Разделы презентаций


Время в литературе

Содержание

Литературное время — категория поэтики, т.е. раздела теории литературы, изучающего систему выразительных средств.Литературное время — форма бытия и мышления«Время — не предмет, а идея» (Достоевский)Общие сведения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ
vk.com/polarday51
Время в литературе

Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯvk.com/polarday51Время в литературе

Слайд 2Литературное время — категория поэтики, т.е. раздела теории литературы, изучающего

систему выразительных средств.
Литературное время — форма бытия и мышления
«Время —

не предмет, а идея» (Достоевский)

Общие сведения

Литературное время — категория поэтики, т.е. раздела теории литературы, изучающего систему выразительных средств.Литературное время — форма бытия

Слайд 3Стандартная классификация

Стандартная классификация

Слайд 4Время и род литературы

Время и род литературы

Слайд 5Время в лирике грамматично (Лихачев)

Время в лирике грамматично (Лихачев)

Слайд 6Время и пространство — это времяпространство (хронотоп) (Бахтин)
Художественное время —

производная от пространства (Лотман и далее к Топорову)
Время и пространство

Время и пространство — это времяпространство (хронотоп) (Бахтин)Художественное время — производная от пространства (Лотман и далее к

Слайд 7Время в литературе условно (А.Б. Есин)
Время в литературе дискретно (не

непрерывно)
«До завтра было еще далеко»
Время А
Время Б
Долго ли, коротко ли

Время в литературе условно (А.Б. Есин)Время в литературе дискретно (не непрерывно)«До завтра было еще далеко»Время АВремя БДолго

Слайд 8«Война и мир» начала публиковаться в 1863 г., но рассказывает

о событиях 1805–1820 гг.
Время рассказывания: просто
Изображенное время
Время рассказывания
Прошлое

«Война и мир» начала публиковаться в 1863 г., но рассказывает о событиях 1805–1820 гг.Время рассказывания: простоИзображенное времяВремя

Слайд 9«Это было вчера вечером, а наутро... Наутро?! Безумец, да ведь

это... утро было сегодня, еще давеча, только давеча» (Достоевский)

Изложение с

нарраториальной точки зрения: это было сегодня относительно времени рассказывания и применительно к рассказчику;
Переход в изображаемое время: наутро;
Возврат во время рассказывания = тождество времени: это утро было сегодня.

Время рассказывания: сложно

(По В. Шмиду)

«Это было вчера вечером, а наутро... Наутро?! Безумец, да ведь это... утро было сегодня, еще давеча, только

Слайд 10Циклическое и динамическое время

Циклическое и динамическое время

Слайд 11Модернизм предполагает возврат в циклическое время, поскольку он освещает неомифологическое

сознание:

Блум возвращается домой («Улисс» Дж. Джойса);
Марсель «обретает время» (Пруст);
Шариков снова

становится собакой.

(по В. Рудневу)

Другая точка зрения

Модернизм предполагает возврат в циклическое время, поскольку он освещает неомифологическое сознание:Блум возвращается домой («Улисс» Дж. Джойса);Марсель «обретает

Слайд 12Дафнис и Хлоя не стареют:

Возвращение в исходную точку пространства в

античности совпадало и с возвращением в исходную точку времени

(Пока нас

где-то нет, время там не идет: мы возвращаемся в то же место, а значит, в то же и время — логика мифа)
(По М.М. Бахтину)

«Обнуление» циклического времени

Дафнис и Хлоя не стареют:Возвращение в исходную точку пространства в античности совпадало и с возвращением в исходную

Слайд 13Герой былины (мифа) сам «толкает» время (Лихачев);
Автор-творец останавливает или искажает

время (Толстой, лирические отступления Гоголя);
Продвинутый герой полифонии тоже может останавливать

время (Кириллов);
Автор может повернуть время вспять (Стерн).

Власть над временем

Герой былины (мифа) сам «толкает» время (Лихачев);Автор-творец останавливает или искажает время (Толстой, лирические отступления Гоголя);Продвинутый герой полифонии

Слайд 14Такое разное время модернизма

Такое разное время модернизма

Слайд 15Разнонаправленное время
Таким образом, текст — это реальность «в обратную сторону»,

антиреальность.
Кто-то сказал «реализм»?
(по В. Рудневу)

Разнонаправленное времяТаким образом, текст — это реальность «в обратную сторону», антиреальность.Кто-то сказал «реализм»?(по В. Рудневу)

Слайд 16Конфликт не может не быть ограниченным по времени
Время и конфликт
По

В.Е. Хализеву
(снова
об энтропии)

Конфликт не может не быть ограниченным по времениВремя и конфликтПо В.Е. Хализеву(сноваоб энтропии)

Слайд 17Пьер Безухов танцует на балу;
В это время умирает его отец;
Пьер

не знает, что его отец умер;
Затем Пьер узнаёт, что его

отец умер.

Следовательно, отец Пьера для Пьера умирает тогда, когда он узнаёт о его смерти.

Время и информация

Пьер Безухов танцует на балу;В это время умирает его отец;Пьер не знает, что его отец умер;Затем Пьер

Слайд 18«Мир раскрывается в разрезе чистой одновременности и сосуществования» (Бахтин)
Одновременность
Текст (полифонический);
Одна

и та же секунда
Иван в Москве
Митя убегает
Смердяков убивает отца
Отец убивается

Смердяковым

Слуга лежит без сознания

И Черт с ним

Все за всех перед всеми виноваты

«Мир раскрывается в разрезе чистой одновременности и сосуществования» (Бахтин)ОдновременностьТекст (полифонический);Одна и та же секундаИван в МосквеМитя убегаетСмердяков

Слайд 19Грубо говоря, это время сослагательного наклонения
Ветвящееся время
Так строили свои тексты

Борхес («Сад расходящихся тропок»), Павич («Хазарский словарь», «Ящик…»)
«Форма линий времени

имеет свой инвариант» (Флоренский)
Грубо говоря, это время сослагательного наклоненияВетвящееся времяТак строили свои тексты Борхес («Сад расходящихся тропок»), Павич («Хазарский словарь»,

Слайд 20Так выстроил свой «Эксперимент со временем» Дж. Данн:
Серийное время
Точка А
Точка

Б
Точка В
Рекурсия — тоже пример серийности

Так выстроил свой «Эксперимент со временем» Дж. Данн:Серийное времяТочка АТочка БТочка ВРекурсия — тоже пример серийности

Слайд 21«Евгений Онегин» «рассчитан по календарю»: можно высчитать год рождения Ленского.
Поэма

«Кому на Руси жить хорошо» «рассчитана по сельскохозяйственному календарю»
«Бесы» Достоевского

рассчитаны по хронометру:

Точное время 9 часов 34 минуты

Приезд Прасковьи: 12:20
Монолог Лебядкина: 12:40
Петр Верховенский помогает Ставрогину: 12:50
Ставрогин получает удар по лицу: 13:15

(по Л. Сараскиной)

«Евгений Онегин» «рассчитан по календарю»: можно высчитать год рождения Ленского.Поэма «Кому на Руси жить хорошо» «рассчитана по

Слайд 22Сцена убийства Раскольниковым длится намного дольше, чем она могла бы

произойти в реальности.

На опрокинутый кувшин Глядел вернувшийся из рая. В пустыне только

миг один, А там века текли, сгорая.
К. Бальмонт

Замедление времени

Сцена убийства Раскольниковым длится намного дольше, чем она могла бы произойти в реальности.	На опрокинутый кувшин Глядел вернувшийся

Слайд 23Не надо описывать каждое действие

Каждый вдох и выдох;
Каждый удар сердца;
Каждое

движение персонажа.

Тем более не нужно комментировать каждое действие. Нужно ПОКАЗЫВАТЬ,

а не НАЗЫВАТЬ

Ничего слишком

Не надо описывать каждое действиеКаждый вдох и выдох;Каждый удар сердца;Каждое движение персонажа.Тем более не нужно комментировать каждое

Слайд 24Время стремится «достичь конца».
«Кризисное» время «уплотняется» («сгущается» — Бахтин) и

перетекает в пространство, окружающая среда становится динамичной, т.е приобретает свойство

времени. Так рождается хронотоп.

«Он шел по тротуару как пьяный… и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной»
(Преступление и наказание)

Сжатие времени

Время стремится «достичь конца».«Кризисное» время «уплотняется» («сгущается» — Бахтин) и перетекает в пространство, окружающая среда становится динамичной,

Слайд 25Время в литературе отображено как «цепь событий»
Ограниченность времени
По В.Е. Хализеву

Время в литературе отображено как «цепь событий»Ограниченность времениПо В.Е. Хализеву

Слайд 26В прозе «каждый следующий шаг ритмического движения не предопределяется предыдущим,

а заново формируется на каждом новом этапе этого движения»
Другое мнение.

В прозе всегда «Юрьев день» (Мандельштам)
В прозе «каждый следующий шаг ритмического движения не предопределяется предыдущим, а заново формируется на каждом новом этапе

Слайд 27Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.
Время и пространство

в литературном произведении
Данн Д. Серийное мироздание. М. : Художественный журнал,

1995, № 8.
Данн Д. Эксперимент со временем. М. : Аграф, 2000. – 224 с.
Драгомирецкая Н. Время в литературе
Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского//Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1978.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Под редакцией Л.В. Чернец.
Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора // Русская литература, 1962, № 4.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1967.
Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени
Мандельштам О.Э. Слово и культура. М. : Советский писатель, 1987. – 320 с.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М. : Аграф, 1999. – 384 с.
Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы.
Рыжухина Г. В. Время в литературе
Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение. М. : Советский писатель, 1990. – 480 с.
Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении // дисс. к.ф.н., М., 1999.

Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.Время и пространство в литературном произведенииДанн Д. Серийное мироздание. М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика