Слайд 1Введение. Методологические основы изучения дисциплины
Слайд 2Происхождение и содержание термина «книга». Предмет исторического книговедения.
Методы историко-книговедческого исследования.
Связь исторического книговедения с другими отраслями знания и научными дисциплинами.
Специфика
книги как исторического источника. Основные источники исторического книговедения.
Книга в системе книжного дела.
Отечественная историография истории книги (краткий обзор).
Есипова В. А. История книги : учебник по курсу "История книжного дела" : [для студентов вузов, обучающихся по специальности 030901.65 "Издательское дело и редактирование"] / В. А. Есипова ; Том. гос. ун-т. - Томск : Издательство Томского университета, 2011. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000419428
Слайд 3Происхождение и содержание термина «книга»
И.Е.Баренбаум: «Книга – это произведение письменности
или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму (идеографическую, алфавитную, нотную,
цифровую), зафиксированную на любом материале (камень, глина, кожа, папирус, шелк, доска, бумага, синтетические материалы), выполняющее одновременно ряд функций (информационно-коммуникативную, идеологическую, познавательную, эстетическую, этическую и др.) и адресованное реальному или абстрактному читателю».
Слайд 4Происхождение и содержание термина «книга»
Е.Л.Немировский: «Книга есть знаковая система, в
которой для обмена семантической информацией между двумя другими материальными системами,
например, автором и реально существующим миром или автором и читателем, используется совокупность визуально воспринимаемых шрифтовых знаков или графических изображений, воспроизведенных на листовом материале рукописным или полиграфическим способом».
Слайд 5Соотношение понятий «книга» и «документ»
Самое широкое определение документа: «записанная информация,
которая может быть использована в документационном процессе». По определению И.Е.Баренбаума,
документ – «все, что представляет информационно-правовую ценность»
Слайд 6Соотношение понятий «книга» и «документ»
Документ: Зафиксированная на носителе информация с
реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
(ГОСТ Р 7.0.8.-2013 "Делопроизводство и архивное дело
- Термины и определения"
Подробнее: http://ecm-journal.ru/docs/GOST-R-708-2013-Deloproizvodstvo-i-arkhivnoe-delo---Terminy-i-opredelenija.aspx )
Слайд 7Происхождение термина «книга»
общеславянское «къñuga»;
старокитайское «küan» (ky en) - «свиток бумаги»
(книга в форме свитка);
Остромирово Евангелие: «кънигы» - «буквы, письмо»;
Египетский папирус
– papier;
Греч. Biblos - материал для письма;
Лат. Liber - материал для письма;
Германское buch и английское book (связанное с нем. Buchе – буковое дерево, на обрубках которого писали);
Древнееврейское «катав» (написанное), в современном иврите «сефер» (первоначально означало материал для письма из шкур);
Араб. «китаб» - написанное.
Слайд 8История книжной культуры как учебная дисциплина
История книги как учебная дисциплина
рассматривает историю рукописной и печатной книги, тематику и типы книг,
их возникновение и развитие, способы распространения и восприятия (чтения) в связи с историей типографий и издательств, а также условия общественного бытования книги.
Слайд 9История книжной культуры как учебная дисциплина
В.И.Харламов: «под историей книги в
самом общем виде мы понимаем движение книжного потока в обществе
– в пространстве и во времени и познание этого движения».
С.П.Луппов: история книги, как история всего библиотечного процесса, включает в себя:
Создание книги (организация и общие вопросы техники издательского дела, переписка книг, тематика печатной и рукописной книги, цензура, шрифты, почерки, орфография, художественное оформление книги);
Распространение книги (торговля и другие пути распространения книги, влияние зарубежной книжной продукции, книгообмен);
Образование больших книжных собраний и библиотек (условия появления, состав, влияние на развитие общества);
Использование книги (читатели, специфика запросов разных слоев, книга как активный метод проявления этих запросов).
Е.Л.Немировский:
Ряду «форма общественного сознания – литература – книга» соответствует ряд «содержание – произведение – документ».
«История форм общественного сознания занимается эволюцией содержания, история литературы – эволюцией произведений, а история книги – эволюцией документа».
Слайд 10Терминология
Документ - сложный объект, представляющий собой единство информации и материального
(вещественного) носителя
Книга - важнейший источник информации, канал социальной коммуникации, основная
разновидность документа в составе фондов библиотек и других документно-коммуникационных структур
Издание - основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа
Слайд 11Терминология
Книжное издание - издание в виде книжного блока, т.е. скрепленных
в корешке листов печатного материала любого формата
Информация - сведения о
чем-либо независимо от формы их представления
Электронный документ - информация, зафиксированная на материальном носителе в виде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная для передачи во времени и пространстве
Слайд 12Терминология
Текст - связная и полная последовательность знаков
Контекст - среда, в
которой существует объект
Произведение - результат авторской работы, носящий творческий характер,
имеющий вид законченного продукта: рукописи, картины, рисунка, нотной записи
Слайд 13Комплексный характер книги как общественного явления
Книги как комплексное явление включает
в себя ряд аспектов:
Материально-конструктивный аспект книги - характеристика книги как
предмета материальной культуры: материалов, из которых она изготовлена, способов и технологий, которые применялись для воспроизведения текста и иллюстраций, внешнего и внутреннего оформления, структурирования текста
Семиотический аспект книги - передача мысли осуществляется посредством кодировки сообщения: преимущественно при помощи языка, но также и другими способами
Коммуникативный аспект книги - книга служит средством коммуникации между людьми, передавая информацию через время и пространство
Художественно-эстетический аспект. Выражается в основном через сочетание двух предыдущих (эстетическое воздействие текста + эстетическое воздействие оформления книги), но на деле гораздо шире. Достаточно сказать, что качественный текст может быть безобразно оформлен — и это лишь одна сторона проблемы);
Информационный аспект. Является производным от первых трех. Информацию можно извлекать не только из текста (так осуществляется познавательная функция книги) или художественного оформления книги, но и из их взаимодействия, а также из внешних признаков, появившихся на книге в процессе ее бытования, а не производства
Слайд 14Функции книги
Функция книги как товара - книга является предметом материальной
культуры и, следовательно, обладает материальной ценностью, имеющей денежное выражение
Функция книги
как объекта распространения - главный источник этой функции – семиотический и информационный аспекты книги как общественного явления
Функция книги как объекта хранения и изучения - в каждом конкретном случае книга сохраняется и изучается либо как объект, представляющий материальную ценность, либо из-за ее содержания, либо в связи с сочетанием того и другого, либо по индивидуальным причинам
Слайд 15Книга в системе СМИ
Книга и периодическая печать
Радио, кино, телевидение и
книга
Электронные средства коммуникации и книга
Слайд 16Книга в системе СМИ
Книга и периодическая печать
Сходство:
как книга, так и
периодическая печать выполняют информационную функцию;
передача информации осуществляется с помощью напечатанного
текста.
Различие:
книга предназначена для хранения и аккумулирования долговременной информации. Периодическая печать предназначена для выполнения оперативной информационной функции.
Слайд 17Книга в системе СМИ
Радио, кино и телевидение
Сходство с книгой:
выполнение информационной
функции.
Различие:
информация передается посредством визуальных и аудиальных образов, практически без использования
печатного текста.
Слайд 18Книга в системе СМИ
Электронные средства коммуникации
Преимущества компьютерных средств коммуникации перед
всеми, перечисленными выше, очевидны:
оперативность;
возможность компактного хранения больших объемов информации;
простота интерфейса
и удобство в работе.
Однако у компьютера отсутствует целый ряд качеств, которыми обладает книга:
компактность размера книги.
традиция, привычка.
Слайд 19Методы историко-книговедческого исследования
функциональный. Главным методом науки о книге, пригодным для
всех её отраслей, является функциональный метод, который позволяет исследовать книгу
с учётом всех её элементов, а книговедческие процессы — в связи с реальным или гипотетическим читателем. Функциональный метод не является методом исключительно книговедческим, но он является базовым для науки о книге.
Слайд 20Методы историко-книговедческого исследования
аналитико-тематический; Исследование функций книги, её социальной роли (идеологической,
культурной, научной, эстетической, этической) возможно лишь при углублённом изучении тематического
состава книжного репертуара того или иного исторического периода; книжного собрания, коллекции; продукции определённого издательства, наконец, тематики конкретного издания
Слайд 21Методы историко-книговедческого исследования
структурно-типологический (системно-книговедческий); Типология является классификационным методом. Типология изданий
обусловлена функциональной спецификацией книжного дела и книговедческого знания. Тип книги
связан с её функциями и опосредованно определяется его целевой и читательской ориентацией
Слайд 22Методы историко-книговедческого исследования
типографический (палеографический); Это по преимуществу метод изучения книги
как памятника материальной культуры и произведения полиграфического искусства. Он обусловлен
материальной стороной книги, особенностями её производства, структурными особенностями её оформления. При помощи типографического метода выявляется своеобразие всех составных формообразующих элементов книги: титульных листов, текста, книжных полос, переплёта, обложки и пр.
Слайд 23Методы историко-книговедческого исследования
библиографический. Библиографические методы. К ним относятся методы изучения
печатной продукции по так называемым внешним данным, а также путём
книговедческого просмотра — выборочного чтения с целью подбора, фиксации и систематизации информации в форме библиографических пособий (списков, указателей, обзоров, картотек и пр.).
Слайд 24Дискуссия по методам исторического книговедения
Слайд 25Междисциплинарные связи
истории книжной культуры
литературоведение и науковедение (содержание – форма);
история
(процесс). Особая роль вспомогательных исторических дисциплин;
науки о культуре;
социология, психология, педагогика;
экономические
и юридические науки.
Слайд 26Междисциплинарные связи
истории книжной культуры
Слайд 27Специфика книги как
исторического источника
Исторический источник - продукт целенаправленной человеческой
деятельности, явление культуры.
Классификация исторических источников по Э. Бернгейму:
А известия (традиция)
- устная традиция
- письменная традиция
- изобразительная традиция.
Б остатки (непосредственные следы событий).
По этой классификации, книга является одним из источников. Ее специфика двоякая:
А) специфика книги как таковой (см. соотношение понятий книги и документа;
Б) специфика задач классического источниковедения и исторического книговедения (сейчас они сближаются на базе информатики). Книга-инструмент и книга-источник.
Слайд 28Основные источники исторического книговедения
На уровне экземпляра:
А) книга как таковая;
Б) каталог
(описание). Различные виды каталогов, поэкземплярное описание.
На уровне издания:
А) библиографические справочники;
Б)
репертуары издательств;
В) списки, изданные книжными магазинами.
На уровне среды бытования:
А) статистические материалы;
Б) законодательные материалы;
В) мемуары и пр.
Слайд 29Книга в системе книжного дела
Книжное дело – это система взаимодействующих
и решающих общие задачи отраслей культуры и производства, связанных с
созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Включает издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело
Слайд 30Книга в системе книжного дела
Составляющие этой системы:
отбор для полиграфического воспроизводства
и распространения произведений науки, литературы, искусства, её профессиональная оценка, подготовка
для печати и выпуск – функция издательского дела. На этом этапе основными участниками процесса являются автор, его рукопись и издательство.
множественное воспроизведение книги – функция полиграфической промышленности. Главный участник этапа – производство.
распространение и пропаганда книги – функция книжной торговли. Главный участник этапа – книготорговая организация.
сбор, специальная обработка и хранение книг, их пропаганда и руководство чтением осуществляется библиотековедением. На этом этапе процессом общественного пользования занимается библиотечное дело.
целенаправленное информирование – задача библиографии. Библиографическая деятельность осуществляется на этом этапе.
читатель – конечный пользователь всей этой системы
Слайд 31Книга в системе книжного дела
Система книжного дела является иерархической, сложной
и открытой. Она действует в рамках социума.
Отсюда следует несколько существенных
выводов:
составные части, из которых состоит сложная система, развиваются неравномерно;
возникающие неравномерности в развитии порождают нарушение равновесия внутри системы и в ее связях как внутри самой себя, так и с социумом;
ликвидация неравномерности развития может происходить как скачкообразно – например, в виде технологических прорывов (создание письменности, изобретение книгопечатания), так и постепенно (введение стандартизации, появление книгоиздателей-монополистов). Необходимо помнить при этом, что:
а) при рассмотрении необходимо учитывать не только крупные технологические скачки, но и неравномерности в развитии остальных составных частей системы книжного дела;
б) возникновение и ликвидация неравномерностей в развитии происходят по-разному в разных историко-географических условиях – что и составляет, собственно, предмет традиционно понимаемой истории книги
Слайд 32Отечественная историография истории книги
Этапы развития книговедческого знания в России:
Первоначальный этап
развития книговедения XVIII- начало XIX в. Для первоначального этапа характерно
широкое толкование библиографии как книговедения (библиологии).
Исследователи: А.И. Богданов, В.С. Сопиков, А.Г. Анастасевич, К.Ф. Калайдович, П.М. Строев и др.
В целом первоначальный этап развития истории книги в России можно охарактеризовать как период накопления эмпирического материала (в первую очередь в области исторического книговедения и библиографии), а также как время первых терминологических и теоретических построений.
Слайд 33Отечественная историография истории книги
К.Ф. Калайдович
Константин Федорович
Калайдович (1792 – 1832)
Слайд 34Отечественная историография истории книги
Павел Михайлович Строев (1796 – 1876)
Слайд 35Отечественная историография истории книги
Книговедение в России во второй половине XIX
в. Главная черта этого периода: происходит сужение понятий «книговедение» и
«библиология» до рамок историко-книжной науки, усиливается дифференциация, обособление наук, в том числе и книговедческого цикла.
В целом можно считать, что к концу XIX в. произошел процесс дифференциации областей книжного дела, расширение масштабов библиографической практики, накопление опыта и результатов исследований. Активизировалась деятельность библиографических комиссий, увеличилось число библиографов-энтузиастов — все это породило необходимость и возможность создания профессиональных книговедческих организаций.
Слайд 36Отечественная историография истории книги
Павел Константинович Симони (1859 – 1939)
Слайд 37Отечественная историография истории книги
Книговедение в конце XIX – начале XX
вв.
Появление первых обобщающих работ по истории книги;
Создание Русского библиографического общества
и русского библиологического общества;
Исследователи: Н.М. Лисовский, А.М. Ловягин.
Слайд 38Отечественная историография истории книги
Николай Михайлович Лисовский (1854 – 1920)
Слайд 39Отечественная историография истории книги
Александр Михайлович Ловягин (1870 – 1925)
Слайд 40Отечественная историография истории книги
Основные итоги развития истории книги в России
к 1917 г.:
был накоплен и опубликован значительный массив фактического материала;
появились и обобщающие работы;
история книги была осознана как составная часть книговедческой науки и в этом качестве она и фигурировала в методологических работах по книговедению;
была намечена проблема соотношения истории книги с другими дисциплинами книговедческого цикла и другими отраслями знания (в первую очередь – с историей литературы);
началось преподавание истории книги как учебной дисциплины.
Слайд 41Отечественная историография истории книги
Отечественная история книги в 1917-1941 гг.
В 20-30
гг. XX в. наметились два основных направления в развитии истории
книги:
общеметодологическое направление, представленное трудами Н. М. Лисовского и А. М. Ловягина, занимавшееся разработкой состава, сущности и структуры науки о книге;
разработка теории отдельных традиционно существовавших книговедческих дисциплин.
Исследователи: М.Н. Куфаев, М.И. Щелкунов, А.В. Мезьер.
Слайд 42Отечественная историография истории книги
Михаил Николаевич Куфаев (1888 – 1948)
Слайд 43Отечественная историография истории книги
В целом отечественная история книги в 1917-1941
гг. бурно развивалась: продолжали трудиться известные ученые, начавшие свою деятельность
еще до 1917 г. (например, А.М. Ловягин), возникла целая плеяда талантливых теоретиков, создавших ряд обобщающих книговедческих работ. Однако поступательное развитие исторического книговедения было прервано по идеологическим соображениям, что привело к ряду лет стагнации в рассматриваемой области исследований.
Слайд 44Отечественная историография истории книги
Основные черты послевоенного периода развития истории книги
в СССР:
расширение круга научных учреждений, занимающихся историко-книговедческой проблематикой;
защита диссертаций по
истории книги;
появление ряда обобщающих и энциклопедических работ.
Слайд 45Отечественная историография истории книги
Историческое книговедление в СССР в 40-е –
90-е гг. XX в. Всплеск исследовательской активности в истории книги
приходится на 50-60 гг. XX в.
Исследователи: А.С.Зернова, А.А. Сидоров, Е.И. Кацпржак, Е.Л. Немировский, И.Е. Баренбаум, С.П. Луппов, А.С. Мыльников.