Разделы презентаций


Временный детский коллектив в условиях лагеря Щекина Щекина Светлана

Содержание

Отряд - временный детский коллектив, позволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективнее, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Временный детский коллектив в условиях лагеря
Щекина

Щекина Светлана Станиславовна,
к.пед.н., доцент каф.

педагогики ВШПиПО САФУ имени М.В.Ломоносова

Временный детский коллектив в условиях лагеряЩекинаЩекина Светлана Станиславовна,к.пед.н., доцент каф. педагогики ВШПиПО САФУ имени М.В.Ломоносова

Слайд 2
Отряд - временный детский коллектив, позволяющий

в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективнее, чем

в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).
Отряд - временный детский коллектив, позволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие

Слайд 3Пять признаков коллектива

1
2
3
4
5
Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не

есть общее). Если перед коллективом нет цели, то и нет

способов его организовать. В профильных коллективах цель уже есть. Форма организации воспитательного процесса в лагере в целом помогает взяться цели. Например, достойное участие в каком-то событии в лагере.




Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности.

Совместная деятельность, направленная на достижение цели. От вида совместной деятельности зависит ее воспитательный потенциал. Виды деятельности: индивидуально-совместная деятельность; последовательно-совместная деятельность; совместно взаимодействующая деятельность. Чем выше степень взаимосвязанности, тем выше степень воспитательного воздействия.





Наличие связей с другими коллективами лагеря (групповой эгоизм).

Наличие структуры и органов самоуправления. 7-15 человек – количество членов группы, первичный коллектив. Меньше 7 – отношения узко дружеские. Больше 15 – будет стремиться к дроблению. Отряд стремится к дроблению на контактные группы. Альтернатива коллективу – толпа. Законы толпы и коллектива не совпадают. Непосредственного перехода от большого коллектива к личности нет.

Пять признаков коллектива12345Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее). Если перед коллективом нет цели,

Слайд 4
ПРИЗНАКИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВДК)?
Исследователи

этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник и др.)

называют достаточно широкий круг признаков. Укажем наиболее характерные, оказывающие значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности:
ПРИЗНАКИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВДК)? Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г.

Слайд 6 Специфика жизнедеятельности ВДК
1. Особый динамизм деятельности и общения
2. ВДК характеризует

известная автономия
3. ВДК— это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся всё

время в динамике, в движении
4. Члены ВО в значительной степени освобождаются от установившихся представлений, мнений и оценок со стороны прежнего окружения, которые не всегда учитывали изменения, происходящие в личности
5. Плотность и концентрация во времени и пространстве общения, взаимопознания и межличностного взаимодействия
6. Логическая завершённостью своего функционирования
7. Больше малых контактных групп, чем в классе
8. Ситуация новизны
9. Деятельность членов ВДК характеризуется особой разносторонностью
10. Концентрация и насыщенность деятельности
11. Меняется социальная позиция ребенка
12. Имеет свои особенности процесс коллективообразования
13. Ограниченная воспитательная среда
14. Получение адекватной, оперативной и достоверной информации о детях
15. Повышенный эмоциональный климат
16. Высокая деятельностная активность
17. Наличие зон повышенного эмоционально-психологического напряжения

Специфика жизнедеятельности

Слайд 7 Специфика жизнедеятельности ВДК:

1. Временные границы существования придают особый динамизм деятельности

и общения («день как жизнь»). Происходит своеобразное «сжатие» во времени

тех процессов, которые в постоянных группах идут несравнимо дольше. Темп, насыщенность и объём общения в ВДО (как правило, ничего подобного не было в предыдущем опыте большинства детей) становится своеобразным «рентгеном», просвечивающим отношения и личностные характеристики каждого члена этого коллектива (вожатый для подростков не становится исключением, его тоже постоянно «просвечивают», оценивают и «испытывают на прочность»).

2. ВДК характеризует известная автономия: отрыв от семьи, школы и улицы. Всё это создаёт условия для единства воздействий, впечатлений, проведения единых педагогических требований. Вожатый обладает поистине уникальной возможностью влиять на индивидуальность каждого подростка, на формирование общественного мнения коллектива.

3. ВДК— это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся всё время в динамике, в движении. Вот почему многие процессы, характеризующие жизнедеятельность коллектива, в условиях ВДО проходят как бы в «свёрнутом», «сокращённом» виде.
Специфика жизнедеятельности ВДК: 1. Временные границы существования придают особый динамизм деятельности и общения («день

Слайд 8 Особенности функционирования ВДК:


Члены ВО в значительной степени освобождаются от

установившихся представлений, мнений и оценок со стороны прежнего окружения, которые

не всегда учитывали изменения, происходящие в личности. Развитие личности - процесс более динамичный, чем изменение представлений и оценок о ней. Малодинамичные оценки личности подростка со стороны прежнего окружения сдерживают её развитие. Пребывание во временных объединениях позволяет подросткам сбросить прежние оценки личности и развить широкий спектр своих свойств.

Выше обычного плотность и концентрация во времени и пространстве общения, взаимопознания и межличностного взаимодействия. Общение между детьми в условиях ВДК достигает 12-14 часов в сутки. Столь значительный объём общения позволяет за короткий срок получить подросткам достаточно полную и адекватную информацию друг о друге.

ВДК характеризуются логической завершённостью своего функционирования - за дни функционирования они последовательно проходят взаимосвязанные периоды м стадии формирования, развития и деструкции. Кратковременность жизнедеятельности обуславливает обозримость данных процессов.

В ВДК на 15 % больше малых контактных групп, чем в ученических коллективах. Лидерство как педагогическое явление в ВДК проявляется шире, разнообразнее - количество лидеров больше чем в традиционных объединениях. Число смешанных (мальчики-девочки) на 30 % выше в ВДК. Члены ВДК менее критичны в оценках своих первичных объединений и проявляют большую степень единства с суждениях.


Особенности функционирования ВДК: Члены ВО в значительной степени освобождаются

Слайд 9 Особенности функционирования ВДК:


Ситуация новизны (неподготовленность к определённым явлениям, неосвоенность

среды жизнедеятельности), которая особенно ярко проявляется в первый период функционирования

ВДК, также способствует высокой эмоциогенности , интенсифицирует деятельностную активность подростков. Ситуация новизны позволяет удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которые активно стимулируют и определяют психическое развитие и становление личности

Деятельность членов ВДК характеризуется особой разносторонностью. Член учебного коллектива, не занявший благоприятное место в системе межличностной дифференциации и не реализовавший свои свойства и способности, может найти компенсацию в других детских объединениях (секциях, клубах, семье и приятельской компании и т.п.) Референтными группами для многих становятся последние. В ВДК подобная компенсация невозможна потому, что исключено в силу автономности функционирования взаимодействие с другими структурами. Это приводит к максимальному разнообразию деятельности

Разнообразность деятельности в ВДК обуславливает в свою очередь её концентрацию и насыщенность. За день ребёнок может стать участником 3-5 совместных дел, что вызывает потенциально совместный характер почти всех видов деятельности. Совместный характер деятельности определяется также и жилищно-бытовыми условиями

У подростка, который является членов ВДК существенно меняется социальная позиция. Раньше он был учащимся - в ВДК у него иная степень зависимости от взрослых, большая мера самодеятельности и ответственности

Имеет свои особенности и процесс коллективообразования. Интенсивное общение и взаимодействие непосредственно определяют высокую динамику и развитость процессов межличностной дифференциации







Особенности функционирования ВДК: Ситуация новизны (неподготовленность к определённым явлениям, неосвоенность среды жизнедеятельности), которая особенно

Слайд 10 Особенности функционирования ВДК:


В силу автономности ВДК их члены изолируются

от различных внешних воздействий. Количество педагогов непосредственно взаимодействующих с подростками

резко сокращается. Таким образом, возникает ограниченная воспитательная среда, которая усиливает эффективность направленной педагогической деятельности. Был проведён хронометраж рабочего дня 114 педагогов 12 лагерей и 5 выездных сборов. Установлено, что в ВДК максимально увеличена длительность и плотность общения педагога с воспитанниками: 11-13 часов. С утра и до позднего времени педагог находится рядом с детьми, что приводит к существенному изменению характера общения. Он приобретает неформальный характер и позволяет педагогом и воспитанникам полнее узнать друг друга.

Увеличенное время непосредственного взаимодействия педагогов с детьми позволяет первым получать непосредственно адекватную, оперативную и достоверную информацию.

ВДК характеризуются повышенным эмоциональным климатом. Это вызвано особой динамикой процессов интеграции и дифференциации временной контактной совокупности. Повышенный эмоциональный климат ускоряет процессы группообразования, так как эмоциональные состояния обладают функцией сплочения детских объединений, и повышают деятельностную активность их членов. Высокая эмоциогенность ВДК способна также компенсировать недостаток информации, стимулирует активизацию деятельности, способствует поиску новых сведений и информационных каналов

Для членов ВДК характерна высокая деятельностная активность, определяемая необходимостью занять в структуре межличностного взаимодействия благополучное положение, разносторонностью и концентрацией деятельности, ситуацией новизна.

Концентрация во времени и пространстве общения и деятельности, ситуация новизны в первые дни, высокая эмоциогенность, большая длительность общения подростков друг с другом и с педагогами - проводят к значительному повышению эмоционально-психологического напряжения в ВДК, что в свою очередь приводит к повышенной конфликтности, поведенческой неуверенности и т.п.



Особенности функционирования ВДК: В силу автономности ВДК их члены изолируются от различных внешних воздействий.

Слайд 11Отряд детского лагеря обладает двойственной природой:
1. Он является объектом

целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых.
2. Отряд – это

в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ:
Отряд детского лагеря обладает двойственной природой: 1. Он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. 2.

Слайд 12Социально-психологические закономерности функционирования ВДК

Социально-психологические закономерности функционирования ВДК

Слайд 13

Адаптация

процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления

к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.
В условиях ВДК адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников.
Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения. Эти простые правила регламентируют условия жизнедеятельности ребят в детской группе, ставят их в равные, одинаковые условия по отношению друг к другу, что позволяет им легче взаимодействовать , чувствовать личную и коллективную ответственность, проще устанавливать дружеские связи. Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации.
Хороши и очень полезны для этого игры на знакомство, просто игры, первый отрядный разговор у костра или свечи - у живого огня, а также любые другие, общие для детей совместные мероприятия.
Адаптацияпроцесс включения человека в новые

Слайд 14 Коммуникация
процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми

с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых

взаимодействий и согласования интересов.
Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.
Коммуникацияпроцесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений,

Слайд 15

Идентификация
уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние

переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация).
оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.
Идентификация уподобление детей друг другу, определение

Слайд 16
Подражание-это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.
Сличение -

это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого

человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.
Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия:


Слайд 17Интеграция
Успешно реализуется при благоприятном протекании предыдущих процессов.
Проявляется в виде

достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого

чувства «МЫ».
Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда.
Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят.
ИнтеграцияУспешно реализуется при благоприятном протекании предыдущих процессов. Проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у

Слайд 18ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ
ВДК

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВДК

Слайд 19Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов

смены:

Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов смены:

Слайд 20Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов

смены:

Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов смены:

Слайд 21Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов

смены:

Зависимость этапов формирования и развития ВДК в лагере и этапов смены:

Слайд 22Развитие ВДК в различные периоды смены

Развитие ВДК в различные периоды смены

Слайд 23Развитие ВДК в различные периоды смены

Развитие ВДК в различные периоды смены

Слайд 24Периоды развития временного детского коллектива - это периоды доминирующего психологического

состояния, в соответствии с которыми строится деятельность и общение в

отряде в течение смены:

1. период адаптации, информационного поиска
2. период делового сотрудничества
3. период скрытых внутренних конфликтов
4. период морально-волевого напряжения
5. период творческого союза
6. период гуманистических отношений
Смена доминирующей потребности говорит о смене уровня отношений, психологического состояния, и, следовательно, требует соответствующих задач и деятельности, реализующей эти задачи
Более подробно об этом см. в файле
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!\Периоды развития ВДК.docx

Периоды развития временного детского коллектива - это периоды доминирующего психологического состояния, в соответствии с которыми строится деятельность

Слайд 27Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает

несколько ступеней развития коллектива. Вожатый может предложить ребятам определить ту

ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями:
Лутошкин А.Н. в своей книге

Слайд 29 В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний,

чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных,

тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект»
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных,

Слайд 30Маятниковый эффект

Маятниковый эффект

Слайд 32






Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно

конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая
в плане работы различные

дела в зависимости
от их «эмоциогенности»,
то есть ожидаемой способности вызывать эмоциональные состояния определенной тональности и силы, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод.
Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в

Слайд 33


В утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане,

работу: дела познавательной направленности, прогулки на природу, реализацию образовательных программ,

работу групп ЧТП, деятельность по самообслуживанию.
На вторую половину дня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить спортивные дела, развлекательные массовые программы, организовывать деятельность по интересам и различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела.
Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде

При составление планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня:

В утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу: дела познавательной направленности, прогулки на природу,

Слайд 34Наступает на 3—4 день; первые два дня он переносит легче,

так как присутствует элемент новизны ситуации
Не понимая, что происходит,

откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным: именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях

Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д.

Средства разрешения:
-интересная разнообразная деятельность,
-принятие ребенка таким, какой он есть,
-быстрое знакомство со сверстниками.
Признаки окончания:
-удовлетворение потребности в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере,
- четкое осознание перспективы общей деятельности, характера нравственных требований,
в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах,
отряд для ребенка становится значимой средой.




Средства разрешения:
•вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
•выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
•актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
•раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.
Признаки окончания:
- противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми будет поставлена увлекательная для всех перспектива.
значимым для отряда становится общий успех.
повышается статус ребят, играющих важную роль в обеспечении успеха.





Средства разрешения:
Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены.
Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.
Показатели сложившегося детского коллектива:
-успех коллектива в любой деятельности;
-наличие гуманистических отношений между детьми;
-мировоззренческое единство;
-активность всех членов коллектива;
-стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
-потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения;
-общественное мнение действует постоянно.


Наступает на 3—4 день; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации Не

Слайд 35Кризисы развития коллектива

 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
 7

день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
 9 день –

Кризис нелюбви (свечка).
 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).
Кризисы развития коллектива	3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).	7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими

Слайд 36Лидерство в ВДК

Лидерство в ВДК

Слайд 38 Наиболее эффективная форма стабильной команды та, где прослеживаются 8 командных

ролей:

Наиболее эффективная форма стабильной команды та, где прослеживаются 8 командных ролей:

Слайд 39В высокостабильной команде может быть более или менее 8 человек.

Если людей больше, то ясно, что кто-то играет одни и

те же роли, т.е. дублируют друг друга.
При меньшем количестве членов команды один человек может играть несколько ролей. Например, 1-2, часто встречаются сочетания 3-5-7, 2-6-8, 1-5, а вот сочетание 3-4 практически невозможно. Некоторые люди, вследствие своих природных данных, могут играть все роли и часто включаются туда, где считают себя нужнее.
Если в коллективе присутствуют все «ролевые персонажи», то при правильном руководстве, имеется в виду создание мотивирующих условий для каждого, от него следует ожидать больших результатов, он, несомненно, проявит признаки высокоорганизованной команды

В высокостабильной команде может быть более или менее 8 человек. Если людей больше, то ясно, что кто-то

Слайд 40Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой:


Типажи в структуре детского коллектива

 ЛИДЕР: Важно, чтобы «лидер» не был

формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство.
 В коллективе, кроме того, всегда будет «ДУША КОМПАНИИ», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
 В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «СЕРЫЙ КАРДИНАЛ». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.
 «АУТСАЙДЕР» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.
Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой: Типажи в структуре детского коллектива	ЛИДЕР: Важно, чтобы

Слайд 41О развитии малых групп в ДОЛ см. файл (интересный гендерный подход)

О развитии малых групп в ДОЛ см. файл (интересный гендерный подход)

Слайд 42 Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня

дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение

имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.
 Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.
 Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Особенности создания ВДК в разные возрастные периоды:

	Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с

Слайд 43
Структурированное​ ​мышление вожатого​ старшего отряда ​​при планировании​ ​отрядной деятельности:



Сплочение​ ​через​ ​совместное​ ​решение​
​проблемы
Сплочение​ ​через​

​совместный​ ​труд
Сплочение​ ​через​ ​взаимодействие​ ​с​
“внешним​ ​миром”
Сплочение​ ​через​ ​выделение
Сплочение​ ​через​ «комфорт»
Сплочение​ ​через​ ​секрет
Сплочение​ ​через​ ​“Угар”
Сплочение​ ​через​ ​самостоятельность
Система​ ​самоорганизации​ ​отряда​
​(Шкала​ ​Доверия)
Эмоциональные​ ​кривые




Структурированное​ ​мышление вожатого​ старшего отряда ​​при планировании​ ​отрядной деятельности: Сплочение​ ​через​ ​совместное​ ​решение​

Слайд 44Приемы создания детского коллектива:
1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и

раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
2. Формальное создание группы. Название отряда,

эмблема, девиз, выбор командира и пр.
3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила
Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории)
Участие в КТД (коллективное творческое дело)
Соревнование с другими отрядами
Обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, сборы)
Приемы создания детского коллектива:1.	Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)2.	Формальное создание

Слайд 45Организационно- хозяйственный сбор Строительство Дома
«Кирпич мудрости» – придумать собственный афоризм «Дом

– это не …., а….». Выборы командира. Каким он должен

быть?? Игры на выявление лидеров.
«Кирпич дружбы» - игры на взаимодействие
«Кирпич Находчивости» – многие строительные компании имеют аббревиатуру (зашифрованное название). Например СМУ. Расшифровать по-своему, связав с темой строительства: клоп, ежик, пупсик
«Кирпич взаимопомощи» - самая идеальная пара, действующая слаженно и очень быстро – это РУКИ. Проверим на эти качества участников. Они будут работать в прямом смысле слова как пара рук, находящихся в одной связке. 1 рука – за спину, свободные руки связываются. Общая пара рук должна завернуть коробку с подарком в оберточную бумагу и завязать бантик. Кто быстрее??
«Кирпич любви» – объяснится в любви любому предмету
«Кирпич улыбки» – шуточный конкурс «Улыбательный практикум»
Организационно- хозяйственный сбор Строительство Дома«Кирпич мудрости» – придумать собственный афоризм «Дом – это не …., а….». Выборы

Слайд 46 Особенности жизнедеятельности в ДОЛ, влияющие на эффективность самоуправления:
разнообразная коллективная организаторская

деятельность
система реальных прав и ответственности членов ДОЛ как воспитательной

организации (детей, вожатых)
сложившиеся формальная и неформальная структуры коллектива
педагогическое содействие (сотрудничество, сотворчество взрослых и детей)
методическое обеспечение (обучение и помощь детей в решении задач самоуправления)
Социально-воспитательный эффект самоуправления в ДОЛ возможен в том случае, когда существует реальное действие, в котором дети решают задачи реализации собственной активности, осуществляют собственные полномочия, выполняют свои обязанности.
Особенности жизнедеятельности в ДОЛ, влияющие на эффективность самоуправления:разнообразная коллективная организаторская деятельность система реальных прав и ответственности

Слайд 47Модель развития самоуправления в лагере
Содержание деятельности органов самоуправления

Для создания

органов самоуправления необходимо вожатому увлечь детей каким-либо интересным делом, а

затем создать соответствующий орган самоуправления для его реализации.
Важно превратить различные собрания, сборы в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут являться организаторами заданного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на коллективное обсуждение принятые идеи и (под руководством вожатых) проводит мозговой штурм.
Возможно это только тогда, когда осуществляется коллективный поиск решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственных за реализацию идеи, тем меньшую ответственность они чувствуют за результат собственной деятельности.
Наиболее интересно и эффективно проходят собрания-обсуждения, когда выбирается ведущий из числа членов отряда — нужно вожатым учиться делиться своими полномочиями.
Нецелесообразно в отряде создавать постоянно действующие органы самоуправления.
Временные органы самоуправления, независимо от срока работы, должны анализировать как собственную деятельность, так и деятельность участников проведенного дела.
Модель развития самоуправления в лагереСодержание деятельности органов самоуправления Для создания органов самоуправления необходимо вожатому увлечь детей каким-либо

Слайд 48Формы организации самоуправления детей в ДОЛ:
Микрогруппы (6-8 человек), оптимально решающие

ситуативные задач жизнедеятельности коллектива на начальном этапе его формирования. Достигается

опыт решения задач совместной деятельности, знакомства
Чередование традиционных поручений (ЧТП): деление отряда на устойчивые группы по 7-8 человек, которые в течение 3-5 дней выполняют поручения («досуговая группа», «информационная группа», «оформительская группа», «сюрпризная группа», «дежурная группа», «спортивная группа» и др.). Складывается опыт заботы о друг друге, коллективе и ответственного поведения
Инициативные группы – временные органы коллектива, избираемые из желающих для подготовки общего дела, т.е. готовых взять ответственность на себя
Творческие группы – временные органы коллектива, избираемые для подготовки общего дела из наиболее компетентных детей, имеющих опыт в данном виде деятельности
Совет дела – временный орган коллектива всего лагеря, создаваемый из представителей каждого отряда для подготовки и проведения общелагерных дел
Формы организации самоуправления детей в ДОЛ:Микрогруппы (6-8 человек), оптимально решающие ситуативные задач жизнедеятельности коллектива на начальном этапе

Слайд 49 
 
Варианты деления на группы:

  Варианты деления на группы:

Слайд 50ЧТП - чередование творческих поручений. Поручение - это конкретное задание,

дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Поручение основано на

доверии товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить что-то ребенку - значит возложить обязанности исполнить что-нибудь и потом отчитаться.
Поручения дает коллектив, совет коллектива, старший по самоуправлению. Поручения может давать и вожатый, согласовывая их с коллективом. Есть поручения длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.
ЧТП проводятся каждый день. С помощью ЧТП можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят. Группе дается поручение, которое она выполняет в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Поручения должны соответствовать возрасту детей, быть интересными, реально выполнимыми.
Весь отряд делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

Система чередования творческих поручений (ЧТП)

ЧТП - чередование творческих поручений. Поручение - это конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива.

Слайд 51
















Поручения для ЧТП:
Группа «Досуг». Эта группа помогает вожатым организовывать различные

отрядные мероприятия, готовится к вечерним общелагерным мероприятиям. Поощряйте интересные идеи

ребят и помогайте в их реализации.
Дежурная группа. Эта группа выполняет ежедневную уборку территории, закрепленной за отрядом (после зарядки), осуществляет проверку порядка в комнатах отряда.
Группа «Оформитель» выпускает ежедневную отрядную газету о жизни коллектива и лагеря в целом.
Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа «Сюрприз». Само название указывает на то, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение Дня или на вечернем огоньке ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все что угодно. Если у кого-то день рождения, то группа должна позаботиться о поздравлении.
Группа «Мастер». Эти ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа «Летопись». Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
На вечернем огоньке обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания.
Поручения для ЧТП:Группа «Досуг». Эта группа помогает вожатым организовывать различные отрядные мероприятия, готовится к вечерним общелагерным мероприятиям.

Слайд 52ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕСТЬ ИДЕЯ»

I ЭТАП
Формируются микрогруппы
Получают «черный пакет» (2-3 не

связанных между собой предметов)
Примерный набор предметов:
1 – мячики надувные, мотки

ниток, листы А-4, маркеры
2 – мешки, обручи, ватман, мелки
3 – шарики, старые газеты, палки, одноразовые стаканчики
Задача: придумать необычные конкурсы с предметами
Презентация экспертам (вожатые, методисты…) и получение сертификата на проведение конкурса

ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЕСТЬ ИДЕЯ»I ЭТАПФормируются микрогруппыПолучают «черный пакет» (2-3 не связанных между собой предметов)Примерный набор предметов:1

Слайд 53ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕСТЬ ИДЕЯ»
II ЭТАП
Формирование творческих групп из членов микрогруппы:

выбирают одного из микрогруппы - кто больше всех смог предложить

идей для разработки конкурсов (выходит с сертификатами);
Выбирают одного из микрогруппы - кто умеет сочинять стихи, дружит с литературным словом
ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА СЦЕНАРИСТОВ И ВЕДУЩИХ
(разрабатывают сценарий и проводят программу)
Формирование творческих групп из членов микрогруппы:
выбирают одного в группу оформителей (оформить отрядное место к программе)
Из оставшихся формируют группы «Сюрприз» (творческие заставки перед блоками)
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10 МИНУТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ВСТРЕЧАЮТСЯ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ ДЕЙСТВИЯ





ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЕСТЬ ИДЕЯ»II ЭТАПФормирование творческих групп из членов микрогруппы: выбирают одного из микрогруппы - кто

Слайд 54ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЕСТЬ ИДЕЯ»

III ЭТАП
ОТРЯДНОЕ ДЕЛО
IV ЭТАП
ОТРЯДНЫЙ ОГОНЕК – ПОДВЕДЕНИЕ

ИТОГОВ






ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЕСТЬ ИДЕЯ»III ЭТАПОТРЯДНОЕ ДЕЛОIV ЭТАПОТРЯДНЫЙ ОГОНЕК – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Слайд 55Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:
Необходимо ответить для

себя на следующий вопрос: чему он хочет научить детей своего

отряда в процессе организации самоуправления?
Нужно понять для себя, какие полномочия он может и хочет передать детям в отряде
Вспомнив возрастные особенности детей, определить их возможности для реализации задуманных идей
Определить, какая управленческая структура будет существовать в его отряде, какие поручения можно инициировать для этого
Важно попытаться спрогнозировать цикличность чередования творческих поручений; претворять свои идеи в жизнь.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде: Необходимо ответить для себя на следующий вопрос: чему он хочет

Слайд 56Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению
Поиск.

Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина

лагеря. (Разведка дел, поисковые десанты и др.).
Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотиповые дела, используя методику коллективного творческого планирования. (Методы «мозговой штурм», «шкатулка предложений», «аукцион идей»).
Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого, определения творческих заданий организаторам деятельности.
Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у

Слайд 57Формы коллективного целеполагания и планирования
«Стартовая беседа»:
- увлечение радостной

перспективой (приемы «давайте помечтаем», «давайте попробуем», «представим, что наш класс…»)
-

увлечение добрым делом
- увлечение творчеством (прием «давайте подумаем, как сделать наши дела более интересными, необычными, неожиданными, яркими»)
- увлечение борьбой с трудностями, с проблемами
Обсуждение вопросов:
Что сделаем?
Для кого?
Когда сделаем?
Кто участвует?
Как организовать подготовку?
Что нужно?
Кому доверить руководство делом?

Формы коллективного целеполагания и планирования   «Стартовая беседа»:- увлечение радостной перспективой (приемы «давайте помечтаем», «давайте попробуем»,

Слайд 58
1. Коллективный анализ дел класса. Что удалось, понравилось? Что не удалось,

не понравилось?
2. Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану

класса. Защита проектов.
3. Анкета мнений и предложений (с вопросами).
4. Спецвыпуск классной газеты «Наше предложение», «Каким быть классу в этом учебном году» и т.д.
5. Тематические задания по группам (учебные сектора, культмассовики, спортсмены, редколлегия и т.д. – свои планы);
6. Конкурс проекта «Главное дело года»;
7. Копилка интересных идей (ящик);
8. Задание «Разведчики» (узнать о предстоящих в этом году мероприятиях).

Формы коллективного целеполагания и планирования

1.	Коллективный анализ дел класса. Что удалось, понравилось? Что не удалось, не понравилось?2.	Творческий конкурс между микрогруппами на

Слайд 59Стихотворения-призывы

Идея пришла? Кричите ура!
Интересной, насыщенной будет игра.
Так дайте идее

всех нас поразить,
Ведь жизнь нам поможет она изменить!!!
Ребята, привет!
Нужен совет!
Выдвигай

поскорей много разных идей.
Принимаются для накопления
Все идеи без исключения!
Добро пожаловать в Страну Фантазии,
Предложений, задумок и разнообразия!
Представьте, что Вы – Генератор Идей.
Фиксируйте их на бумаге скорей!

Стихотворения-призывы Идея пришла? Кричите ура!Интересной, насыщенной будет игра.Так дайте идее всех нас поразить,Ведь жизнь нам поможет она

Слайд 60Акция «Отряд»

Акция «Отряд»

Слайд 61Игра – эстафета
Сбор - игра «Морское путешествие»
Игры «Сафари», «Дорога»,

«Интерес», «Мы- альпинисты»
БАНК (Аукцион) идей


Формы интерактивных технологий планирования

Игра – эстафета Сбор - игра «Морское путешествие»Игры «Сафари», «Дорога», «Интерес», «Мы- альпинисты»БАНК (Аукцион) идейФормы интерактивных технологий

Слайд 62Коллективное планирование «Путешествие экипажами». Варианты станций:

?» Я умею и могу научить

ребят …
Могу провести в классе …
«Ромашка» Я очень не люблю …
»

Коллективное планирование «Путешествие экипажами». Варианты станций: 	?»		Я умею и могу научить ребят …Могу провести в классе …«Ромашка»	Я

Слайд 63Игра «Морское путешествие»
1.Наш коллектив - это кораблик, плывущий по морю

(указывается на плакат). На его пути встречаются различные преграды, черные

тучи и ураганный ветер, но он смело стремится к своей цели. А что нам мешало жить лучше в прошлом году? (Вопросы обсуждаются в группах, решения записываются на "капельках", вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к "тучам? )
2.А что нам помогало? Что поддерживало нас в прошлом году? (Ответы записывают на "лучах солнышка")
3.Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся? (После обсуждения листочки с записанными на них делами прикрепляют на соответствующие "волны". Листы с совпадающими предложениями наклеиваются друг на друга. )
4.Мы все - одна команда. Давайте "разместимся" по каютам нашего корабля. На одной стороне круглых жетончиков отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а на другой - напишите о своих проблемах, которыми вы хотите поделиться с одноклассниками. (Эти жетоны приклеиваются на "иллюминаторы корабля")
5.А теперь каждый из вас на "флажках" напишет свою микропрограмму; чему бы вы хотели научиться, чего достичь в этом году, чего вы лично хотели бы добиться ("флажки" приклеиваются на "паруса")
6.Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по "морю дел" к заветной цели, но мы еще не так сильны, чтобы справиться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании? (Обсуждают и приклеивают листочки на "маяк")
7.Наш корабль в море не одинок, на его пути встречаются и другие корабли. Мы живем среди других коллективов. Что же мы можем сделать для них? (Предложения учащиеся записывают на "чайках" и приклеивают около "корабля".)
8.Далее предложенные дела анализируются, наиболее интересные отбираются для проведения. Дети определяют дела, которые будут организованы в ближайшее время, отмечая их "звездочкой". С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.

Игра «Морское путешествие»1.Наш коллектив - это кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются

Слайд 64Игра «Сафари»
Подготовка:

оформление рекламы от туристической фирмы «Ветер удачи», разделение на

микрогруппы, выбор маршрута.
Вожатый (представитель туристической фирмы) показывает детям туристический буклет и рассказывает о предстоящем им «путешествии» (смене в ДОЛ).
Дети вспоминают, в каких путешествиях они побывали в прошлым летом, что они узнали, что им понравилось, что им удалось, а что не удалось.
Представитель туристической фирмы записывает все мысли детей по этому поводу и предлагает отправиться в сафари.
Детям предлагается сесть в специальные джипы для путешествия (внедорожники). Из расчета, что в отряде 30 человек – 5 внедорожников, по 6 человек в каждом. В каждый из джипов выбирается водитель – экскурсовод, который будет записывать предложения, а потом их зачитывать (он же – лидер группы).
Далее каждой группе предлагается выбрать маршрут путешествия.
- для начала – какие могут встретиться препятствия на пути: зыбучие пески (т.е. кто-то тянет время, не хочет или не торопится выполнять возложенные на него обязанности) и т.д., тому подобное.
- далее – как бороться с этими препятствиями на пути (действовать сообща).
- в конце – дети предлагают, что бы они хотели посмотреть в это сафари (т.е. дела, которые они хотели бы организовать в отряде).
6. Представитель туристической фирмы просит представить экскурсоводов возможный маршрут.
а) Все обсуждают варианты и выбирают общий вариант сафари.
б) Все обсуждают варианты и каждый внедорожник едет по отдельному маршруту (т.е. отвечает за разработку придуманных им дел.)


Игра «Сафари»         Подготовка: оформление рекламы от туристической фирмы «Ветер

Слайд 65Каждому участнику надо в конце игры заполнить индивидуальную карточку-таблицу «Я

планирую в этом году». В графу «Дела в коллективе» «дети»

записывают мероприятия, отобранные в процессе планирования, и отмечают знаком «+» степень своего участия в них в соответствующих графах:
Каждому участнику надо в конце игры заполнить индивидуальную карточку-таблицу «Я планирую в этом году». В графу «Дела

Слайд 66Способы проведения педагогами своих замыслов и идей в процессе планирования:
а)

предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе

учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;
б) выступление перед участниками планирования учащего­ся или взрослого, который был участником или очевидцем важ­ной для коллектива идеи, формы работы;
в) организация посещения, встречи с коллективом, где ап­робирована, реализуется необходимая и педагогически целе­сообразная идея;
г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;
д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом; е) включение (внедрение) педагога в работу творческих по­исковых групп "на равных»;
ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;
з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;
и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсужде­ния плана;
к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;
л) чтение и обсуждение литературы, которая может подска­зать нужную идею, замысел;
м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцен­тах и специально поставленных вопросах учащиеся и родите­ли выходят на нужную идею.
 

Способы проведения педагогами своих замыслов и идей в процессе планирования:а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами,

Слайд 67Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин,

обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону

действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века.

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый

Слайд 68Виды командообразования
Тренинг
Корпоративные игры с элементами командообразования
Сплачивающие мероприятия

Виды командообразования ТренингКорпоративные игры с элементами командообразованияСплачивающие мероприятия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика