящиеся в разных слоях коры, объединены
большим количеством разнообразных связей и образуют определенные группировки – модули
и ансамбли. В сенсорных проекционных отделах и моторной коре в объединениях преобладает вертикальная ориентация , определяемая апикальным дендритом. Это так называемые колонки или микроансамбли, в которых осуществляются аналитические процессы.
Кроме микроансамблей выделены более сложные группировки (лестничные, гнездные), включающие большое количество нейронов разных типов, и разветвленные базальные дендриты. Такие ансамбли чаще встречаются в ассоциативных областях и являются структурной основой более сложной обработки информации.
Слайд 48НЕЙРОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ
В развитии коры больших полушарий выделяются
2 процесса: рост коры и дифференцировка ее нервных элементов. Наиболее
интенсивное увеличение ширины коры и ее слоев происходит на первом году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь в разные сроки – к 3м годам в проекционных, к 7 годам в ассоциативных областях. Рост коры происходит за счет увеличения межнейронального пространства (разрежение клеток) в результате развития волокнистого компонента (роста и разветвления дендритов и аксонов) и клеток глии, осуществляющей метаболическое обеспечение развивающихся клеток.
Первыми созревают афферентные и эфферентные пирамиды нижних слоев коры. Позже – расположенные в более поверхностных слоях. Постепенно дифференцируются различные типы вставочных нейронов. Раньше созревают веретенообразные клетки, переключающие афферентную импульсацию из подкорковых структур к развивающимся пирамидным нейронам. Звездчатые и корзинчатые клетки, обеспечивающие взаимодействие нейронов и циркуляцию возбуждения внутри коры, созревают позже. Заканчиваясь возбудительными и тормозными синапсами на телах нейронов, эти клетки создают возможность структурирования импульсной активности нейронов(чередования разряда и пауз) , что является основой нервного кода. Дифференцировка вставочных нейронов , начавшаяся в первые месяцы после рождения, наиболее интенсивно происходит в период от 3 до 6 лет и заканчивается к 14летнему возрасту.
Функционально важным фактором формирования нейронной организации коры больших полушарий является развитие отростков нервных клеток – дендритов и аксонов, образующих волокнистую структуру. Аксоны, по которым в кору поступает афферентная импульсация, в течение первых 3х месяцев жизни покрывается миелиновой оболочкой, что существенно ускоряет поступление информации к нервным клеткам проекционной коры. Вертикально ориентированные апикальные дендриты обеспечивают взаимодействие клеток разных слове- созревают в первые недели жизни, к 6 мес.достигают III слоя. Дорастая до поверхностных слоев, они образуют конечные разветвления. С ростом дендритов и их разветвлений увеличивается воспринимающая поверхность нервных клеток.
Слайд 49АНСАМБЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРЫ ГМ ПО ВОЗРАСТАМ
1й год жизни – увеличение
размеров нервных клеток, дифференциация звездчатых вставочных неронов, увеличение дендритных и
аксонных разветвлений. Выделяется ансамбль нейронов, как структурная единица.
К 3м г. – ансамблевая организация усложняется развитием гнездных группировок, включающих разные типы нейронов.
5-6 лет – наряду с продолжающейся дифференциацией и специализацией нервных клеток наарстает объем горизонтально расположенных волокон и плотность капиллярных сетей, окружающих ансамбль, что способствует развитию межнейрональной интеграции в областях коры
9-10 лет – усложняется структура отростков интернейронов и пирамид, увеличивается разнообразие ансамблей , формируются широкие горизонтальные группировки
12-14 лет – в нейронных ансамблях четко выражены разнообразные специализированные формы пирамидных нейронов, интернейроны достигают высокого уровня дифференцировки.
К 18 годам ансамблевая организация коры по своим характеристикам достигает уровня взрослого человека.
Слайд 50ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЗРЕВАНИЯ СТРУКТУР ГМ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Основная закономерность в характере созревания
мозга, как многоуровневой иерархически организованной системы, проявляется в том, что
эволюционно более древние структуры созревают раньше. Это прослеживается в ходе созревания структур мозга по вертикали: от спинного мозга и стволовых образований гм в коре больших полушарий. По горизонтали развитие идет от проекционных отделов, включающихся в обеспечение элементарных контактов с внешним миром уже с момента рождения, к ассоциативным –ответственным за сложные формы психической деятельности.
Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего. Так, для созревания проекционной коры необходимо формирование структур, через которые поступает сенсорно-специфическая информация. Для развития в онтогенезе ассоциативных корковых зон необходимо формирование и функционирование первичных проекционных отделов коры. Так, нарушение в раннем возрасте проекционных корковых зон приводит к недоразвитию областей более высокого уровня (вторичные проекционные и ассоциативные отделы). Этот принцип развития структур мозга в онтогенезе Л.С. Выготский обозначил как направление «снизу вверх».
Позже созревающие структуры не просто надстраиваются над уже существующими, а влияют на их дальнейшее развитие.
Сформированная многоуровневая организация мозга носит иерархический характер. Ведущую роль в осуществлении целостной интергративной функции мозга приобретают высшие отделы оры больших полурий, управляющие подчиненными им структурами более низкого уровня. Такой принцип иерархической организации структур зрелого мозга Л.С.Выготский обозначил как направление «сверху вниз».
Длительный и гетерохронный характер созревания структур мозга определяет специфику функционирования мозга в различных возрастных периодах.
Слайд 51Как и любая сложная система, головной мозг состоит из множества
частей, выполняющих свою строго определённую функцию. Пенфилд показал, что левое
полушарие доминантно по речевому материалу, а правое – по неречевому материалу.
Но исторически левое полушарие называли доминантным. Правое рассматривалось как субдоминантное, подчинённое
Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые доли мозга: теменные левого и правого полушарий, лобные и другие. Кроме того, мозолистое тело соединяет и разноимённые части мозга. Например, лобную с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.
Слайд 52Высшие психические функции (ВПФ) - сложные динамические системы, осуществляются благодаря
деятельности разноуровневых структур мозга.
Формируются прижизненно
Опосредованы речью
Произвольны по способу осуществления
Компоненты ВПФ:
Нейродинамический
(энергетическая основа ВПФ) – I блок мозга (блок регуляции тонуса и бодртвования)
Операциональный (функции специализированных зон мозга) –II блок мозга (блок приема. Хранения и переработки информации)
Регуляторный – III блок мозга (блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности)
Структуры 1го блока мозга:
Нижние и средние отделы ствола мозга
Средний мозг (таламус, гипоталамус)
Лимбические отделы (гиппокамп, миндалина)
Кора больших полушарий мозга (медиобазальные отделы лобных и височных долей)
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Слайд 53Ретикулярная формация (РФ)
РФ – сеть нервных клеток, обеспечивающая регуляцию тонуса
коры и состояний бодрствования, позволяющая регулировать эти состояния соответственно поставленным
перед организмом задачам
Отделы ретикулярной формации:
Активирующая часть (задняя часть гипоталамуса)
Тормозящая часть (стенки III желудочка)
Восходящая часть (начало – ствол, окончание - кора)
Нисходящая часть (начало - кора, окончание – ствол
РФ связана с префронтальными отделами мозга и с первичными специфическими зонами коры
Утвержден принцип вертикальной организации структур мозга
Работа коры связана с работой низлежащих образований
РФ – принцип градуального возбуждения
Слайд 54Нейродинамические параметры
Инертность – подвижность
Активность – инактивность
Спонтанность – аспонтанность
Инертность- Нейродинамическая характеристика,
проявляющаяся в трудностях переключения в процессе выполнения различных операций или
переключения с одного вида деятельности на другой (нарушение пластичности нервных процессов)
Инактивность- Нейродинамическая характеристика, проявляющаяся в:
увеличении общего времени протекания деятельности в рамках той или иной функции
общей замедленности движений и организации деятельности в целом
увеличении общего времени реакции на стимулы
Аспонтанность- Нейродинамическая характеристика, выражающаяся в невозможности самостоятельного включения пациента в выполнение какой-либо деятельности и быстром выключении из задания
Слайд 55
Мотивационно-эмоциональноая структура мозга; отвечает за подсознательное, инстинктивное поведение человека. Человек
сдерживает лимбическую активность через неокортикальную функцию, в которую заложены культурологичекие
морально-этические нормы.
Лимбическая система включает анатомические образования, функционально связанные между собой. Лимбическая система формируется в филогенезе: филогенетически старая структура коры– гиппокамп (старая кора), грушевидная извилина, обонятельная луковица, обонятельный тракт, обонятельный бугорок(древняя кора). Новая кора: поясная извилина, лобно-теменная кора, орбитофронтальная кора на базальной части лобной доли мозга. Структуры конечного, промежуточного и среднего мозга– миндалевидный комплекс, передняя группа ядер таламуса, центральное серое вещество среднего мозга, ретикулярная формация ствола. Центральными звеньями лимбической системы являются миндалевидный комплекс и гиппокамп.
Элементы лимбической системы и мозолистое тело.
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 56 Лимбико-ретикулярный комплекс- неспецифическое образование мозга.
Объединяет структуры мозга в единую
систему.
Схема неспецифических структур мозга.
ЛИМБИКО-РЕТИКУЛЯРНЫЙ КОМПЛЕКС
Слайд 57ФИЗИОЛОГИЯ ГИПОТАЛАМУСА
Гипоталамус находится в основании головного мозга человека
и составляет стенки III мозгового желудочка. Стенки к основанию переходят
в воронку, которая заканчивается гипофизом (нижней мозговой железой). Гипоталамус является центральной структурой лимбической системы мозга и выполняет многообразные функции. Часть этих функций относится к гормональным регуляциям, которые осуществляются через гипофиз. Другие функции связаны с регуляцией биологических мотиваций. К ним относят потребление пищи и поддержание массы тела, потребление воды и водно-солевой баланс в организме, регуляцию температуры в зависимости от температуры внешней среды, эмоциональных переживаний, мышечной работы и других факторов, функцию размножения. Она включает у женщин регулирование менструального цикла, вынашивание и рождение ребенка, кормление и многое другое. У мужчин – сперматогенез, половое поведение. Здесь перечислены только некоторые основные функции, которые будут рассмотрены в учебнике. Гипоталамус играет также центральную роль в реакции организма на стрессовые воздействия.
Слайд 58 Многочисленные клинические наблюдения, а также исследования на животных показали, что
в проявлении эмоций ведущую роль играют структуры круга Пайпетца. Американский
нейроанатом Пайпетц (1937) описал цепочку взаимосвязанных нервных структур в составе лимбической системы. Эти структуры обеспечивают возникновение и протекание эмоций. Он обратил особое внимание на существование многочисленных связей между структурами лимбической системы и гипоталамусом. Повреждение одной из структур этого «круга» приводит к глубоким изменениям в эмоциональной сфере психики.
В настоящее время известно, что функция лимбической системы головного мозга не ограничивается только эмоциональными реакциями, но также принимает участие в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза), регуляции цикла сон–бодрствование, процессах обучения и памяти, регуляции вегетативных и эндокринных функций.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КРУГ ПАЙПЕТЦА
Слайд 59 По Н.А.Бернштейну, функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими (итеративными,
т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним относится дыхание, сердцебиение,
перистальтика кишечника и кровеносных сосудов, акты сосания, ползания, ходьбы бега. Не менее важны для организма ребенка простейшие ритмические действия, начиная с самих ранних периодов онтогенеза. В частности, чрезвычайно важно, чтобы акт сосания проходил активно и в течении 1-го года жизни, чтобы осуществлялись активное ползание, ходьба и тд. Недостаток ритмических «допингов» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети, которые долго сосут палец, пеленку, рукава одежды, грызут ногти, онанируют в младенчестве и прочее.
Следовательно, деятельность таламо-гипоталамического комплекса имеет непосредственное отношение к формированию психики ребенка, составляя важное звено онтогенеза в целом.
Слайд 60 Неспецифические образования формируют энергетический блок.
Энергетический блок имеет три
основные источника обеспечения деятельности организма человека (А.Р. Лурия).
Слайд 61В изменении функционального состояния мозга важнейшая роль принадлежит модулирующей системе,
регулирующей активационные процессы в цикле бодрствование – сон.
Моделирующая система
включает в себя структуры разного уровня: ретикулярную формацию ствола и таламуса, неспецифические таламические ядра, лимбическую систему.
Ретикулярная(сетчатая) формация - сеть нейронов, воспринимающая всю афферентную импульсацию.
Импульсные потоки по системе восходящих связей , направляются в кору больших полушарий, вызывая генерализованное и тоническое повышение уровня ее активации.
Одновременно нисходящие влияния ретикулярной системы вызывают изменения метаболического обеспечения , приводя его в соответствие с изменившимся функциональным состоянием.
Таламус играет более сложную роль в модуляции функционального состояния коры больших полушарий, оказывая как активирующие, так и тормозные воздействия на различные нервные центры, обеспечивая этим возможность локальной активации, играющей важнейшую роль в системной организации интегративной деятельности.
МОДУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
Слайд 62В механизмах регуляции функционального состояния коры и обеспечения локальной активации
существенная роль принадлежит также структурам лимбической системы – гипоталамусу и
гиппокампу.
Их двусторонние связи с таламусом и высшими отделами коры больших полушарий создают возможность регуляции активирующих воздействий в соответствии с ссотоянием потребностно-эмоциональной сферы –с одной стороны, и оценкой всей ситуации с учетом внешних и внутренних факторов, осуществляемых в коре больших полушарий – с другой.
Т.о. создается замкнутый контур регуляции функционального состояния мозга, играющий важнейшую роль в обеспечении целостной интегративной деятельности мозга, ее организации в соответсвии с конкретными условиями и задачами.
Возрастная динамика регуляции функционального состояния определяется постепенным и гетерохронным развитием различных звеньев регулярной системы в онтогенезе ребена. С ее созреванием связана специфика функционально организации мозга как в покое, так и при осуществлении различных видов деятельности, в особенности произвольных, требующих вовлечения наиболее поздно созревающих лобных структур коры гм.
Слайд 63ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА П.К.АНОХИНА
Положения о системной организации деятельности мозга получили дальнейшее
развитие в теории функциональных систем П.К.Анохина
Функциональная система представляет собой объединение
элементов организма (рецепторов, нервных элементов различных структур мозга и исполнительных органов), упорядоченное взаимодействие которых направлено на достижение полезного результата, рассматриваемого как системообразующий фактор.
Функциональная система формируется на основании целого ряда операций:
1.Афферентный синтез информации – формирование программы действий
2.Принятие решения с одновременным формированием программы действий и акцептора результата- модели желаемого результата.
3.Собственно действие – организуется за счет эфферентных сигналов из ентральных структур к исполнительным органам
4.Сличение на основе обратной связи параметров совершенного действия с моделью-акцептором. Обратная афферентация – необходимый фактор успешности каждого поведенческого акта
Одни и те же элементы могу входить в состав разных функциональных систем
Слайд 64А.А.Ухтомский, анализируя мозговые механизмы поведения, сформулировал принцип доминанты.
При осуществлении действия,
обусловленного актуальными для данного мотива сигналами или внутренними потребностями, возникает
доминантный очаг возбуждения, создающий в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров – функциональный рабочий орган.
Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов центральной нервной системы, временно объединенных для осуществления конкретной деятельности.
Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определнных стоящих перед организмом целей и задач.
Ухтомский обращал внимание на тот факт, что «нормальная деятельность мозга опирается не на раз и навсегда определенную статику различных фокусов, как носителей отдельных функций, а на непрестанную межцентральную динамику нервных процессов на разных уровнях ЦНС». Тем самым он подчеркивал не жесткий, а пластичный характер функционирования объединений, лежащих в основе интегративной деятельности мозга. Это определило понимание интегративной деятельности как результата системного динамического взаимодействия мозговых структур, обеспечивающего адаптивное реагирование и поведение индивида.
ПРИНЦИП ДОМИНАНТЫ УХТОМСКОГО
Слайд 65В системе Восприятия – особая роль принадлежит Ассоциативным областям коры,
которые интегрируют признаки разной сенсорной модальности и на этой основе
создают целостный образ внешнего мира.
Внимание- обязательное условие результативности любой деятельности. Выделяют 2 типа внимания: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Существенное изменение корковой активации, лежащей вонове внимания- 6-6 лет.сущетвенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания.
Потребности – внутренний источник активного взаимодействия организма с внешней средой. В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмоции- психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения.
Важнейшее войствво нервной системы – способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию – память.Сенсорная память – след возбуждения в сенсорной системе от непосредственно действующего стимула. Кратковременнаяи долговременная память.
Речь – 2я сигнальная истема человека (у животеных-только 1). Регулирующая функция речи проявляется в ознательном форме психической деятельности.
Слайд 66 Совокупность рукотворных предметов составила значительную часть созданной человеком цивилизации. В
современном мире роль предмета не столь доминантна, как ранее, однако
остается еще очень важной, особенно в детском возрасте. Современный ребенок с ранней его готовностью к сложным видам отвлеченной деятельности не обходится, тем не менее, без предмета, без оперирования им. Взрослый человек также пользуется предметом повсеместно, ежеминутно, однако многие секреты предметной деятельности им утеряны. Остаточно вспомнить колоссов острова Майя, пирамиды Хеопса, которые сделаны руками человека, но как именно, теперь нам не понятно. Секрет сотворения этих «чудес» утерян. Но даже если бы человек и оставался таким же искусным в ручной деятельности, вряд ли он стал делать подобные предметы. Они перестали быть столь необходимыми, как ранее. В результате нас уже не окружают люди в костюмах, ручная отделка которых изумляет и умиляет, дома и их убранства упростились до геометрических форм. Стили Помпадур, Барокко, Рококо – историческая данность, переставшая быть реальностью сегодняшнего дня. Правда, сохранились еще православные храмы, готические соборы, кружевные мечети востока, которыми мы можем любоваться, но создавать в этом первозданном виде уже не будет, да и не можем.
Слайд 68Социальная адаптация и реабилитация
Социальная адаптация- (от лат. adapto - приспособляю)
- активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и
принятия целей, ценностей, норм и стилей повеления, принятых в обществе
Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Слайд 69При определении адаптационных возможностей состояния здоровья детей различных возрастных групп
учитываются:
- антропологические показатели здоровья (конституциональные);
- особенности физического развития;
- особенности психофизического
состояния;
- особенности функционального состояния организма;
- особенности состояния психодинамических функций;
- оценка состояния здоровья.
Слайд 70В течение учебного года учащиеся 4 класса общеобразовательной и коррекционной
параллели общеобразовательной школы №197 г. Москвы один раз в месяц
в течение года посещали музей Кремля Оружейная палата. В задачи экскурсионной программы входило: углубление и расширение знаний, предусмотренных предметом «Мир вокруг нас»; развитие познавательной мотивации; формирование зрительного пространственного восприятия, функции рабочей памяти, произвольной саморегуляции, навыков социального взаимодействия средствами музейной педагогики.
Программа “История отечества в памятниках оружейной палаты” состояло из 7 занятий, включающих следующую тематику: «Человек, вещь, эпоха», «Время и вещи», «Иван Грозный - первый русский царь», «Петр Первый - царь и император», Императрица Екатерина Вторая».
На уроках в классе учащиеся получали навыки счёта времени, работы с исторической картой, знакомились с предметным миром, с изменениями окружающей среды во времени и пространстве, с одеждой разных времён. Дети впервые сталкивались с таким понятием, как исторический источник, с ролью музея в изучении истории, хранении памятников материальной и духовной культуры, а также приступают к изучению отечественной истории. Курс истории для 4 класса крайне сжатый и фрагментарный. Его задача – познакомить с основными событиями отечественной истории, дать учащимся элементарные пространственно-временные представления. Оружейная палата Московского Кремля традиционно воспринимается как музей-сокровищница. Архивы музея свидетельствуют, что уже в 19 веке педагогическая общественность отмечала роль Оружейной палаты в эстетическом и патриотическом воспитании.
АДАПТАЦИЯ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Слайд 71По утверждению многих исследователей, содержание культуры, доступное детскому возрасту, обеспечивает
оптимизацию психического развития ребёнка, включая процесс формирования его сознания через
культурно-историческую среду. Культура не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему. Этот процесс является основой социализации.
Специально организованное культурно-историческое пространство, интегрированное в общую систему образовательного процесса, обеспечивает активное функционирование самовыражения ребёнка, реализацию его потенциала в социокультурном становлении личности и компенсацию её недостаточности развития (Медведева Е.А.).
Слайд 72 Экспонаты музея обладают огромным ресурсом для формирования исторического
сознания. Через них происходит знакомство с политической и военной историей
страны, историческими личностями. Конкретные образы и предметы позволяют показать развитие исторических процессов, способствуют формированию культурно-исторического мышления. Каждый музейный экспонат хранит тайну.
Обучающиеся совершали путешествия во времени и пространстве. Вот они заинтересованно рассматривают экспонаты и представляют бои времён войны, как бы сами оказываются на месте событий той грозной поры. Это помогает им на занятии ярко представить этот период истории страны.
МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ
Слайд 73Основные направления реализации комплексной программы социальная адаптация обучающихся с нарушениями
интелекта
Слайд 74МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТВОРЧЕСКОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ,
НРАВСТВЕННОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 75
Социализация личности напрямую связана с формированием высших психических функций, поскольку
без развития познавательной деятельности, базирующейся на сформированных впф , невозможно
становление личности и включение ее в активную деятельность социума.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Слайд 76Социализация по своему содержанию – процесс становления личности.
Имеется несколько
различных подходов к определению структуры личности.
Наиболее распространенной является схема,
которая включает три компонента: *познавательный (знание о себе),
*эмоциональный (оценка себя),
*поведенческий (отношение к себе).
В процессе становления личности выделяют три составляющие:
-деятельность,
-общение
- самосознание.
Общим для них является процесс расширения, умножения социальных связей с внешним миром.
Сущность социализации можно трактовать как двусторонний процесс, включающий в себя:
-усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей
-активное взаимодействие с различными социальными условиями
В данном случае происходит не только усвоение социального опыта, но и преобразование его в ценности, установки, ориентации. Весь процесс имеет 2 составляющие:
*усвоение социального опыта путем воздействия среды на человека
*влияние человека на среду с помощью деятельности
Слайд 79Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Нервная система человека. Строение и нарушения:
Атлас. - М.:
ПЕР СЭ, 2004.
Бадалян Л.О. Невропатология: учебник
для студ. высш. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. СПб.: Лань, 2002 .— 408 с.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология ребенка
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТ:
Астрель, 2009.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков,
В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2013.
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2000.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2014.
Скворцов И.А., Ермолаенко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М.: МЕДпресс-информ, 2003.
Смирнов В. М. Высшая нервная деятельность. М. : Высшая школа, 1991 .— 256 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.
Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. - М.: МегаПро, 2010.
ШульговскийВ. В. Основы нейрофизиологии. М. : Аспект Пресс, 2005. — 285 с.
http://www.universalinternetlibrary.ru/book/46315/ogl.shtml
литература